Судьба пулемета

      
         Двор, как двор.Аккуратный.
  Я осмотрелся. Вдохнул московский воздух. Увидел идущих ко мне двух пареньков.

         - Привет! Ты новый жилец? - спросил тот, который стоял слева.
         - Нет! К деду погостить. Москву посмотреть. - я отвечал немного напряженно.
          - Я Алик! Это Вова! Сейчас Саша подойдет. - ребята были спокойные и симпатичные. Все мои одногодки.

         - Мы тебе покажем Москву! Ты расскажешь о своем городе. Все будет нормально! - сказал Саша, протянув руку и посмотрев мне в глаза.
         - Спасибо, други! - я пожал всем руки.

         Так я познакомился с отличными ребятами. Должно быть у нас какие-то струны звучали в унисон. Мы подружились. И, хотя наше знакомство было  совсем недолгим, уже не хотелось расставаться. Это чувство, похоже, возникло у всех четверых.

         - Завтра в 9.00 здесь. Поедем в Сокольники. - Алик посмотрел на свои красивые  часы.
         - Буду! Я никогда не опаздываю! - мы разошлись по квартирам. Дед расспросил с кем я познакомился. Услышав имена ребят, одобрил и похвалил всех. Это означало, что завтрашние планы не меняются.

         И вот мы в Сокольниках. Легендарный парк. Мы прошлись по аллеям. Воспетым в стихах, не раз показанным в фильмах. Они понравились мне, сразу и навсегда. Что-то притягательное, не просто объясняемое словами было в этом старом, большом парке.  Сокольники!

         Мы сидели то на одной, то на другой скамьях. Болтали. Я достал из сетки-авоськи пакет и угостил ребят персиками и грушами. Они и не видели таких никогда. Всем очень понравились фрукты из моего родного города.

         Вопросами меня засыпали. Я отвечал, стараясь быть красноречивым. Но время бежало. Алик посмотрел на часы и поднялся. Мы дружно последовали за ним. Пришли  к стеклянному  кафе-бару. Мы с Сашей остались за высоким, круглым столом.

         Алик и Вова притащили две суповые тарелки, с горкой наполненные какими-то розовыми маленькими раками. Креветками. О них я читал, но видел впервые. Алик с Сашей отошли и вернулись с четырьмя кружками пива. Я немало удивился. Пиво я, конечно, пил и дома, но не в такое время. Ребята вели себя уверенно. Они показали, как  “обращаться” с креветками.

          Я делал, как они. Вкус неплохой, но на любителя. Особого восторга у меня эти раки не вызвали. Подсоленные орешки куда лучше! Как только закончились креветки, мы допили пиво и вышли из кафе-бара. Пошли по аллее. Потом  купили по мороженому. Здесь оно  вкуснее, чем у нас и лакомиться им великое удовольствие.

          Засобирались домой. Скоро обедать, всем надлежало быть вовремя. Мы быстро доехали. После обеда решили пообщаться во дворе. Мне очень понравилась прогулка. Сокольники! Моя мечта осуществилась. Здорово!

         Обед прошел весело и интересно. Мама и дядя, перебивая друг друга, рассказывали случаи из их детства. Я слушал с удовольствием. Потом пошел во двор. Скоро пришли ребята. С ними были две обалденно красивые девочки.

         Старше нас года на два.  А вели себя, как взрослые. Со мной знакомились, тихо смеясь, но основательно. Сестру Саши звали Мирра. Сестру Вовы - Римма. Да! Римма и Мирра! Имена очень нечастые.

          Римма была невысокого роста. Мне чуть выше плеча. Она заявила, что я ей нравлюсь и она выйдет за меня замуж. До послезавтра мне было велено в нее влюбиться. Все смеялись,           шутили. Было весело. Девочки ушли по своим делам. Вова сказал, чтобы я был осторожнее. Девчонки любят розыгрыши.

         Ребята водили меня на ВДНХ. Ходили в разные кинотеатры. Побывали в парке Горького. Так прошли две недели. Я был и в мавзолее В.И. Ленина! Пребывать в Москве еще двенадцать дней. Мы вчетвером очень сдружились. Нам было интересно вместе.

         - Саш! Мы в Сокольниках пиво пили. А вот потом никто даже не вспомнил о нем. Что это было? - допытывался я.
         - Креветки! Алик и Вовка их любят. А с чем креветки ? С пивом! Они не везде есть! - внятно разъяснил Саша.

        - Понял! По мне так лучше мороженое! - с облегчением сказал я.
        - Завтра рано утром в 7.00 здесь! - сказал Вова. Они с Аликом подошли к нам.
         - Пойдем в овраг! Лучше быть в трениках. - сказал Алик и осмотрел нас.
         - Если у тебя нету, то утром зайдешь ко мне! Наденешь мой костюмчик. - добавил он.
         - Есть,есть! - заверил я.

         Ровно в семь утра мы отправились в путь. Шли минут пятнадцать. Пересекли широкую улицу и перед нами возник лес. Вова посмотрел на ряд деревьев  и показал куда держим курс.  Мы углубились в рощу. Метров через пятьдесят свернули вправо. Пошли по тропинке.

          Я увидел глубокий овраг. По тропе, что полого вела вниз, мы спустились метра на три-четыре. До дна оврага было еще метра три с половиной. Тропа была шириной почти метр и шла вдоль левого склона. Через сто метров слева, чуть выше тропы мы увидели пещеру.

         Взобрались на полметра и оказались перед входом. Это был грот. Глубиной метров шесть-семь. Шириной метра четыре. Стены были почти вертикальными, высотой меньше двух метров. Потолок сводом, но не  ровным. Я прикинул, что над нами слой земли от одного до двух метров.

         Никаких следов воды не было заметно. Значит сверху вода в грот не попадает. Поэтому и сухо. Мои вычисления и размышления прервал Алик. Он стоял у в конце грота.
         - Иди сюда! Смотри внимательно! - вдвоем с Сашей они тянули на себя стену.

          Вдруг стена поддалась их усилиям.  В ней открылась дверь. Размер этой двери или крышки был примерно 80;80 см. Дверь была стальной, а наружная поверхность покрыта камешками и землей, которые как-то держались на ней.

         Я подошел к проему. В темноте грота ничего видно не было. Алик включил фонарик и я увидел пулемет! Настоящий! Он стоял, упершись стволом в дальнюю стенку. Алик с Сашей вытянули его из железного ящика. Это был “максим”. Я потерял чувство реальности. А Вова тем временем добыл из тайника коробку с лентой. Саша выглянул из грота и махнул рукой.

         Алик с Вовой вытащили пулемет из грота. Коробку с патронами дали нести мне. Пулемет выкатили на поверхность, по тропке за гротом и двинулись в лес. Не далеко. Шагов двадцать пять. Потом все стало еще больше похоже на кино. Вова открыл замок, я c лентой подошел ближе. Он заправил ленту в пулемет, захлопнул замок и посмотрел на Сашу. Тот кивнул и Вова дал короткую очередь.

         Я испугался. Мне казалось, что вся милиция через минуту приедет сюда. На самом деле звук выстрелов был негромким. Метрах в пяти-семи почти ничего не было слышно. Короткую очередь дал Алик. И уступил место мне.

         - Стреляй уверенно! Гашетку нажми и через полсекунды отпусти! Смотри в прицел. Наметь, куда пошлешь очередь! - напутствовал меня Алик.

         Я волновался. Взялся за рукоятки, поводил стволом вверх-вниз, вправо-влево, увидел впереди высокий пень, прицелился и нажал на гашетку. Пулемет отозвался! Тук-тук-тук-тук! И смолк. Восторг охватил меня. Я стрелял! Как Анка! Как Чапаев! Еще бы тачанку-ростовчанку! Я был ими всеми и всем сразу в этот миг.

         - Ты хорошо стрелял! Давай еще раз! - Алик улыбался. Я дал еще очередь. Не как первую, а немного длиннее.
         - Ну вот, чапаевец! С боевым крещением! Молодец! Выпустил одиннадцать пуль. Попал четырьмя! Пень тяжело ранен! - подвел итог Саша. Он похлопал меня по плечу.
         - Все на сегодня! Катим назад! - Вова вынул ленту, уложил ее в коробку и отдал мне. 

         Саша опять шел впереди. Смотрел и рукой показывал, когда катить. Алик с Вовой  тянули пулемет, я с коробкой в руках замыкал короткую процессию. “Максим” вернулся в свой сейф.Туда же  отправилась и коробка с лентой. Дверь закрыли. Никаких следов! Стена.

         Тайна грота стала известна еще одному человеку. Но обещаний и клятв молчать от меня не требовали. Множество эмоций пробудились и требовали, чтобы я ими делился. Но мне очень хотелось подольше сохранить их в себе. Никому и ничего не рассказывать было нелегко. Но смог! И гордился этим.

         После обеда я вышел во двор. Ребят не было, а женщины, сидевшие на двух скамейках у подъезда, стали расспрашивать о моем родном городе. Я рассказал о том, какой он сейчас.
         - Спасибо, сынок! Беги! Вона  Олежка тебя  высматривает! - меня отпустили.

         - Идем, погуляем! Я расскажу про  “игрушку”. А завтра мы с тобой пойдем в грот и ты научишься, под моим чутким руководством, обращаться с этой штукой. А то по глазам вижу, что ты сам не веришь в произошедшее. - Алик закончил свою речь и засмеялся.

         - Вот здорово! Я думал, что уже больше не увижу  вашу “игрушку”! - меня наполнили радость и нетерпение. Скорее бы завтра! Не было бы дождя! Чтобы не пришлось отменить поход.
         Я приготовился слушать рассказ Алика. Он несколько раз вдохнул, выдохнул и начал говорить.

        ИСТОРИЯ, рассказанная Аликом.
               
           *********************

       ** {{ Два года назад  Алик, Саша и Вова переехали в новый дом. Ребята познакомились и подружились. Чтобы изучить новый район, они часто ходили по прилегающим улицам. Через некоторое время они уже знали, где какие магазины, где почта, поликлиника и т. п. Так они “обнаружили” лес. Исходили его вдоль и поперек.

         Овраг привлекал тем, что был и частью леса и как бы кусочком  горного ущелья. Там были даже пещеры. Две на противоположном склоне. А на ближайшем был грот. Однажды, когда они возвращались из пещеры, их застал дождь. Они успели укрыться в гроте. В пещере Саша нашел  стальной прут с рукояткой, как у напильника. Похоже было на шпагу без гарды.

         С ней он и развлекался в конце грота. Делал выпады, как фехтовальщик, нанося удары и уколы в стену. Вова стоял и смотрел. Саша сделал очередной выпад. Прут-шпага уперлась в стену, но не отскочила, а вроде бы на долю секунды застряла в стене. Вова крикнул  “Стоп!”.Он утверждал, что слышал щелчок, при последнем Сашином выпаде.

         Осмотрели  “шпагу”. Ничего интересного и примечательного. Стали осматривать стену. При свете двух фонарей Вова разглядел едва заметное отверстие. Аккуратно вставили туда “шпагу”, немного надавили и услышали  щелчок. Продолжили осмотр и обнаружили углубления для пальцев. В две правые руки Вова и Алик начали тянуть и открыли дверь!

         При свете фонарей они увидели сокровища. Пулемет! Семь коробок с лентами. Деревянный футляр с разными принадлежностями для ухода за оружием. Канистру для воды. Два карабина, фляжку с оружейным маслом. Ребята растерялись. Тайный арсенал. Тайну сейфа они случайно раскрыли. Но что делать дальше?

         Дверь сейфа закрыли. Потом несколько раз открывали и закрывали сейф. Отверстие никак не отмечали, но отметили ориентиры для отыскания. Решили  завтра вернуться и без лишних эмоций осмотреть оружие. Конечно, мы волновались.

          Столько вопросов возникло! Мог в любой момент объявиться хозяин сейфа. Или хозяева. Кто-то еще мог, как и мы, найти тайник. Откуда вообще взялся этот склад оружия? Что мы должны сделать? Рассказать старшим? Кому? Родителям? Учителям? Или просто пойти в милицию?

         Тогда  точно лишимся всего найденного! Карабины мы, пожалуй, отдали бы. Но пулемет! Мы не спорили об этом. Даже думать не могли о том, чтобы с ним расстаться! Решили два раза в неделю заглядывать в грот. Как разведчики в кино, разместили разные ниточки, ветки, камешки, чтобы определять, был ли кто-нибудь в гроте. Но ни разу ничего не заметили.

         Так прошел месяц. Он длился, как Юрский период. Иметь столько оружия и не опробовать его! Мы готовились. Тренировали волю и терпение! Нашли наставления по пулемету и карабину. Отец Вовки брал его с собой на стрельбище. И Вова стрелял там из  “трехлинейки” и из “максима”. Очень вовремя!

          Там же его научили заряжать и разряжать пулемет и винтовку. А чтобы был  лучше готов к следующему разу, подарили “Наставление  по стрелковому делу” НСД 38. Мы все выучили эти инструкции. И решили попробовать на практике.

         По всей видимости оружие и тайник перешли в наше распоряжение. Никаких других хозяев не было. Мы соблюдали максимальную осторожность. Легендой прикрытия нашего интереса  к оврагу было изучение пещер. Мы делали фотки, показывали их в школе и дома, родителям и знакомым.

          Два раза стреляли из карабинов. Громкий звук. Потом решились и выкатили пулемет. Стреляли понемногу. Патроны, как в кино, экономили. Никто никогда нас не видел. В лесу люди не ходят. В овраг тоже нет надобности спускаться. Тропа не протоптана. Это уступ.

          Так у нас и осталось все это. Мы чистили и смазывали оружие. Но патроны расходовались.  Сейчас есть три коробки с пломбой. И одна лента, которую мы уже наполовину расстреляли.

         Такова история наших сокровищ. Ради них мы нарушили, наверное, какие-то законы или обязанности. Два года храним мы тайну.  Кроме нас троих об этом ты знаешь.  Но не знаешь, как открыть сейф. Конечно, еще тот или те, кто создали тайник, знают. Или знали.}}**


         Алик закончил свой рассказ. Он выглядел довольным. Рассказ удался!
         - Пойдем, соку выпьем! - я потянул его в магазин и угостил яблочным соком.
        - Знаешь, рассказал тебе эту историю и как-то полегчало. В кино герои так говорят, после исповеди. - Алик заметно повеселел.

         - Душа твоя отныне спокойна будет, сын мой! - изображая священника, пропел я.
         -  И в самом деле! - согласился он.
         - Я понял! Ты меня использовал, как барабан, или дупло, или колодец, куда в сказках поверяют тайны! - я посмотрел на Алика и мы рассмеялись.

         - Очень трудно беречь секрет! А рассказать некому! А ты слушал, не перебивая, не мешая мне говорить! - Алик протянул мне руку и я крепко сжал ее.
         - Попутчики в поездах и самолетах тоже служат  “отдушинами”. Можно выговориться. - мне стало понятно состояние ребят, хранящих тайну.
         - Завтра идем в грот! - напомнил Алик.

       
 Алик показал, как заправлять ленту в пулемет, как проверить, что не осталось патрона, во избежание случайного выстрела. Заставил меня несколько раз проделать это. Мне очень нравилось  “учиться пулемету”. Держаться за рукоятки, наводить ствол на воображаемые цели. Здорово! Потом взялись за карабин. Заряжали, разряжали. Оружие! Как приятно было держать его в руках!

         Мы спрятали все в сейф. Я понимал, что не увижу этого долго. Может быть никогда. Грусть расставания охватила меня. Алик положил руку мне на плечо. Ничего не сказал. Посидели немного молча. Потом я раскрыл пакет, который мама дала  “в дорогу”. Мы ели бутерброды, пили чай из термоса.

         - На какое стрельбище Вову взял отец? - я не понял, когда Вова рассказывал об этом.
         - А-а! Ты же не знаешь! У нас отцы - военные. У Вовки и Саши - военные инженеры,майоры! А мой отец - летчик. Штурман. Он уже подполковник. Они нас иногда берут с собой. Пострелять!- внес ясность Алик.

         - Вы, понятно, разузнали все о пулемете и “ружьях”. Трудно было? - спросил я.
         - Нет! Станковый пулемет системы  Максима, образца 1910/1930 г. Выпущен в 1934 году. Карабины - образца 1938 г. Изготовлены в 1940 г. - пожалуй это все. Спрашивать было нельзя. Прочитать негде.
         - Это ни на каплю не помогает понять, откуда взялся арсенал. - посетовал я.

         - Я думаю, что пока ничего предпринимать не будем. А если, так как район разрастается, появятся пацаны, которые будут шнырять кругом, то мы спрячем карабины и патроны и дадим знать милиции. Если найдут и начнут палить, до беды недалеко. - Алик изложил решение ребят.
         - Думаю, что правильно, но  “Макса” жаль! - я подтвердил, что ребята правы.

         Парез три дня мы уезжаем. Мама повидала всех, кого хотела . Москву мы тоже посмотрели. Я подружился с отличными ребятами. Впечатлений тоже набрал массу. Дядя подарил мне четыре фотоэкспонометра. Один для меня. Три - в подарок друзьям.

         Алик подарил мне складной охотничий нож. Я отдал ему какие-то монеты. Так положено! Вова сделал мне царский подарок. Шведская ракетка для настольного тенниса. А Саша - набор луп. От ;2,5 до ;10. Экспонометры вызвали восторг. Отличный прибор! Но нам не хотелось расставаться.

        - Взял бы ты  “Макса” с собой! - без улыбки  предложил Вова.
         - Его в поезд не пустят! - предупредил Саша.
         - Где это написано? - спросил Алик.

Так, с шутками, мы шли к метро. Поехали в Сокольники. Пили пиво с креветками. Мне Вова, дал пакетик  с солеными  орешками! Золотые ребята! Я съел пару рачков. А потом мы ели мороженое. Договорились о переписке. Так закончилась моя первая московская эпопея.

         В следующий раз я приехал в Москву только через семь лет. Дед был рад, дядя с тетей примчались через полчаса. Женщины хлопотали на кухне. После застолья я вышел во двор. Тот самый, где много раз мы вчетвером встречались, чтобы пойти куда-нибудь.


         - Наконец-то! Сколько же можно тебя ждать? Римма и Мирра не дождались. Обе замужем. - Саша повернул меня к себе и мы крепко обнялись.
         - Мои поздравления! Обеим! А ребята? Они здесь? - спросил я.
         - Идем! - он потянул меня за собой. Мы пошли к Алику. Я волновался.

         - Вот! Принимайте! - Саша сдал меня с рук на руки Вове и Алику. Я поставил корзинку с фруктами и бутылками на пол. Мы все обнялись. Как будто и не было долгих семи лет! Но мне не терпелось. Совсем!
         - “Макс” как? Уцелел? - спросил я.
         - Не спеши! Сейчас за встречу выпьем и я все доложу! - сказал Алик. Мы дружно выпили и уселись за стол.

         - Мы все служили. Нас никого не было в Москве. А здесь затеяли большую стройку. Так, что роща до оврага, почти вся уцелела, а овраг и часть рощи за ним сравняли с землей. Пещеры и грот взрывали. Судьба сейфа неизвестна. - Алик налил рюмки.

         - Если бы мы были дома, то по частям отвезли бы пулемет на дачу. Карабины лежат в соседней комнате. И две коробки с лентами. - Вова как будто оправдывался. У меня сжалось сердце и предательски защипало в глазах.

         - Мы все так восприняли. Нас было пятеро! Олег, Александр, Владимир, ты и Максим. - Вова без колебаний включил меня в команду друзей, знающую тайну грота. Это было приятно. Я перешел в соседнюю комнату.

         На диване лежали два карабина. Те. Я взял ближний ко мне. Проверил, нет ли патронов. Магазин был пуст. Я отвел назад затвор, глянул и убедился, что оружие безопасно. Держать в руках этот красивый, ухоженный карабин было необыкновенно приятно. Я  пощелкал, несколько раз передернул затвор, погладил приклад и положил карабин на диван. Я понял, что  вижу оружие из  “тайны” в последний раз.

         Мы посидели еще около часа, потом разошлись. У всех были намечены какие-то дела.
Я разговаривал с Аликом еще раз через день.  Сердечно попрощались. Мы  повзрослели. Ни Вовы, ни Саши не видел. Их не было в Москве. Я улетел домой.

         Жизнь разбросала нас. К сожалению, связи друг с другом мы не имели. Так прошло долгих несколько лет. История с пулеметом стала легендой. Я бывал в Москве, но разыскать ребят не удалось...

         Я ехал в Москву поездом. Вез приборы на испытания. В самолет их не пропустили. Повез в купе. Моим попутчиком был солидный мужчина, старше меня лет на двенадцать. Он помог мне разместить тяжелые “железяки”. Потом велел охранять купе и вышел.

         Вернулся минут через двадцать. С очень довольным видом.
         - Порядок! Выкупил купе! У тебя два места, у меня два места. Купе наше! Будем ехать себе вдвоем спокойно! - он потер руки и засмеялся.
         - Константин Алексеевич! Мы уже полчаса едем! - с намеком напомнил я.

         - А тебе откуда известно, как меня зовут? - не спеша спросил сосед.
         - Провожающие так называли! - объяснил я.
         -  Ну да! Но ты меня зови Лёшич! И не думай  “Выкать” - сказал Константин Алексеевич 3отов.
          - Спасибо, Лёшич! - я понял, что мы оба настроились на одну волну.

         Мы достали припасы. Разложили на столике. Посмотрели друг на друга, засмеялись. Достали наши бутылки. Коньяк  “Плиска”. У обоих! Под дорожную закуску мы попивали коньяк, конечно знакомились и беседовали. Лешич возвращался в Москву. Домой из командировки. Я, напротив, командирован в столицу.

        - Нравится мне такое обращение: “Лешич”! А ты, стало быть, Гришич! Правда симпатично? - спросил Зотов.
         - Правда! - искренне ответил я. Мне и в самом деле нравилось.
         - Так вот! Если ты спать не спешишь, то я тебе расскажу историю. Да такую, что ахнешь! - с воодушевлением сказал Лешич.

       - Ну ты заинтриговал! Теперь точно не до сна! Да и в бутылке еще кое-что имеется! - я приготовился выслушать рассказ попутчика.
        - Я сейчас! Посиди немного! - он вышел из купе.Вернулся через двадцать пять минут с судками в руках.
         -  Вот! Мясо по французски! Под коньячок болгарский! - он показал принесенные посудины.
         - Наливаю!- предупредил я. Лешич  кивнул и протянул мне судок с мясом.


    ИСТОРИЯ, рассказанная К.А. Зотовым
               
         **************************

        **{{ Было это семнадцать лет назад. Я, после армии, только два года работал. И в техникуме учился. Бригаду, где я трудился, отправили работать в колхоз. Мы вели монтаж теплиц. Оборудовали ферму и запускали механический завод, межколхозный.

         Интересная работа была. Ну и после работы тоже не скучно было! Жить меня определили к школьному учителю химии Широву Леонтию Михайловичу. Он не любил, когда его звали  Михалычем. Мне велел звать его “Мишич”.

         Понял, откуда я Лешич? Так вот! Сдружились мы, хоть он и старше меня лет на тридцать пять был. Помогал я ему, чем мог. Жили хорошо. Я то, считай, только ночевать  приходил, да в баньке помыться. Но однажды Мишич повел меня в  сарай. Прикрыл двери и показал на всякий хлам в углу.

         Велел все отодвинуть. Быстро все в сторону отгреб. Увидел большой медный лист на полу. Мишич показал рукой, мол, сдвинь. А под листом яма. В яме разобранный  “максим” в тряпках, хорошо промасленных, спрятался. Коробок несколько с лентами. Два карабина и всякие оружейные принадлежности.

         Мишич велел обратно прикрыть оружие. И кучу хлама на лист вернули. Пошли в дом. Мишич на стол собрал. Бутылку самогона своего выставил. Самогон, между прочим, просто отменный. Он же химик, знал, что к чему! Меня попросил никуда не ходить. Хотел  “Большой Совет” устроить. Со мной. Не сомневался во мне, значит.

             МИШИЧ рассказал,
 каким образом оружие оказалось у него.
               
       **************************

         *{ Дело было так. За три дня до войны к дому подкатила бричка. Лошадь хорошая. В бричке были сержант, солдат с ним и наш колхозный зам председателя. Он попросил приютить военных на ночь или две. Только ночлег и лошадь в сарае поставить. Сено для лошади с собой везли. Для себя паек имели. Ждали они кого-то.

         Пока устраивали лошадь, солдаты сгрузили с брички пулемет, коробки с лентами и составили в угол сарая. Бричку  на улице оставили. Толково.Обученные солдаты. Поужинали. Оба они спать легли. Я собаку отпустил с привязи, велел сторожить. Ночь прошла тихо и спокойно.

         Рано, с рассветом военные запрягли отдохнувшую лошадь, взяли с собой мешок сена и уехали. Сказали, что к вечеру вернуться. Но больше я их не видел. Никто о них ничего не говорил. Началась война. Об этом забыли. Военные оставили не только пулемет, но и свои карабины. Я их тоже нашел в сарае.}*


          Мишич, после контузии, полученной в бою с кулацкой бандой, стал плохо видеть. С военного учета был снят. Да и детей надо было учить. Он не знал, как поступить. Доложить о случившемся, могли  “пришить” какой-нибудь заговор или убийство военных.

         Время такое было. Он решил беречь военное имущество. Как бывший пулеметчик, он разобрал “максима”, Законсервировал его и спрятал в специально вырытой яме. Война окончилась. Но непростые времена еще долго продолжались. Оружие лежало в яме.

Потом наступило нормальное время. Пойти в милицию, означало  отвечать на множество вопросов, писать килограммы объяснительных. А Мишич не хотел этого. Иногда он осматривал оружие, смазывал его и снова прятал.

         Пулемет стал неотъемлемой частью бытия Мишича. Но собрать его и хотя бы полюбоваться, не мог. А сейчас в колхозе появится много молодежи. Начнет работать завод. Кто-нибудь мог случайно обнаружить оружие. Тогда и вовсе беда. Допустить этого нельзя было.

         Мишич просил о помощи. Он хотел спрятать оружие в потайном месте. И он присмотрел такое место. Через день мы отправились туда. С собой, кроме фляг с водой,взяли саперную лопатку. Шли пешком. Через полчаса мы дотопали до рощи. Мишич сбавил шаг, осмотрелся, потер глаза. Долго протирал очки.

         Потом пошел уверенно. Мы дошли до оврага. По тропинке спустились на сухое дно, поднялись на противоположный склон. Прошли немного по тропе, что шла по широкому уступу и достигли нужного места. Это был грот. Мы вошли. Мишич показал на нишу в левой стене в конце грота.

         Он достал лопатку и попробовал копать и выровнять стенку ниши. Грунт поддавался. Вот здесь думаю и надо тайник устроить. Люди почти не ходят. Делать в овраге нечего. Но без моей помощи ему не сделать этого. Я все понял.

          Идея мне показалась реальной. Мы сняли мерки с ниши. Мишич набрал мешочек грунта. Пошли домой. По пути я обдумал, как устроить сейф. Тайник в гроте. Завод еще не начал выпускать продукцию, но станки уже были на ходу. Я изготовил шкаф из стального листа. Дверь закрывалась не на замок ,а на хитрую специальную защелку.

         Шкаф-сейф собирался на болтах. Чтобы не везти довольно громоздкий ящик. Мишич  “колдовал” с грунтом. Он придумал какой-то клей, смешал его с грунтом из грота и наложил эту смесь на наружную сторону двери. На внутреннюю сторону наклеил  мягкую резину. Чтобы не было звука при простукивании.

         Мишич взял в колхозе телегу и мы отвезли шкаф в лес. Перетащили все в грот. Свинтили и вставили в подготовленную нишу. Получилось отлично. Дверь была неотличима от стены. Мы провозились с маскировкой и отладкой трубочки, через которую открывался сейф.

         Наконец с этим мы закончили. Даже зная, где расположен сейф, увидеть что-то отличающееся от общего интерьера было невозможно.В гроте, к тому же, было  неяркое освещение. Мы повезли домой кухонный шкафчик. Это был повод для поездки в город. Следующим этапом была перевозка пулемета.

         Полностью разобранный он улегся на телеге, как и задумали. Коробки лентами  положили в два ящика и завалили картошкой. Перетащили, не без труда, все в грот. Собрали пулемет, поставили на станок и ахнули оба. До  чего же красив  “товарищ  Максим”!

         Мишич постелил мешок, лег за пулемет, взялся за рукоятки и преобразился. Он сразу помолодел, лицо светилось. Я тоже сильно разволновался. Два пулеметчика и  “Максим”! Но, от греха подальше, мы убрали все оружие и коробки в тайник. Закрыли дверь. Все! Порядок! Задуманное мы сделали. С этажеркой на телеге,которую купили для того же ,что и шкафчик, поехали домой.}}**

         Лешич закончил рассказывать и посмотрел на меня, ожидая реакции. Я молча налил коньяк в стаканы. Мы выпили. У меня гулко стучало сердце.

         - Давай спать! А завтра поделишься впечатлениями. Вижу взволновала тебя моя  история. - Зотов стал готовить постель.
         - Очень! Невероятно просто! - честно признался я. Потом тоже начал укладываться.


         Конечно, когда Лешич заговорил о пулемете, у меня мелькнула мысль о  “нашем Максе”. Это были ассоциации. Но описания оврага и грота развеяли всякие сомнения. Я узнал тайну грота! Второй раз в рассказах о пулемете я служил барабаном, дуплом и… попутчиком! И был рад этому! Одну тайну мне доверили дважды!

         Омрачала событие мысль о том, что ребятам сообщить не было возможности. Но я верил, что мы обязательно встретимся. Не может жизнь допустить, чтобы мои друзья не узнали историю тайника! Я уснул.

         Проснулся Лешич. Окликнул меня. Я не спал, перебирая в уме хитросплетения истории, к которой и я имел некоторое отношение.

         - Гришич! Утро доброе! Вставать пора! - Зотов был бодр и весел.
         - Встаю! И тебе доброе! - отозвался я.

         Мы оделись, по очереди сходили умываться. И стали налаживать завтрак. Поглядывали друг на друга мы с большим интересом. Лешич был тонким психологом.

        - Гришич! Я по физии твоей вижу, сюрприз мне заготовил! Или ошибаюсь? - он не столько спрашивал, сколько утверждал.
         - Естественно! Сейчас чай принесу и расскажу! - я пошел к титану.

         - Во первых, Лешич, спасибо тебе особое за вчерашнюю историю! Во вторых, скажи, ты стрелял из пулемета Мишича? - произнес я длинную фразу.
         - Нет! Из этого “максима” не стрелял! Примерялся, но не стрелял. Но ты обещал сюрприз! - Лешич подготовил почву для моего сюрприза.

         - Пулемет бьет, куда покажешь! Мне Понравилось!  И сохранил его Мишич в идеальном состоянии! - сообщил я.
         - Ты стрелял из ЭТОГО пулемета?? Я понял правильно? - растерялся Константин Зотов.
          - Правильно! Теперь я расскажу тебе историю! - я рассмеялся.

         Лешич слушал, не перебивая и только лицо его транслировало чувства, которые пробудил мой рассказ. По сути, мы вдвоем, рассказали одну историю. Это удивительно, что мы с ним оказались в одном месте и в одно время!

   
         Так окончилась история пулемета системы максима образца 1910/1930 года.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Борис Креймер!

История очень мужская, но я читала с интересом.
И пишете Вы очень и очень хорошо! Я обожаю прямую речь,
а у Вас она такая замечательная - я наслаждалась.

Спасибо Вам большое. Рада встрече с Вами. Это уже обычно.

Здравия Вам желаю и прошу беречь себя,

Дарья Михаиловна Майская   26.04.2020 21:27     Заявить о нарушении
За добрые слова спасибо! Сложный рассказ. Я иногда вспоминаю и сам диву даюсь.Я о.войне не нишу. И.после войны ее истории не отпускают. С Аликом есть одна история,перекликающаяся с судьбой героя рассказа "Танкист". 5о как это написать, не знаю. Удивительная штука - жизнь. Спасибо!! С уважением, ваш БК

Борис Креймер 3   27.04.2020 11:41   Заявить о нарушении