Кораблик грешный. Роман. 1. Святая прелесть

"КОРАБЛИК ГРЕШНЫЙ" 3927, или НОВАЯ «КНИГА ПЕСКА». Роман.
(Рекомендуется ознакомиться с Предисловием)

1. «СВЯТАЯ ПРЕЛЕСТЬ» 631

«Век прошёл; у нас всё то же» 4870.

В одиночестве перебирает он струны гитары, тихо напевает что-то
давно знакомое, заветное, смысл чего давно принял как посланное ему
родственной душой из давних времён, а может и недавних.
Так он общается с достойными собеседниками, сам выбрав себе таковых.

«Но его никто не слышит,  Он певец внутри себя» 2080.
«Кто в себе - тот как в могиле» 2080.
«И все холсты моих заброшенных картин  Покрыты сетью паутин» 1231.

Но «Я пока ещё в полёте, Я пока ещё в движенье…» 4412.
«Дни - словно брызги за кормой, на гребне долго удержусь ли?» 1846.
«Бежит под горку жизнь моя,  Её всё меньше остаётся» 2129.
«Мне уже с многими скучно…  Самое время мечтать» 728.
И петь самому себе.

Спелое сердце легко обнимает мир…  А.А.
«Если, наконец, сказалось, как хотелось,
Если отличить умею друга от врага, -
Кажется, все это называют зрелость» 74.

Было: «В дом ко мне вошла без стука, скука» 107.

«Забыл я шум младых проказ…» 3042.
«Все мне в жизни знакомо, привычно давно -
Войны, слава, любовь и хмельное вино» 3167.

«В дом ко мне вошла без стука… тупая беспричинная хандра,
Пожирая дни так просто, Как серебряные звёзды,
Пожирает в небе чёрная дыра» 174.

«Я не знаю, что делать» 58.
«И вот уже, печальный странник,  Смотрю на голое окно,
Где по ночам играет в гранях  Всё утешительней – вино…
И пить! И петь! И что мне делать?..   Не знаю, грусть со всех сторон» 182.
«Ни горестей, ни плоти,  Ни мыслей о работе» 268.
«…и лишь иногда  Остановит мой взор ледяная строка» 3167.

«Как человек с колеблющейся целью, Не знаю, что начать,
и ничего  Не делаю» 1307.
«Я долго воду носил решетом…» 960.

Тупики, повороты,  куда-то ведущие двери…  Сколько их было! —
Сбился со счета, а выхода нет. Я брожу в лабиринте, во мраке укрытом,
и лишь иногда  мне блеснёт во тьме  спасительный свет.
Спешу,  я в дороге уверен,  но натыкаюсь  вновь на холодные стены…
Может, надёжно  здесь истина скрыта, что ничего нет  вне лабиринта?
Нет!!! Ещё успею,  из мрака высеку искры,  и стрелы их лучей  укажут,
где выход. Там,  вне лабиринта,  солнца сколько хотите,
там я начну свой Путь,  тьмы не боясь.
Там,  вне лабиринта,  солнца сколько хотите,
и по его лучам  я поднимусь  в небо…  А.А.

И Дело его нашло.
«Разве жизнь не слишком коротка, чтобы скучать!» Ф.Ницше.

«Среди не пройденных дорог  Одна – моя…» 2112.
«Такая уж даль позвала, Где истина неугасима,  А фальшь уже невыносима,
Такая уж песня пришла» 1444.

«Из темницы моей долгих пустых ночей…
Сердце выйдет из спячки и в новое чудо поверит» 161.
Это будет его личное маленькое, но необходимое ему, чудо – его книга.
О чём? Кому она нужна? – Ещё одна среди неисчислимого множества.
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины» О.Мандельштам.
«Список кораблей, Никто не прочтет до конца; кому это нужно» 1458.

«Летнюю книгу эти глаза читали, Мелкого шрифта вынести не смогли
И различать во мгле предвечерней стали  Только большие -
главные вещи земли» 738.
Нужно что-то значимое, чем можно перед собою оправдаться:
уйду – оставлю это.

Горчит суеты тщета.
Что не тщетно? –  Самый важный вопрос.  Жизнь, зачем ты мне?
Может, красота  Ариадны нитью хранит в пути
и надежду дарит на цель и смысл?
Изгнать суету, приобщиться к сути,  что-то сказать кому-то:
нужному - важное. А.А.

У мирозданья многоликий лик и бесконечно-многозвучно пенье,
и в таинствах, нюансах постепенно просверкивает самый важный блик. А.А.

«Бессмертны только песни, лепестки которых я собрал
На перекрестке тысячи дорог» 1473.
Их разбросала «…певчих братьев моих золотая родня» 1857.
Он попробует составить из них единую картину.
Это и будет «Среди не пройденных дорог Одна – моя» 2112.
Это будет его игра, его шахматы, шашки и прочие джокеро-покеры.

С первых пелёнок  и до могильных хором  мы играем, нами играют другие.
Играми заняты люди. А.А.
"В настоящем мужчине сокрыто дитя, которое хочет играть" Ф.Ницше.
"Жизнь - игра, но правила не твои" Генадий Гивин. Да - в общей Матрице Жизни.
Но всё же Матрица не всё предопределяет, и свобода воли - не пустой звук.
«По возможности достойно доиграть свое хочу» 776.
"Ведь мы играем не из денег,  А только б вечность проводить!" А.С.Пушкин.
И его деньги не интересуют. На кону его игры придание собственной жизни
хоть какой-то значимости, хотя бы в собственных глазах.
Может, ему повезёт.

«Два раза за мной приходили дежурные черти…
Я красным вином написал заявление смерти.
Причина прогула - мол, запил. Куда ж во хмелю?» 1066.
Пью «Песни святое вино» 93.
«…закат мой черный, час мой смертный  пусть дожидаются меня» 1849.
«Годы торопят, годы правы» 3320.
«Мне успеть бы сказать за оставшийся срок
Все, что позже нельзя, все, что раньше не смог» 1868.
«Пируй, мой друг сердечный,  Сдаваться не спеши» 3769.

«К каким неведомым основам  Ключом скрипичным и басовым
Открыть пытаюсь эту дверь?» 430.

«Независимость — вот чего хочется.  Вот где счастье.
Но независимость не та, которую деньги дают…  это всё — конечно!
КАЙФУЙ ТАМ, ГДЕ БЕСКОНЕЧНОСТЬ!  А БЕСКОНЕЧНОСТЬ ЭТО ДУХ!   
Всё мусор мы с вами, если в нас не горит свечечка нашей души.
Вот её надо раздувать, лелеять, холить.  А ОСТАЛЬНОЕ ВСЁ МУСОР!
…и родственники и родители и жёны — это всё ерунда!
Как же так?  А вот так» 2100.

«Пируй, мой друг сердечный,  Сдаваться не спеши,
Пока течет он, грешный (БЕЗГРЕШНЫЙ!!! – А.А.), Неспешный пир души» 3769.
«Но разбегАешься ты и разбегАешься, опять летишь, и снова опускаешься» 653.

«Хоть слово ничего не значит. Но он не может жить иначе» 2067.
Значит? Не значит? Вопрос сложный.
Прежде всего, увлекателен, а порой и радостен, сам процесс написания текста.
Некогда этим отравившись, остановиться-излечиться трудно.

Радость бумажная  и карандашная - бумагу означить собою,
себя от себя отчуждая  и отпуская  кружиться, клубиться роем
мыслей крупицы-зарницы: может соединиться  удастся в мудрёном пазле.
А может язвой  душу мою изъязвлят  тщетою потуг  исчислить песок
и поверить  в "самокатящееся колесо". А.А.
И всё же: «Не оставляйте стараний, маэстро,
Не убирайте ладони со лба» 624.

«Нам не дано предугадать,  Как наше слово отзовётся» Ф.Тютчев.
В незнаемых далях – и мечтой туда не доберёшься –
в моём откровенье кто-то своё угадает… А.А.
«Обронивший слово не знает, куда оно  уплывёт по воде» 3207.
Томительна эта неопределённость.
Но раз уж всё равно мы обречены играть в какие-то игры,
кто-то всегда будет играть в слова. Важно лишь к игре относиться серьёзно.
«Жить верой в правду некоторых слов,
А также в силу нескольких созвучий» 1072.

«И свято верю в чистоту  Снегов и слов» 2122.
«Я возьму букет цветов, Слов. И раздам моим друзьям - Вам» 872.
«Как прекрасны слова - они изменят весь мир» 2078,
если исполнены смысла и красоты и если тем, кто меняет мир, это будет нужно.
Возможно, даже кто-то их ждёт не дождётся…
«Напиши мне стихи…  Небесам их спев, на край света с тобой пойду» 3207.

«Он был чистого слога слуга» 861. Не всегда был, но всё-таки стал.
Лучшее, что с ним случалось, как сам он считал,
это тексты с признаками смысла и красоты.

Но «…с каждой весной  Все острей ощущенье финала  Этой маленькой пьесы,
Что придумана явно не мной» 924.
«Беспокоит меня  И тревожит меня  Непропетая песня моя...
Все, что было мечтой  И осталось мечтой,  Несвершеньем дразня и маня» 806.
Остались «…считанные дни нанизаны, как бусы,
На тоненькую жизнь, непрочную, как нить» 803.
Но «Именно в тех краях ключ бьет с кастальской водой,
Вечнозеленый лавр манит прохладой ветвей,  И по дороге туда…
Мне растерять не жаль бисер оставшихся дней» 817.

Возможно, «Я умру на бегу, торопясь, опоздав, И уже не смогу доказать,
что я прав» 1759.
«Зачем мы так беспечны?  В потоке дней  И в суматохе дел  Не помним мы,
Что век не будет вечным, И всем путям  Положен свой предел» 923.
«Я так боюсь не успеть  Хотя бы что-то успеть» 2561.

«Вымысел не есть обман.  Замысел ещё не точка.
Дайте дописать роман  до последнего листочка…
дайте выкрикнуть слова, что давно лежат в копилке» 2126.
«…и время сказочною птицей  уносит дни мои» 704.
«Ты только не взорвись на полдороге, товарищ Сердце» 3647.
«Только силы бы хватило завершить прыжком разбег» 2590.
«Только б не сдаться и только б успеть
Спеть свою самую главную песню» 4015.
«Человечек хрупкий, бедный,  Не гаси свечу» 211.

«Я стараюсь писать покороче,  Чтоб не мучить хороших людей» 1774.
Но не всегда выходит. Роман всё-таки пишется.
И к тексту цепями никто не прикован.
Читатель может его оставить на любой запятой.
 
«Не от клинка, пронзающего плоть,
Но от надежд храни меня, Господь» Борхес.
И тем не менее, «В моём пустом дому -  Большое ожиданье» 410.
«Песни святое вино» 93  созреть должно.
«Оставь надежду жажду утолить.  Но я стою и эту воду пью,
Все пью и пью, а будто бы не пил» 4056.
«Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» 4586.

«Ну что ещё так нежно обоймёт,
на дно души так глубоко заглянет?!» 1886.
«Песней границы и межи распаханы: Падайте, зерна-слова!» 93.
«Всякая сосна – бору своему шумит, Ну а я кому – весть подаю?» 206.
Не важно. Кто-то когда-то услышит и приложит к себе, примерит и,
возможно, отторгнет. А другой прочтёт с благодарностью.
Но гадать об этом незачем.
Этот текст уже не может не быть написан. В нём автору благодать.

«Есть сила благодатная  В созвучьи слов живых,   
И дышит непонятная,  Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,  Сомненье далеко -   
И верится, и плачется,  И так легко, легко...» 631.

«Это словно в кино - Где мы в зале и мы на экране» 924.
«Кто перед нами фонарями впотьмах  Засветит небылицы?» 716.
«Когда потеряют значенье слова и предметы,
На землю, для их обновленья, приходят поэты…
Опять непорядок на свете без нас!» 705.
«Мы лазутчики лазури,  Расшифровщики небес» 798.
«И в теплом ветре ловить опять То скрипок плач, то литавров медь...» 688.
«Зачем, зачем такая власть  Приходит в песенные строки?» 430.
«Властью песни быть людьми  Могут даже змеи,
Властью песни из людей  Можно сделать змей» 736.

«В котле широком варилось что-то, а рядом кто-то сидел-мечтал» 701.
«Где я только не был, чего я не отведал…
Вот только на небе я ни разу не обедал,
Господи, прости меня, я с этим обожду» 1696.
«Горит пламя - не чадит.  Надолго ли хватит?» 677.
«Но не спеши, фортуна, будь добра, не выпускай руки моей» 672.
«Чуть помедленнее, Кони, чуть помедленнее…» 770.
Харону: «Езжай мой перевозчик,  Не жди меня пока» 1528.
 
«Ночь раздувает угли восхода» 715.
«…он вставал чуть свет и шел за песней вслед» 713.
«Шагаю еле-еле вершок за пять минут.
Ну как дойти до цели, когда ботинки жмут» 678.

Это миру его «Прощай!» - «Родники мои серебрянные,
Золотые мои россыпи!» 863.
Но, «Не сможет песня жить сама» 789, если не найдёт сердце,
которое примет её.
«Через тысячу лет, благородный Хайям,
Свеж твой стих и по-прежнему нужен друзьям.
Тесно в ярких рубайях словам многомудрым
Нестареющим мыслям - просторно, Хайям!» 1904.
 
Это миру его «Прощай!». Успеть бы вымолвить. И не важно, услышат ли.
«И безвестный пророк, сочинитель молитв,
все от ветра берет и бросает на ветер» 4041.
«Но слово останется, слово осталось!
Не к слову, а к сердцу подходит усталость» 570.
И «…однажды,  Прорвавшись сквозь все времена,
Без меня продолжая меня, Зазвучит в чьем-то сердце, Звеня, как струна,
Непропетая песня моя» 806.
«Что же Будет с нашей песней? Что же будет с песней?
Ветер допоет!» 4035.
«И по ветру полетят семена моей любви,
Семена моих надежд, пёрышки моих утрат.  Чьи-то души упадут
В семена моей любви, семена моих надежд, Сквозь утраты прорастут» 375.

Что это? Он как бы сам себя утешает на случай, если написанное
никого не заинтересует.
Но «…старым арбатским ребятам смешны утешений слова» 676.
Даже если никто это не прочтёт, прочтёт он сам.
Значит один читатель ему уже гарантирован. А для себя как не постараться!
 
«А может, лучшая победа  Над временем и тяготеньем -
Пройти, чтоб не оставить следа, Пройти, чтоб не оставить тени» 219.
Но это уж пусть каждый сам для себя решает.

«И отрешась от распрей и забот,
Мы слушаем в минуту просветленья  То долгое и медленное пенье.
И узнаем в нем высшее значенье» 351.

«Листья…  Медленно, но верно летят, умирая в пути» 2506.
«Танцуйте, танцуйте!  Ведь это последний  танец!» 738.
«Осталось… немного лет,  …пошустрим и, как положено, умрем» 786.

«Я заканчиваю рукопись «Розы Мира» на свободе, в золотом осеннем саду» -
Даниил Андреев откровенно радовался такой возможности и наслаждался ею.
И ничто не мешает последовать его примеру в «золотом осеннем саду» жизни.


Рецензии