Блок. Они звучат, они ликуют... Прочтение

2. «Они звучат, они ликуют…»




                Они звучат, они ликуют,
                Не уставая никогда,
                Они победу торжествуют,
                Они блаженны навсегда.

                Кто уследит в окрестном звоне,
                Кто ощутит хоть краткий миг
                Мой бесконечный в тайном лоне,
                Мой гармонический язык?
                Пусть всем чужда моя свобода,
                Пусть всем я чужд в саду моем
                Звенит и буйствует природа
                Я — соучастник ей во всем!
                30 мая 1901




     В рамках сюжета книги имеем нормальную эйфорию после «священного сна» из прошлого стихотворения. По форме – еще одну вариацию на вечную  тему майского буйства природы. Отчетливо вспоминается, например, некрасовское: 

                «…Идет-гудет Зеленый Шум,
                Зеленый Шум, весенний шум!

                Как молоком облитые,
                Стоят сады вишневые…»

     А вот по исполнению…

                Кто ощутит хоть краткий миг
                Мой бесконечный в тайном лоне,
                Мой гармонический язык?

     Наверное, это метафора… Но при попытке расшифровки ее или визуализации… «бесконечный язык в тайном лоне»? – ничего кроме камасутры какой в голову не приходит.  Особенно на инерции от восприятия  предыдущего стихотворения с русской Венерой в качестве главного действующего лица. Ладно, вспомним про «плохой урок» и пойдем дальше.
 
(Ал. Блок. Из наброска предисловия к неосуществленному изданию сборника «Стихи о прекрасной даме» 1918-ого года:
«…”Стихи о Прекрасной Даме” дали плохой урок некоторым молодым поэтам, потому что технически книга очень слаба…».)
 
 
*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

      Вот их краткая сводка:

    Вот их краткая сводка:
     I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
     "В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
     Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
                II.С. Шахматово. Лето 1901 года.
                Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
                Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
     III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.


     Данное стихотворение относится к ПЕРВОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

                1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!
     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся два произведения:
     1. «Небесное умом не измеримо…» ( http://www.proza.ru/2017/11/22/761 )
 Явление серафима – представление российской Венеры.
                2. «Они звучат, они ликуют…» (http://www.proza.ru/2017/11/22/770 )
                Постдивная эйфория.

*

предыдущее стихотворение —  http://www.proza.ru/2017/11/22/761
следующее стихотворение  —  http://www.proza.ru/2017/11/23/1077 


Рецензии