Ч. 155 Судьба лейтенанта в рясе
Офицеры относились к религии спокойно, отдавая в основном дань традициям при соблюдении религиозных праздников. Встречались и среди них очень религиозные люди, но они были, скорее, исключением, а не правилом.
Известен, например, случай, когда командир корабля в присутствии нижних чинов сам снял висевшую на переборке в кубрике икону св. Николая, передал её боцману со словами: «Выбросить эту мерзость за борт!».
Затем офицер поснимал маленькие образки, развешанные матросами, бросил их на койки, сказав: «Чтобы этой мерзости не было». Командир корабля, который это сделал, имел шесть боевых орденов, поэтому начальство ограничилось тем, что его на время отстранили от занимаемой должности.
В архивных делах можно встретить приказы командования, где говорится об уклонении младших и старших офицеров от посещений церкви. Офицеры относились к церковным обрядам, как в советское время относились к непременным политзанятиям и выпуску бессмысленных «Боевых листков».
Сейчас в обществе утвердилась вертикаль власти и искореняется демократия. Очень оживилась и стала активной во всех областях жизни церковь, стремится вернуть себе утраченные позиции.
Бывший офицер КГБ, который стал президентом, оказывается, носил не только партбилет, но и нательный крестик, и является глубоко верующим человеком. А бывший инспектор Красноярского крайкома КПСС, который стал министром обороны, осеняет себя крестом перед началом парада.
Как всегда, засуетились люди искусства, вдруг ставшие очень религиозными. Появились книги и кинофильмы о дореволюционной России, в которых офицеры по любому поводу и без повода говорят «честь имею», а в промежутках между этими фразами истово крестятся.
Чутко держать нос по ветру людей искусства хорошо обучила советская власть, и эта традиция бережно передаётся из поколения в поколение. Достаточно посмотреть на семейство двух знаменитых братьев-режиссёров, обслуживающих любую власть и, в зависимости от обстановки, то забывающих, то вспоминающих о своём дворянстве.
Если почитать некоторые недавно появившиеся статьи и книги о Крымской войне, то сложится впечатление, будто бастионы держались только благодаря людям в рясах и с крестами на животе.
Священники, действительно, участвовали в обороне Севастополя. Среди них особой смелостью отличался отец Иоакиний, находившийся всю оборону Севастополя на 3-м бастионе. Нужно отдать должное памяти таких людей.
Для защитников города, это касалось прежде всего простого люда, нижних чинов, имело значение соблюдение церковных обрядов. Но у нас всегда крайности. В современном сериале священник добровольно сражается в штрафном батальоне, а победа достаётся благодаря явлению в небе Богородицы.
Любопытна судьба одного из служителей церкви, участвовавшего в обороне Севастополя, иеромонаха Нестора, из дворян.
Николай Засс, так звали его в миру, до принятия монашества успел окончить Морской кадетский корпус, дослужиться до лейтенанта. Какая беда толкнула его на уход в монастырь, неизвестно, но море продолжало тянуть к себе бывшего моряка.
Уцелев в Крымской войне, он не удалился в монастырь, а отправился в плавание на кораблях в качестве судового священника. Потом непродолжительное время состоял при военно-исправительной тюрьме морского ведомства, а затем в течение одиннадцати лет служил настоятелем русской церкви во французском городе По.
В 1878 году его возвели в сан архимандрита и после солнечной Франции назначили епископом алеутским. Через четыре года при возвращении на пароходе домой из Сан-Франциско он каким-то образом оказался в море и утонул.
В рясе и при той температуре воды это было совсем нетрудно. Тело выловили, и моряка-монаха похоронили на острове Уналашка при церкви.
Продолжение http://www.proza.ru/2018/06/11/441
Свидетельство о публикации №218061001022
С уважением
Леонард Ремпель 26.06.2018 18:42 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 26.06.2018 18:58 Заявить о нарушении