Знаки и образы, творящие реальность бытия

               


         В данной работе сделана попытка объяснить действенную символичность знаков и создаваемых ими образов в человеческом восприятии в свете влияния последних на человеческое существование в виде, как отдельных социальных групп и сообществ, так и существования цивилизаций в целом.
 
   Показана доминантность образов, как определяющих существований временных идеологических парадигм путём использования и интерпретирования исторических знаков и символов на протяжении всей человеческой истории, включая также настоящую действительность начала двадцать первого века.

   Жизнь человека и всего человечества, основана на восприятии и создании ими образов, символов и знаков.
Здесь, при создании образного восприятия. Нам всем обязательно необходимо иметь в виду сложность и многогранность значений слов нашего великого и могучего русского языка, несмотря на шквал атак, предпринятых против него за последние двадцать пять лет.

   Согласно Толковому словарю Ожегова,  само слово образ имеет целых шесть значений. Но, можно подозревать, что их может быть и более этого числа:

1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери.
4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.




     Так как нас интересуют знаки и символы, вернее, образы, которые они создают в соответствии с обусловленностью индивидуума и общества, то нас будут более интересовать первые три определения этого слова.
Теперь рассмотрим значение слова «знак»:
Пометка, изображение, пред-мет, к-рыми отмечается, обозначается что-нибудь условный знак.

Последняя фраза в оном толковании будет нам более всего интересна: знак всегда условлен, либо кем-либо обусловлен.  Забегая несколько вперёд, уточню, что знаки и символы всегда обуславливаются творимыми ими образами.
В том же самом ключе даёт нам своё определение и Большого энциклопедического словаря:

   «…материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые и неязыковые знаки; последние делятся на знаки-копии, знаки-признаки и знаки-символы; понимание знаков невозможно без выяснения его значения».
Что же касается символа, то его академическое значение таково:
«То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи».

   Символ веры - 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами "Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя…   или же:
Символы государства государственный герб, флаг, гимн.
То есть символ есть не что иное, как «условный знак».

   Итак, в результате  вышеперечисленных определений, выстраивается следующая цепочка:
Образ – знак – символ, причём последний «служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи».

   Итак, символ есть всего лишь условный знак, который, в свою очередь, порождается человеческим, либо Божественным образом, тот же, в свою очередь порождается по Подобию Божиему, либо, что всего вероятнее, в силу устройства многоуровневой биоэнергетической машины под наименованием «человек». Что касается Божественных образов, то тут не время и не место для их рассмотрения, и, хотя человек и создан по «Образу и Подобию Божиему», оставим этот вопрос для теологических диспутов.

   Формирование и зарождение же человеческих образов (а с ними и всех знаков и символов) нам всем знакомо и общеизвестно.  Самый первый ассоциативный образ, который получает вновь родившийся человек на этой планете, есть, несомненно, образы ликов своих родителей, в первую очередь – матери. Этот образ, как и образ отца (в принципе, как и все психологические и идеологические образы) трансформируется по мере взросления и развития человека .
Внешний образ в виде определённых символов и знаков, созданный и навязываемой какой-либо идеологией, либо парадигмой самого общества, в котором вновь появился сей младенец, проникает внутрь  системы человека, и, подобно троянскому вирусу, становится его неотъемлемой частью, одним из аспектов личности, а во многих случаях, его основным аспектом.   
Таким образом, нет сомнений в том, что каждое поколение людей подвержено подчиняющему влиянию подобных образов и транслируемых ими символов и знаков.
Так как мы живём в России, для примера коротко пробежимся по истории наименований нашей страны за последние 100лет.

    Идеологическая образная составляющая государства менялась в этот отрезок времени, несколько раз, как и само название государства, которое само по себе является высочайшим символом, влияющем на жизнь и психологию его подданных, либо граждан. На протяжении этой истории старые образы власти и сопутствующий ей символизм предавались обструкции или предавались забвению, а на их месте, ибо «свято место пусто не бывает», тут же искусственно «образовывались» новые идеологические, якобы более «прогрессивные» знаки и символы (которые, разумеется. Были стары, как и сам этот мир).

 Что же касается наименования страны, главного символа нации, то оно изменялось за указанный период шесть(!!!) раз.  Напомню эти названия:

1. До марта 1917года мы жили в Российской империи.
2.С марта по октябрь 1918 года страна стала именоваться Российской республикой
3.С 1918 по декабрь 1922года – Р.С.Ф.С.Р.
4.С декабря 1922года по декабрь 1991года мы проживали в СССР.
5.С декабря 1991года по 1995года (точно даты уже и  не помню) мы вновь оказались в РСФСР, но уже без точек…
6.А с 1995 года по настоящее время живём в Российской Федерации, а, коротко в РФ.

  Буду рад уточнениям читателей в этом вопросе, так я как автор оного эссе - не историк.
   Таковое под силу вытерпеть лишь многострадальному русскому народу. Автор этих строк не жил лишь в Российской империи, но последняя символическая аббревиатура совсем ему не по душе, что конечно может быть всего-то субъективным мнением.
Однако вернёмся к нашей цепочке, её последнему звену – символу, и на примере двух, самых примечательных знаков, покажем, как смысл одного и того же символа может восприниматься в различных понятийных системах с полностью противоположным значением.

      Общеизвестный символ – пятиконечная звезда, до недавнего времени украшающая флаг  и герб СССР, исчезнувшая вместе с ним, но оставшаяся в военной атрибутике. Общеизвестно, что Октябрьский переворот в России был совершён, в основном, еврейским элементом. К руководству РККА пришёл еврей Троцкий, по инициативе которого и была внедрена именно красная пятиконечная звезда в герб РСФСР и на будёновки солдат. Свастика тогда потерпела поражение, как и позже.

       Одно из значений звезды тогда трактовалось так: «символ объединения пяти континентов при победе мировой революции». Такая трактовка, естественно, была лишь ловким пропагандистским трюком Ленина с Троцким и Ко. То, что Пентаграмма служила печатью Соломона и являлась знаком каббаллистов, теперь даже школьнику известно, но, отнюдь, не в то время. Впрочем этот образ был в головах евреев, но не в головах этнических русских, которые, как обычно, ни сном, ни духом… Однако символ звезды более обширный, чем трактовка Троцкого, Соломона, Элифаса Леви и прочих.

   Последний , кстати, утверждал:
 «Все тайны магии, символы гностицизма, фигуры оккультизма, все ключи каббалы к пророчествам – всё это заключено в знаке пентаграммы, знак этот самый великий, самый могущественный из всех знаков».
Э. Леви

   Опять же, данная цитата и ей подобные трактовки относятся лишь к образу мыслей подобных её автору, оккультистов, магов и прочих мистиков, как хоть в чём-то подлинных, так и лживых. Тайна власти им просто не давала покоя, а там где власть, там должен обязательно быть образ и обслуживающие его знаки и символы.
   
   У древних пифагорейцев пентаграмма (от слова пентаграмос — пятилинейный), считалась опознавательным знаком и символизировала собой дружбу, гармонию и красоту. Почти, как у древних славян, которые, несомненно, были в числе пифагорейской школы.
   Пентаграмма также часто встречается и у язычников, кем отчасти и является автор оной заметки, служа им одним из символов веры — пять концов звезды означают землю, воду, воздух, огонь и дух.

   У древних фракийцев и греков звезда обозначала пять убежищ, куда был помещен первобытный хаос во время создания мира, и они находились в Тартаре. Тьма, находящаяся в этих убежищах, считалась источником души мира, а также источником мудрости. Эта пентаграмма рисовалась двумя лучами кверху.
Для мусульманина она может означать пять столпов мусульманской веры и пять ежедневных молитв…  И так далее и тому подобное. Всё смешалось в доме Облонских, однако.
             Если же смотреть на знак пятиконечной звезды с точки зрения наших предков, древних славян, у которых номинальная власть создавалась лишь временно, на период конфликтов с инородными племенами; то нам представляется, что наиболее истинным значением знака пятиконечной звезды является тот, который транслирует в своей известной книге А.С. Иванченко: пятиконечная звезда в круге есть символ человека разумного, пять её вершин, есть пять вершин человека: голова, две руки и две ноги.

   Правда звезда на рисунке Иванченко в его книге не имеет внутренних перегородок, в отличии от изображения всех иных звёзд, особенно масонских. Этот образ наиболее древний, самый простой и более реален, в то же время геометрически звезда эта построена на принципе золотого сечения, что, по-видимому и привлекает всех этих магов и других тёмных личностей…

   Одним из древнейших мировых символов мы обнаруживаем крест, существование которого, в принципе, равно существованию самого человечества, ведь изображения крестов найдены при раскопках стоянок каменного века. Уже в глубокой древности крест стал сакральным знаком разнообразных общин, обществ, сект и только впоследствии стал главным символом новейшей религии – христианства со всеми его подсектами и  их ответвлениями. Слово крест является всего лишь образным пониманием, в то время как его знаковое, символическое значение будет разниться для каждого случая отдельно. Древнеегипетский анкх, к примеру, отличается от общеизвестного креста православия, сам же православный крест также изображается в нескольких видах.

   Для современного же христианства крест, кроме орудия распятия Христа, церковно-православного символа, является символом защиты.  Принцип защиты себя, своих близких, имущества и пищи, осуществляемое путём ношения данного знака на груди, как центре Сущности, а также совершения крестного знамения.
«Значение креста противоречиво», пишет И. Смирнова, называя его символом добра и зла. Этот вывод является всего лишь умозрительным подходом автора. Нет никаких противоречий, если это слово разобрать с позиций энергетической этимологии: к-ре-ст; к- буква завершения, конца чего- либо, ре –слог премены, ст, -здесь –согласная смысловая связка постоянства. Слог изменений, перемен, как добрых, так и злых, ре как бы зажат звуком конца к и стойкой смысловой связкой ст. Если коротко, расшифровка этого слова крест: Всё перемен не будет, закончены они. Отсюда следует его значение и как символа защиты, и работа этой защиты в крестном знамении, а также и определённый фанатизм большинства христиан.

 
    Однако, известно, что пальцы  являются излучателями биоэнергии человека. Накладывая крестное знамение на себя, он защищает себя. Накладывая крест на продукты и штрих-коды упаковки, как советовали старцы, собственная энергия человека в какой то мере устраняет негативную энергетику.
Для зороастризма же, как и для других монотеистических, а, тем более, для политеистических видов религий древности крест был символом Солнца и огня.
В древнем же Египте  почитался и как символ безсмертия. Египетский анкх, финикийский, Мальтийский и прочие знаки, изображённые на алтаре, одеждах жрецов, утвари и жилищах создавали в головах своих почитателей образы соответствующих значений, через которые жрецы правящих династий, либо вожди  управляли своими подданными.


  В советское время символ креста, как символ Христа, в умах атеистических поколений потерял всякое значение, на его смену (однако временно) пришла всё та же самая пятиконечная звезда, описанная выше, что было верно в ту эпоху, настроенную более на человека и его настоящую жизнь, нежели на жизнь вечную, но когда-то там…
Таким образом, мы приходим к выводу, что знаки и символы в любом обществе, в любой форме его организации, от самых примитивных сект до современных фирм и, что следует заметить отдельно, банковских масонских структур, являются орудием управлениями массами через соответствующие образы, создаваемые с их помощью.
Последние нужно было лишь подкрепить соответствующей легендой, либо мифом, либо практическим действием, к которому относится, к примеру, получение огня при помощи трения между собой двух палочек, скрещённых между собой. Что же касается свастики, чисто солярного знака, то она является всё тем же самым крестом, но в динамике, в движении, во времени. Однако созданные, в большей мере, преднамеренно, в головах народонаселения  образы, исказили её первоначальный смысл на негативный, естественно, с известными последствиями.


 Последний пример до того нагляден, что позволяет нам заключить, что современная манипуляция символами стала иметь мощную информационную поддержку при помощи целенаправленной пропаганды через СМИ, средства связи и интернета, узаконивая те образы для власть предержащих, которые им, этим властям, выгодны. Сейчас мы переходим к той эпохе, в которой абсолютно нереальные символы будут управлять вроде бы реальными людьми. Но это уже тема иного, более серьезного изследования.


  P.S. Автор сего маленького труда специально не стал помещать в нём изображения и рисунки знаков и символов в эту статью, с той лишь целью, что читающий её, уже обладает определёнными познаниями в данной сфере; и образы этих символов будут вспыхивать перед его взором, как ясные вспышки огня. К тому же сие послужит и обоснованием вышеуказанной доминанты создаваемого образа над знаком и символом, которые есть лишь его орудия и потому вторичны. Это и есть тот последний вывод данной заметки.


   Список использованной литературы:
1. Василев В.Н. Происхождение русского слова. https://ridero.ru/books/proiskhozhdenie_russkogo_slova/
2. Иванченко А.С. Путями великого россиянина. Санкт-Петербург, 2006.
3. Ожегов  С.И. Словарь русского языка. М, «Оникс», 2006.
4. Смирнова И. тайная история креста. М.Ю «Эксмо», 2006.


Рецензии
Вы хорошо разобрали этимологию креста. Вероятно, что так и есть, с крестом все перемены нашего переменчивого мира заканчиваются для воплотившего этот символ в жизни. Почему этот символ может быть противоречив? Потому что, он соединяет несоединимое: добро и зло, как тезис и антитезис, производя синтез. Поэтому перемен и не будет. Синтез, это самое лучшее, что может быть. Куда же меняться...

Людмила Возняк   28.07.2018 20:36     Заявить о нарушении
Верно, синтез. Умри, диалектика!

Валерий Василёв   03.08.2018 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.