Столица Золотой Орды. Булгар

          Что такое Булгар (в равнозначном варианте Болгар), я не знала. В интернете не искала, информацией не владела ни на полпроцента.

          Иногда мне хочется самой что-то придумать, а потом посмотреть, насколько это совпадает с действительностью. Например, когда ехала в Рим, что-то помнила со школы, что-то из фильмов, что-то из книг. Но не полезла в видео для туристов. И, когда город на семи холмах предстал передо мной во всей красе, была поражена в один момент. Так и ходила, ошеломлённая, все 5 дней.

          Купить экскурсию в Булгар меня соблазнила фотография Белой мечети, похожей на знаменитый Тадж-Махал. Мечеть Булгара выглядела более воздушной и стройной. Однако, сравнивать было не с чем, Тадж-Махала я тоже не видела в реале.
Уже в автобусе меня посетили сомнения насчёт предвкушаемого удовольствия. Гидша (слава богу, не косноязычная с «Вечерней Казани») не конкретизировала состояние архитектурных сооружений. Зато, живописала о войнах и разрушениях древнего города, занимавшего такую же территорию, как два Казанских Кремля.
          Я вспомнила руины города гладиаторов на Кипре, почти сравнявшиеся с землёй развалины в Тиндари на Сицилии, и загрустила. Если здесь то же самое, мы не увидим ничего, кроме сугробов в белой пустыне.

          Хорошо, что я в Питере никого не послушала, и велела детям одеться и экипировать ребёнка по-зимнему. Если на улицах северной столицы чавкала грязь, а центр был сух и чист, то в Казани и окрестностях зима правила жёсткой рукой. На улице даже перчаток снять было невозможно. Пару раз нажмёшь кнопку фотоаппарата – пальцы уже не гнутся. Внуку мы на второй же день купили забытый дома шарф, чтобы фиксировать капюшон, плотно натягиваемый на шапку. Мало того, что холод, так ещё и непрекращающийся ветер.
          Итак, во время прослушивания материалов о Булгаре я представила себе сверкающую под ослепительным солнцем снежную равнину, несколько торчащих из сугробов кусков стен, комплексный обед в местном музее и ларьки с неоправданно дорогими сувенирами. На большее моей замороженной фантазии не хватило.

          «Булгар — один из крупнейших городов Золотой Орды, был основан волжскими булгарами в X веке, в 1361 году разрушен золотоордынским князем Булат-Тимуром. Затем был восстановлен, но в 1431 году разрушен воеводой Фёдором Пёстрым, после чего был покинут жителями… Сейчас в городе живёт 6 тысяч человек…» Господи, город с населением в шесть тысяч… Что это? Три деревни, два села, в периметре развалин?
          Я смирялась с дальней дорогой, набитым автобусом, пытаясь понять гидшу: «Ахмед ибн Фадлан ибн аль-Габбас ибн Рашид июн Хаммад был старшим писарем-чиновником, находился под покровительством военачальника Мухаммеда ибн Сулеймана, завоевавшего Египет в 904-905гг. для Багдадского халифа. Ахмед ибн Фадлан ибн аль-Габбас ибн Рашид июн Хаммад был секретарём посольства Багдадского халифа Джафара аль-Муктадира к царю волжских булгар Алмушу сыну Шилки-элтабару…»
Как она это запоминает и выговаривает???
          Вспомнился анекдот: «Бонд. Джеймс Бонд – Пикассо. Па;бло Дие;го Хосе; Франси;ско де Па;ула Хуа;н Непомусе;но Мари;я де лос Реме;диос Сиприа;но де ла Санти;сима Тринида;д Ма;ртир Патри;сио Руи;с и Пика;ссо».

          Короче: Булгар донимали хазары. Булгары решили принять ислам, чтобы получить защиту Арабского халифата. Весной 921 года ко двору халифа прибыл посол ибн Башту, по прозвищу Хазарин (прозвище было дано за полиглотство). Повелитель правоверных обалдел (мягко сказано), но задумался. Большой заинтересованности в маленьком Булгаре на краю света, о котором он знать не знал, у него не было. Зато было желание дать по носу хазарам, которые ему самому надоели, но с которыми уже, вроде как, открытой войны не велось.
          И халиф согласился взять под своё крыло неведомые земли. Посольство находилось в пути с 21 июня 921 по 12 мая 922 года, и прибыло, наконец, на берега международной ярмарки Ага-Базар.

          В течение нескольких дней в ставку посольства собирался народ, от князей до простых жителей. Ещё через несколько дней Булгария официально приняла ислам и стала частью мусульманского мира.
          После этого Булгария стала привлекать не только купцов, но и путешественников, учёных, писателей и, конечно же, искателей приключений.
Историки утверждают, что ислам был достаточно распространён среди булгар. То есть, об этой религии знали, мечети там и тут имелись. Но, в те времена каждый верил, во что хотел. И, хоть в Коране говорится, что в религии принуждения нет, для государства важна одна религия, основная, которая объединяет подданных.
          Что касается меня, я бы не потащилась из жаркого климата, за тысячи километров, на верблюде, в страну, где лета почти не бывает. Вон, в прошлом году здесь даже поля не убирали – урожай пропал, не вызрев. Сначала что-то собирали на силос, а потом и вовсе бросили: себе дороже.

          Краткое содержание книги «Путешествие Ахмеда ибн Фадлана на реку Итиль и официальное принятие в Булгарии ислама» меня порадовало. Я купила её в первой же сувенирной лавке. Там же взяла магнитик с ночным видом на Белую мечеть, и дорожную молитву, с изображение этой мечети днём.
          Чтобы не набивать карманы, кошелёк кинула в рюкзак внуку. Поэтому, увидев книжку, побежала искать детей. Они осматривали то, что в ХIII веке было Ханским дворцом. Сейчас это – огромный голубой стеклянный шатёр над раскопками. Я его уже обошла и сфотографировалась на фоне сугробов, с видом на Волгу.
          Мой крик: «Стойте! Мне нужны деньги, я хочу купить книгу «Путешествие» привлёк ещё одну желающую приобрести сей труд. Мы вернулись в лавочку вместе. Когда я взяла дорожную молитву, женщина возмутилась: «Она же мусульманская!» Я повернулась к ней: «Бог – один. Для всех, как бы его ни называли. Дед моего отца был имамом в казанской мечети. После революции моя бабушка покинула родные места, по каким-то соображениям вышла замуж за православного. И - что? Мы плохие, или прадед плохой? Те же булгары из языческого многобожия перешли к вере в Бога единого. На небесах что-то изменилось? Меняется только в головах». Продавщица в национальном костюме, после реплики моей спутницы явно испугавшаяся ( само собой, войны религий ей не надо, среди товаров много бьющихся сувениров), расслабилась и закивала: «Да-да, Бог один!» Мы расплатились и поспешили к группе, осматривающей Соборную мечеть и большой минарет, по дороге делясь впечатлениями о зарубежных поездках. Наши мнения не совпадали. Женщине не понравились ни Турция, ни Италия с Сицилией. Она воспевала Грецию, до которой я пока не добралась.

          Вся группа направилась к ханской усыпальнице. Я воспользовалась моментом и, оставшись одна, сняла верхнюю одежду и сфотографировалась на фоне развалин, минарета и Успенского собора. Солнце светило, на каменной площадке снега не было. Если рассматривать этот снимок, никто не поверит, что вокруг ледяное царство.

          Далее, мы осмотрели Чёрную палату, сохранившуюся со времён булгар.
Легенда гласит, что во время набега Аксак-Тимура семья булгарского хана укрылась в этом здании. Тимур поджег здание, и тут на его крышу поднялась дочь хана. Аксак-Тимур, восхищенный её смелостью, предложил ей замужество. В случае отказа её семья будет казнена. Девушка попросила отпустить пленников, выдав им самых быстрых коней. Когда они ускакали, она бросилась с крыши здания и разбилась. Здание осталось черным от пожара. Легенда красивая, но ничем не подтверждённая. Современные исследователи считают, что в здании был суд. Кстати, приговоры были незверскими, и почти все преступления можно было оплатить деньгами.
          Ещё мы посетили здание, специально построенное для хранения самого большого печатного Корана. Корана там не было, его куда-то увезли. Мы посмотрели музей.

          Обедать нас привезли в многоэтажное (вернее, многоступенчатое) здание Музея Болгарской цивилизации, предварительно проведя с познавательной экскурсией по всем этажам.
          Из интернета: «Уникальное здание Музея построено на высоком берегу Волги. Оно совмещает в себе функции речного вокзала и музейного комплекса. Экспозиция музея располагается на третьем и четвертом этажах и занимает 2000 кв. м. В ней представлены более 1600 экспонатов, раскрывающих основные темы: «История исследования Болгара», «История болгарской цивилизации», «Город Болгар». Представленные археологические экспонаты органично дополняются декоративными панно, картами, реконструкциями и макетами, что дает возможность представить болгарскую цивилизацию, как одну из величайших в мире. Реальная экспозиция дополняется мультимедийными средствами, с помощью которых воссоздается нематериальное культурное наследие. Архитектура самого здания перекликается с архитектурой сохранившихся булгарских построек». Сайт не указываю, брала с нескольких.
          Музейный комплекс также порадовал, как местными сокровищами, так и комфортом.

          Белая мечеть была последней в плане экскурсии. Белоснежно-кремовый комплекс воздвигнут в 2012 году по проекту Сергея Шакурова, казанского архитектора. Ну, честно: это надо видеть.
          Дочка расстроилась слегка, что кругом снег. Она уже насмотрелась фоток в интернете и рассказывала об огромном водоёме, в котором отражается комплекс (сейчас – снежная равнина), площади и дорогах с орнаментами (сейчас – снежная равнина). Я перебила: «Мы получили уникальную возможность увидеть белую мечеть среди белого поля! Мечети на фоне цветущих клумб мы и в Турции видали. А это – невероятно, супер-зрелище!»
          И, действительно, когда я выложила фотографии в соцсети, сразу посыпались вопросы: «Где такое чудо?»

          Обратно ехали, под огромным впечатлением от поездки. Я спросила гидшу, почему нет экскурсий в Свияжск и Йошкар-Олу? Мы хотели взять, но, вопреки рекламе в буклете, их нет. Оказалось, что зимой с экскурсиями вообще проблема, и нам повезло съездить в Булгар, только потому, что несколько турфирм договорились посадить желающих в один автобус.
          По дороге я читала книгу путешествия, вкратце изложенное на 140 страницах. Через день, в киоске казанского Эрмитажа обнаружился увесистый том с описанием этого пути. Но он стоил под 4 тысячи. Я повздыхала и подумала, что возможно, полную версию книги можно найти в питерской публичке.
          Попозже приведу несколько отрывков из книги, она более чем занимательна.
          Конечно, лучше ехать в Булгар летом или ранней осенью. Мы не увидели и половины объектов, скрытых под снегом. Не увидели Волги, пристани, не налюбовались простором. И, всё равно, это путешествие стало одним из лучших на моей памяти.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/06/11/628


Рецензии