Добродетель

        Я хочу поговорить о таком термине как Добродетель.
        Общая философия характеризует это понятие, как антоним к слову Грех. И действительно человек как совершает Грех, так и совершает Добродетель.
        Грех – это плохое дело.
        Добродетель – это хорошее дело.
        В чем еще отличие между этими двумя свершениями?
        Чтобы совершить грех, зачастую нужно просто расслабиться, отдаться чувству, инстинктам, страсти, похоти, эмоциям, животным чувствам.
        Чтобы совершить Добродетель нужно наоборот напрягаться, нужно искать в себе какие-то внутренние энергетические резервы и самое главное – подключать сердце.
        Грех легко превращается в привычку, просто продолжаешь так и жить, не напрягаясь, совершаешь всё, что тебе заблагорассудится. В итоге жизнь сама собой становится греховной. Например, табакокурение, которое в самом начале сопряжено с нечистой совестью прежде всего с самим собой и своим здоровьем, а затем превращается в обыденную, повседневную привычку.
        Добродетель же практически никогда не превращается в привычку. Это невозможно. Кто-то может поспорить с этим. Есть же люди, которые постоянно совершают добрые дела, служат людям, например, официальные служители церкви, благотворительных организаций и т.д. Но на самом деле многие из таких людей уже просто живут почти рутинной профессиональной жизнью и далеко не факт, что многие из них подключают сердце к своему труду. Однако, отмечу, что подключать сердце и совершать Добродетель в таких местах гораздо проще, так как есть более благоприятная атмосфера, нежели в клоаке греха, если человек живет греховной жизнью.
        В общем, для греха не требуется работа над собой, мало того, она греху только мешает. Для добродетели же работа над собой нужна постоянно, расслабляться фактически нельзя. Если жизнь по греху – это плыть по течению, то жизнь по Добродетели, это постоянно грести против течения.
        Например, вас кто-то злит, естественней податься злости, поругаться с этим человеком и совершить грех. Противоестественней простить этого человека, пожелать ему добра, не ругаться, а наоборот улыбнуться. Этим самым совершить добродетель.
        Именно Добродетель отличает человека от животного. Животное не способно делать что-то против своей натуры, делать что-то для себя противоестественное. Только человек способен изыскивать у себя внутренние резервы для совершения Добродетели.

        Мф. 7:13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

        Есть существенное отличие в определении Добродетели с нехристианской позиции и христианской. Вначале о нехристианской позиции, то есть, общефилософской или общежитейской, сформированной известными всем философами. Здесь антонимом к слову Добродетель больше не Грех, а Порок. Грех – это проступок, заслуживающий наказания, как людского, так и божественного. А Порок – это качество характера, с помощью чего человек совершает грехи, ведет греховную жизнь.
        Также и Добродетель больше рассматривается как качество характера человека. Добродетель в себе можно воспитать, а потом поддерживать, а для того, чтобы стать порочным нужно просто расслабиться и опуститься. В основном, данная добродетель основана на разумном здравомыслии и на логике. Например, Сократ считал источником добродетели разум и мудрость. Гесиод говорил: «Путь к добродетели тягостен и труден, она не даётся от рождения, а требует постоянных жизненных усилий».
        Однако почему напрягается не христианин, то есть, обычный человек, в том числе атеист? Почему не христиане стараются тоже быть добродетельными и многие из них достигают даже гораздо больших успехов, чем многие христиане. Что мотивирует их? Если проанализировать всех наиболее авторитетных философов, то можно выделить три основных мотивации:
1. Справедливость. Прежде всего логическая. «Всем поровну», «Каждому по заслугам, по труду, по совести, по справедливости».
Стремление к справедливости является одной из естественной мотивацией каждого человека к совершению добродетели. Особенно об этой мотивации высказывался Платон, выделяя три основные добродетели: мудрость, мужество, умеренность.
2. Счастье. Практически любой человек сознательно или бессознательно (задним умом) понимает, что если он позволяет себе грешить, то ему придется выкарабкиваться из несчастья. И также понимает, что добродетельная жизнь даст ему счастье, поэтому он старается ее хоть иногда совершать.
Больше всего добродетель со счастьем связывал Аристотель, считая добродетель его проводником и неотъемлемой частью. Он одним из первых ввел понятие Золотой середины. Также он логически противопоставлял добродетель и порок, считая, что первое лежит посередине между двумя крайностями порока. Например, щедрость лежит между расточительностью (сверхщедростью) и скупостью (нулевая щедрость). Следование по пути Золотой середины очень похоже, кстати, на следование по узкому пути, о котором говорил Иисус Христос.
3. Идеальность, совершенство. Сверхчеловек по Ницше, Эго-идеал, Супер-Эго по З. Фрейду. У каждого человека есть или явный пример для подражания среди тех личностей, которых он знает, или некий смутный образ идеального или улучшенного себя. Именно к этим образам он стремится в своем поведении и старается соответствовать. Например, видит бабушку просящую милостыню, и внутри возникает мысль, что, скорей всего тот, кому он стремится подражать дал бы милостыню этой бабушке, поэтому ему нужно сделать тоже самое. Видит какую-то нужду у друга и думает: «Почему бы не усовершенствовать себя, стать лучше, чем я есть и не помочь ему».
        Таким образом человек постоянно обтачивает и усовершенствует себя.
        Все три мотивации звучат достаточно положительно для любого человека. Поэтому следуя им, человек как правило очень уверен в своей правоте и практически не разубеждаем. Как не странно, порочный человек может оказаться гораздо более скромным, смиренным и кротким, чем человек добродетельный в своих глазах. Для иллюстрации достаточно вспомнить деятельность Христа на земле, когда основным контингентом из его последователей были как раз бывшие порочные люди (блудницы, мытари и грешники), в то время как добродетельные в своих глазах законники оставались непреклонны и не разубеждаемы.
        Как видно, нехристианскую добродетель можно совершать, будучи неверующим, то есть к ней может стремиться и достигать больших успехов и атеист.
Однако при всех преимуществах определения нехристианской добродетели у нее есть и существенные недостатки.
       Справедливость часто сопряжена с жестокостью и тоталитаризмом. Например, И. Сталин стремясь к высшей справедливости и благу для советского народа, совершал свою добродетель. Но все мы знаем, сколько бессмысленных и невинных человеческих жертв было поставлено во имя такой добродетели.
Стремление к счастью, свободе, безмятежности зачастую сопряжено с эгоизмом, безответственностью и попросту глупостью. Как иллюстрация – это толерантная деградация современной Европы. 
И, наконец, в стремлении к совершенству и идеализму, человек зачастую достигает высшей точки гордости и заносчивости.

        Теперь рассмотрим христианскую Добродетель.
        Надо сказать ее отличие от мирского понимания, то есть, от того, что я рассмотрел выше, достаточно существенно. Повторюсь что, добродетель мирская связана с использованием собственных внутренних резервов, требует собственных сил, самоотречения, жертвенности. Также она опирается на некий внешний закон, мораль, инструкции и этими же аспектами и оценивается. Разные люди по-разному следуют закону, кто-то безупречно и неукоснительно, кто-то является его постоянным нарушителем. Соответственно в мирском понимании первый более добродетельный чем второй.
        Добродетель же духовная исходит исключительно от духа, то есть от Бога. Человек не настроен на достижение высшей справедливости, счастья (по крайней мере, личного) и тем более собственного совершенства. Мир априори несправедлив, мирское счастье фактически не достигаемо и очень условно, да и по сути нет идеального, совершенного человека. Никто не может стать по настоящему добродетельным и развить это невозможно в себе, чтобы это естественным образом оставалось. В христианстве Добродетель это то, что исходит от Бога, а не от человека.
        Общий контекст Нового завета говорит о том, что в христианстве Добродетель это не качество человека, а нечто приобретаемое им посредством следования духу. И пока он духу следует, добродетель в нем остается. Дух же непосредственно связан с благодатью. И то и другое исходит от Бога и от человека все зависит только в том ключе, что он может это либо принять, либо нет.
        Человек делает выбор, либо он следует закону и использует свои внутренние резервы и силы, либо он принимает Христа, а вместе с ним Бога, дух, благодать и тогда добродетель не в меньшей степени чем к первому приходит к нему.
        Есть извечный спор первого со вторым, то есть нехристианина с христианином по поводу того, как стать добродетельным. Первый, даже будучи адептом христианской веры будет полагаться на исполнение неких правил, внешних имеющихся, и сформированных им самим посредством имеющегося личного жизненного опыта. Дух, Бог, здесь выступают как вспомогательные личности, поскольку есть все же вещи, находящиеся не под контролем такого человека, погода, катаклизмы, потенциальные форс-мажоры и т.д. «Если тут Бог прикроет, то было бы хорошо, все остальное я сам» - рассуждает такой человек. Настоящий христианин же целиком полагается на Бога, что все будет в итоге сделано им, ему же нужно только двигаться по неким поставленным перед ним рельсам. Ожидание от Бога составляют 90-99% от общего. «Лично от меня мало что зависит» - говорит настоящий христианин. Также весь мотив Ветхого завета состоит в том, чтобы убедить человека не полагаться на физические земные силы и ресурсы, но на невидимого Бога.
        Вот три главные добродетели в христианстве упомянутые в 1Кор.13:13: Вера, Надежда, Любовь, главная из которых Любовь.
        Все три добродетели исходят от Бога, человек своим решением это только принимает или не принимает. В этой же главе Павел для кого-то явно, для кого-то завуалировано осуждает тех, кто полагается на «разумные» человеческие добродетели – 1Кор.13:1-3. 
Если немного перефразировать слова Павла совместив этот отрывок и контекст данной статьи можно сказать:
Любое, даже очень «благое» действие мотивом которого не является любовь – ничто. Если человек делает что-то, стараясь добиться высшей справедливости, личного или общественного счастья, или, стремясь к совершенству, но при этом не имеет любви, то он ничто. И его действие по факту может оказаться не таким уж благим и быть осуждаемым последующими поколениями.
        А теперь поговорим о главном мотиве добродетели в христианстве, то есть, о любви, а также ее отличии от нехристианских мотивов.
        Справедливость, счастье, совершенство – понятия, относительно легко поддающиеся человеческому осмыслению и логике. Правда в том, что каждое из этих понятий для каждого человека субъективны. Например, человек в своем мировоззрении может достичь следующего понимания:
«Справедливость в том, что нужно уничтожить всех плохих людей. Тогда для оставшихся хороших наступит настоящее счастье. Идентификация человека по шкале плохой – хороший определяется из анализа достигнутых им результатов по уровню идеальности и совершенства».
Конечно, я привел гротескный пример, но без мотива любви, любой человек будет склонен к патологическим перегибам в своем мировоззрении и субъективных суждениях. Настоящая же любовь, можно сказать, все сглаживает или выравнивает. Впрочем, лучше, чем выразился Павел в 1Кор. 13:4-8 сказать сложно.
        Но, вся проблема в том, и поэтому такой мотив не популярен в мире, что понятие Любовь очень плохо поддается человеческому осмыслению, его практически невозможно подвергнуть научному, например, психологическому, анализу. Хотя некоторые видные психологи, например, З. Фрейд, пытались это делать.     Последний считал, что почти всякая любовь к противоположному полу (даже сына к матери) основана на сознательном или бессознательном сексуальном либидо, к собственным детям – на инстинкте продолжения рода, к представителям своего пола, к друзьям – из-за любви к себе и увеличению собственной значимости. Возможно, частично он прав. Впрочем, умозаключения Фрейда связаны с его суждениями в сугубо атеистической концепции (он был убежденным атеистом). Впрочем, и понятие Любовь у него очень искажено, где-то нося оттенок религиозной искусственности (как и все «выдуманные» духовно-религиозные термины), либо имея исключительно психологический контекст, как в словосочетании «любовь к вкусной еде».
        Именно духовная любовь, то есть, та, что исходит в первую очередь от Бога, фактически не поддается никакому человеческому осмыслению. Она вне всякой логики и человеческих измышлений. Поэтому Павел сказал, что «мы видим, как сквозь тусклое стекло…» (1 Кор.13:12). В 11м стихе этой же главы Павел сравнивает людей (возможно имея в виду только христиан, возможно всех людей) с младенцами. То есть, мы, даже имея сложившуюся культуру, науку, по познанию божественной любви мыслим лишь отчасти, как младенцы, используя только те понятия, которые у нас есть. А все намного глобальнее, настолько что нам даже не стоит и пытаться что-то ухватить и тем более вместить в свой разум.
         Скажу лишь только, что понятия Вера-Надежда-Любовь не просто звенья одной цепи, а по сути разные добродетели. Это цельное понятие - одна добродетель. Просто начинается все с веры, с простой, детской, не сомневающейся веры. Это начало дороги, и если человек по ней идет, то он достигает вначале надежды, а затем и любви. Именно той самой божественной любви. Он ощущает ее, получает ее сам и просто не может не делиться ей с другими. Его просто распирает. Делится без всякого напряжения, без всякой структуры, логики, без постановки целей и задач, без тренировок, отречений, самопожертвований. Просто почему-то любит и все тут.
         Именно любовь – главная мотивация в христианской добродетели. И дается она только от Бога. Только от наличия отношений с ним. На самом деле очень немногие на земле (в том числе и из среды христиан) получили ее. А если и получили, то смогли долгое время «удержать».
         И еще. Божественная любовь содержит в себе все известные человеческие добродетели, включая и мудрость, и справедливость, и мужество и все остальное. И это не просто нежный, томный взгляд. Это гораздо большее.

        Надеюсь, теперь, читатель, вы сможете более основательно делать в своей жизни выбор, какой добродетели вам стоит следовать.


Рецензии
Спасибо Максим.
..я всё таки считаю, что причина греха заключается в "сбое" наших душевных качеств после вкушения запретного плода. Человек, самостоятельно узнавший добро и зло, более возлюбил зло. Наше тело всегда стремится делать то, что мы любим. Не легко заставить своё тело делать то, что мы ненавидим.

Все люди, если верить Библии, знают добро и зло однако вольно, или невольно делают много зла, потому что следствием этого "сбоя" является то, что все наши мысли и помыслы, как написано, зло во всякое время.
Конечно же нормальные люди стараются "фильтровать" свои мысли и желания, пытаясь делать добро. В течении своей жизни каждый нормальный человек вынужден бороться с самим с собой. В помощь каждому человеку Богом даётся совесть.

Как я Вам писал, для того, что бы попасть в рай, необходимо вмешательство Бога для нашего исправления. Только Он может установить наши чувства в норму - что бы мы любили добро, а зло ненавидели. В этом случае все наши мысли и помыслы будут добро во всякое время, и человек будет абсолютно свободен. Не будет в раю НИКАКИХ ЗАКОНОВ для человека.
Максим, я так думаю согласно Писания.

Валекий Черненко   27.05.2021 18:39     Заявить о нарушении
Благодарю, Валекий!
Всё верно, я даже как-то не нашёл за что зацепиться, под всем подписываюсь)
Разве что подкорректирую. Наши чувства в норму, при которой мы добро любим, а зло ненавидим приводит Божий Дух в нас, если он работает так как надо. Об этом я как раз хотел показать в своей статье "Как работает Святой Дух".
В раю он будет работать на все 200%.

Максим Катеринич   27.05.2021 19:07   Заявить о нарушении
Простите Максим, что я часто не соглашаюсь..
В РАЮ мы будем контактировать с Богом не духовно, а лицом к лицу! "И узрят лице Его..." Откр.22:4.
Это сегодня мы имеем контакт с Богом лишь духовно, потому что Иисус Христос вознёсся и телом на земле Его нет. Он в раю.(Откр.2:7). Наша с Ним связь сегодня может быть только духовной. Дух Святой в нас.
Посредством СВЯТОГО ДУХА мы можем получать от Иисуса Христа Его качество. Водимы Его Духом. "Любовь Божия изливается в сердца наши Духом Святым данным нам"..
Когда Бог наши сердца "отремонтирует" - у нас свои качества будут прекрасными.
Сегодня мы не способны не грешить. В раю мы будем не способны грешить.

Валекий Черненко   27.05.2021 19:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.