Неро, озеро Ростова Великого - этимология

Ты, Господи, светильник (НЕИРИ, от НЕР) мой;
Господь просвещает тьму мою
2 Царств 22:29



Площадь пресноводного озера Неро в Ярославской обл. – 54,4 км2, средняя глубина 1,3 м (80% акватории имеют глубины 0,5-1 м, наибольшая – 4,5 м), длина 12,5 км, ширина – 8 км. Дно илистое, слой ила на дне достигает 20 м, есть небольшие острова; из-за большого количества ила вода не пригодна для питья, богато рыбой.

В Неро впадают более 20 рек, вытекает одна - Векса, которая после слияния с рекой Устье образует реку Которосль, впадающую в Волгу в Ярославле.  На западном берегу озера расположен старинный русский город Ростов Великий (осн. в 862 г.), плотность населения с древних времен довольно высока (один из исторических центров Руси), что очевидно связано с  торговыми путями и наличием необходимых природных ресурсов.

См. карту Ростова  и озера Неро 1856 г.;


1) Существующая этимология

Вода России - Неро; http://water-rf.ru/Водные_объекты/169/Неро

“Этимология названия «Неро» восходит к древнему финно-угорскому озёрно-речному термину «нер-»; от того же корня происходит и название реки Нерль”.
Подобная этимология прослеживается во всех источниках.

2) Топография

Озеро Неро обозначено на картах XVIII века.

* Атлас 1794 г. для юношества. Московская губерния и окрестные наместничества.

* Карта Ярославского наместничества из атласа Сытина 1796 г.


3) Применение гидронима в русском языке. Национальный корпус русского языка


* Великий князь Василий Васильевич. Жалованная льготная и несудимая грамота в. кн. Вас. Васильевича Тр.-Сергиева м-ря иг. Зиновию на рыбные ловли в Ростовском оз. и на двор в Ростове (1432-1445)  

* С. Д. Нечаев. Ростовский монастырь (1823)

Как Неро тихое, твой освященный прах
С благоговением покорным лобызая,
Являет храмов блеск на зеркальных водах
И струй изглаженных равнина голубая
Твоим венчается сияньем и красой, ;
Так сердце, возлюбив молитву и смиренье,
Заемлет от тебя небес благословенье
И твой незыблемый покой.

* И. С. Аксаков. Письма родным (1849-1856)

Разумеется, это название нерусское, а, должно быть, финское или чудское: здесь таких названий премного: Например, озеро Неро, реки Вогода, Тологда, Печегда, Шехонь (или Шексна). ...
И теперь названия некоторых урочищ звучат совершенно не по-русски: озеро Неро, на котором стоит Ростов, озеро Нико, река Шачебола и др.

* Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 6 (1811-1818)

Уверяли, что Ростовское озеро целые две недели страшно выло всякую ночь и не давало спать окрестным жителям.

4) Обобщение и вывод

а) Религиозная действительность

Озеро Неро (Ростовское) как водный объект, в общем ничем не примечательно, за исключением древнего города Ростова Великого находящегося на его берегу. В Ростове сосредоточены старейшие монастыри России: Спасо-Яковлевский Дмитриев XIII в., Богоявленский Авраамиев, XII в., Рождественский, XIV в., Петровский, XIII века. Факт этот сообщает о проходившей в ранний период формирования Руси монастырской колонизации и о существовании важного торгово-военного пути; монастыри, как правило, возникали на торговых путях, да и сами активно занимались торговой деятельностью.

б) Выдающийся ориентир

Берега Неро были плотно заселены с древнейших времен, обилие  природных источников необходимых для выживания человека (строевой лес, зверь и рыба, торговый путь) вызвали развитие Ростова и прибрежной территории.
Древнерусская цивилизация была “деревянной”, дерево и другие ресурсы леса (охота, сбор ягод, грибов) давали средства для существования значительной группы населения. Дерево сопровождало русского человека от колыбели и до гробовой доски: домашняя утварь, дома и общественные здания, мебель и транспортные средства (судно, телега), оружие  и орудия (соха), дрова для приготовления пищи и обогрева и т.д. - все изготовляли из дерева.

* ЭСБЕ/Ростов Великий
Леса было прежде много, но вследствие вырубок количество его быстро уменьшается. Лес преимущественно смешанный — сосна и ель, с примесью березы и осины; изредка встречаются липа, ясень, клен, вяз, дуб; в старину существовали большие дубовые рощи, от которых не осталось и следа…

* Свидетельства иностранцев о русском домостроении 

Дж. Флетчер. О государстве Русском, 1591, гл. 4
  
На улицах вместо мостовых лежат обтесанные сосновые деревья, одно подле другого. Дома их деревянные, без извести и камня, построены весьма прочно из сосновых бревен, которые кладутся одно за другое и скрепляются по углам связями. …Деревянная постройка для русских, по-видимому, гораздо удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в последних больше сырости и они холоднее, чем деревянные дома, построенные из сухого соснового леса, который больше дает тепла.

в) Археология

По сообщениям археологов в ранний средневековый  период развития в бассейне озера были обширные сосновые и еловые леса.

* См. Краткие сообщения Института археологии, 2013 г., выпуск  228

“Сруб поквадратней формы... сохранился на два венца, сложен из толстых сосновых брёвен…”. “Для строительства срубов… был использован качественный строевой лес - толстые сосновые бревна…”. “Таким образом, можно полагать, что недостаток строевого леса стал ощутимым в городском хозяйстве уже к началу XIII в. Очевидно, это связано с расширением городской территории и активным строительством на протяжении XII в. (Леонтьев, 2003. с. 40)”.

г) Картография

* Факт - имя Неро появляется на картах   1794, 1796 гг. (см. выше).

* В 1739-1791 гг. Географическим департаментом Российской академии наук было составлено свыше 250 разных карт. В ходе полевых экспедиций уточнялись названия географических объектов, учитывались имена распространенные на данной территории в среде местного населения и пожелания местной светской и духовной власти.
Возможно, что это имя связано с теологией иудеохристианства, так строительство Ростовского Кремля (Митрополичий двор, 1670-1683 гг.) происходило под руководством митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевич (участник соборов по внесению изменений в тексты славянской Библии), Ростовский Кремль задумывался как небесный град - Иерусалим.

Вывод

* Нет никаких письменных свидетельств о происхождении гидронима Неро, древнерусские письменные источники пользуются термином “Ростовское озеро”. Термин НЕРО  фиксируется на картах конца XVIII века, в русской литературе примерно с начала XIX века.

При такой концентрации монастырей в Ростове маловероятно “финно-угорское” происхождение  выдающегося ориентира - основного гидронима  территории. Монахи-миссионеры не проповедовали “финно-угорскую религиозную доктрину” (её не существовало), а тиражировали имена и термины иудеохристианства.

* На местности надо было как-то ориентироваться, “финно-угорская” топонимика не сообщала первопроходцам качественные и количественные характеристики географического объекта и местности (что это, для чего это???), а следовательно человек не мог организовать свою жизнедеятельность в соотвествии с природным ресурсом местности.

Из перечисленных исторических фактов формируются две версии имени НЕРО.

а) Ранний гидроним

На берегах озера в период первоначального заселения территории были крупные массивы соснового леса, что послужило базой  для строительства  города: лес (строительный материал), охотничьи и рыболовные угодья, торговый путь.
НЕРО = СОСНА; берега озера покрыты сосновыми лесами - Сосновое озеро???

б) Поздний теологический гидроним XVII-XVIII веков

В ходе исторического развития на берегах Ростовского озера сформировался крупнейший центр православия - три монастыря. Монастырь - культурно-религиозный центр: библиотека, архив, переписка библейских книг, ведение хроник, обучение религиозной философии и т.д.; всё это позволяло оценить (сравнить) и запечатлеть событие на бумаге и передать его в пространстве и времени.

Концентрация монастырей автоматически предполагает СВЯТОСТЬ территории, окружающего пространства. Для формирования чувства СВЯТОСТИ у населения, собственно и создаются различные легенды и сказания, были и бытия - формируется общественное сознание. Будничная жизнь монастыря, какие-либо происшествия или природные явления - сакрализуются, т.е. объявляются священными.

Целесообразно рассмотреть гидроним НЕРО  в связи с библейскими образами и терминологией.

5) Терминология иврита и библейский образ

а) Вариант 1

ивр. НЕР (от корня НУР сиять). Светоч, лампада, светильник, лампа; образ надежды и счастья.
* ивр. НИР светоч; расчищать, поджигать лес под пашню; земля расчищенная под пашню; пахать в первый раз землю; новь, в переносном смысле - о новом поприще жизни.

б) Библейский образ

* Притчи 31:18: “Она чувствует, что занятие её хорошо, и - светильник (НЕР) её не гаснет и ночью”.

* 2 Царств 21:17: “Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлялина  и умертвил его. Тогда люди Давидов поклялись, говоря: не выйдет ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник (НЕР) Израиля”.

* Иеремия 4:3: “Ибо так говорит господь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите (НИР) себе новые нивы (НИР) и не сейте между тернами”.

Источник

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 316; http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_316.htm

Там же см. с. 306, НИР
http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_306.htm

См. стронг иврита НЕР, 5216

в) Вариант 2

Приведем гидроним НЕРО в форму близкую к грамматике иврита - прочитаем его наоборот (как в иврите) - НЕРО = ОРЕН.  У нас сразу же появляется соответствующий местному природному ресурсу термин иврита - ОРЕН сосна.

* русск. НЕРО = наоборот ОРЕН = поздний ивр. и современные словари - ОРЕН сосна (в библейском иврите ясень).

В Библии часто встречаются разночтения, что связано с древностью языка иврит, утерей произношения некоторых букв, письменностью иврита и разным пониманием текста многочисленными переводчиками и интерпретаторами. Лексикон (совокупность слов) меняется в любом языке, в русском языке XIX века мы не понимаем примерно 25-30% терминов, они вышли из употребления в связи с социальным и техническим прогрессом и были забыты.


* Синодальный перевод, Исаия 44:14: “ Он рубит себе кедры (ЕРЕЗ), берет сосну (ТИРЗА) и дуб (АЛОН), который выберет между деревьями в лесу, садит ясень (ОРЕН), а дождь возвращает его”.

* Церковнославянская Библия переводит этот текст так: “Посече древо въ дубраве, еже насади Господь, сосну, и дождь воз­расти”.

* Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_045.htm, с.45, термин объясняет так:
“ОРЕН род кедра или сосны (Исаия 44:14), из которого, по Мишне (часть Устного Закона), приготовляли мачты… из чего видно, что ТОРЕН мачта произведено из него…”.


Таким образом, на сегодняшний день, у нас две версии понимания гидронима НЕРО; обе связаны по смыслу, графически и фонетически в языком иврит и библейскими образами.

а) Сакрализация территории (перевод местности в священное состояние) на рубеже XVIII-XIX вв.
НЕРО = НЕР+О = ивр. НЕР светоч, светильник; в переносном смысле ОБРАЗ НАДЕЖДЫ и СЧАСТЬЯ.

б) Мирское (обмирщение сакрального слова) понимание территории - обширные сосновые леса вокруг озера - т.е. озеро Сосновое.

НЕРО = наоборот ОРЕН = ивр. ОРЕН сосна.

При получении других исторических данных, версии могут быть уточнены.

14.6.2018 г.


Рецензии