Куда уходят силы?

Зарисовки с занятий арт-терапевтической группы экзистенциального опыта "Присутствие".

Одна из участниц подводит итоги своего участия в занятии:

- Если я не успеваю "переварить" какой-то свой опыт, если не справляюсь с загруженностью и возникает ощущение завала делами, суеты, бессилия, загнанности, - то это значит, я внутренне занята чем-то, но не осознаю этого.

Моё внимание забирает какое-то переживание, и не даёт мне сосредоточиться на настоящем. Но это переживание я не осознаю и внутренне избегаю его, и мои силы уходят на то, чтобы не допустить его в сознание.

Сейчас я поняла, что важно обратить внимание на то, чего я избегаю, какого переживания, каких чувств, каких значений и смыслов.


Рисунок: Duma Arantes


Рецензии
Добрый день, Виктор!

А что же делать дальше, признав существование неких неугодных, неразрешимых переживаний? Они ведь не исчезнут сами по себе. Вместо этого примутся забирать силы и энергию с ещё большей жадностью.
Всё же лучше их игнорировать, я думаю. А они уж оставленные без внимания с течением времени уйдут в небытие.

С глубочайшим признанием и пожеланием успехов во всех начинаниях,

Эльза Зинурова   06.07.2020 14:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Эльза!
Хороший вопрос ("А что же делать дальше...?")!
Если Вы возьмётесь искать ответ на него всерьёз (а не в духе позитивных лозунгов, отрицающих человеческое в человеке, которые сейчас заполонили информационное пространство), то с этого может начаться Ваша настоящая новая жизнь, в которой будете ВЫ со всем богатством жизни Вашей души.
Кто бежит от страдания, его приумножает.

Неразрешимыми переживания становятся ТОЛЬКО в силу нашего личного препятствия для их разрешения - в силу нашего сопротивления чему-то в себе и в своей жизни.

Разумеется, сами по себе "неразрешимые переживания" не исчезнут. Но то и не нужно.
По секрету Вам скажу, Эльза, что само желание, чтобы они исчезли, и усилия направленные на это, препятствуют их исчезновению, а напротив, усиливают их мучительность и неразрешимость.
Вот Вам аналогия: если Ваш ребёнок плачет и капризничает, то к чему приведёт Ваше игнорирование его? И что будет, если Вы обратите внимание на него и вникнете в его боль?

Если "неугодных переживаний" не избегать, а заметить их и признать... Представьте, что Вы заметили и признали существование зимы, дождя, жары... и перестали пытаться избавиться от естественных явлений природы.(Перенесите аналогию на "стихию" души, у которой тоже есть своя природа). Какие возможности у Вас появятся после этого, и какие отсутствовали, пока Вы занимались бесплодной борьбой с природой?

Моя практика психотерапевта (да и н только моя, а всей мировой психотерапии) даёт веские основания утверждать: то, что мы пытаемся игнорировать, уходит не в небытие, а из нашего осознавания, и потом заявляет о себе многократно усиленным. Однако теперь мы уже вовсе не будем понимать, что с нами происходит, поскольку сами заставили себя не замечать и не в никать в то, что заботит душу. Так начинаются невротические расстройства и даже психозы.
Ещё аналогия для Вас: представьте, что Вы сильно поранились, и пытаетесь игнорировать и не замечать свою рану. Что будет с ней? С ранами души будет примерно то же.

Спасибо за Ваш вопрос, Эльза!
Если Вас действительно он интересует, загляните на эту страницу: http://v-psy.ru/psihologicheskie-stat_i.htm
Вы найдете статьи по этой теме.

Виктор Ляшенко   06.07.2020 22:04   Заявить о нарушении