Характеры

Две с лишним тысячи лет тому назад греческий литератор Теофраст написал философский этюд «Характеры», где перечислил типические черты своих современников. Задача описать расхожие черты наших современников показалась мне интересной. Название для каждого типа я взял из бытовой речи, иные у Гоголя, иные придумал. Суть в самом подборе характеров, в кастинге. Ну и, разумеется, в том житейском спектакле, что идёт без антракта. 

Барыга. Вы ему за пятнадцать рублей предложите вещь, которая стоит сотню, он быстро смекнёт, что у вас трудности, и скажет: «Ладно, за восемь возьму!» Внутренне Барыга убежден, что порядочность и благородство кто-то придумал. Когда слышит речь о высоком, лукаво щурится. «Умные люди понимают, что это всё игра, а глупцы будут думать, что это правда, и здесь умные опять глупцов надуют". Барыга слушает глупца, чуть склонив голову и проглотив улыбку. С умными он всегда настороже, поскольку среди умных всегда найдётся кто-нибудь, кто может одурачить его. Остаться в дураках – самое страшное, что может случиться с Барыгой в подлунном мире.   

Байбак летом ходит в зимней шапке. Мнителен в отношении здоровья. Чужое мнение о себе его не интересует. Прислушивается к голосу печени. Ни во что не ввязывается. Предпочитает заниматься собирательством.

Увалень вкусно лежит, вкусно чешется, смачно пьет пиво и курит. Никуда не спешит. Если ситуация обязывает спешить, заранее сообщает, что опоздал, и никуда не спешит. Все беды объясняет несовершенством мироздания и иными объективными причинами, поэтому не тревожится. Совсем не согласен тревожиться. Не хочет принимать решения. Не любит похорон, особенно в ненастную погоду. Умеет не попасться на глаза начальнику, когда тот выбирает  исполнителя для трудного задания. Не ядовит, но своим покоем и лежанием сильно замедляет течение времени вокруг себя, поэтому исполнение его обещаний, если вы на них рассчитываете, отстанет от намеченных сроков на такую дельта-t, что Пуанкаре залюбуется. Иногда к нему приходят деньги, потому что его проекты отличаются простотой и требуют одного: умения ждать. Любит музыку, семечки, баню-парилку.

Мыслюк. На ваши слова о землетрясении в какой-то стране он ухмыльнётся с большим подтекстом: «Сейчас учёные и не то умеют подстроить». Услышав, что кого-то убила сосулька, веско  произнесёт: «Я не верю в случайности, в этом мире действуют жесткие закономерности или чья-то воля». Клинически не способен понимать что-либо напрямую. Любые тексты пытается разгадать как шифр. Когда ему это удается, переполняется гордостью за свою приобщённость к «закрытому знанию». Об известной книге замечает: «Там сказано другое, надо иметь ключ!» Символы и секретные знаки умеет воспринимать как «прекрасное». Не любит слово «культура», пользуется словом «цивилизация», потому что культура всего лишь органична, а цивилизацию Придумали.

Краснобай (парламентский и журналистский). Чужую беду оценивает прежде всего как предлог для произнесения фразы. Радуется катастрофам. «Дети в лифтах горят как свечки», «Мы опять богаты болью!»

Брюллок. Он занят одним лишь делом - создает себе имидж художника. Он точно знает, как выглядит и как ведет себя настоящий художник. Полная мимикрия. Только все замыслы – завтра, всегда не готов к работе, всегда готов о ней говорить. Брюллки импозантны, очень красиво поправляют волосы, обожают глупых женщин, перед которыми легко вращаются и встряхивают волосами. Постоянно говорят об искусстве, много курят и романтически оставляют окурки где попало.

Ниппель. Этот мнительный, эгоцентричный человек любой разговор переводит на себя и на свои интересы. Вы ему про живопись - он вспомнит что-то про кисти и спросит: «Интересно, сколько стоит хороший мех, а то у меня шапка истерлась». Любое слово примеривает к себе. Вы ему: «Дикари совершенно не стригут ногтей». Он сразу посмотрит на свои руки и о своих ногтях что-нибудь скажет с важностью. Если вы приводите цитату из Шекспира о человеческих нравах, он тут же оспорит цитату, потому что к нему она не подходит. Если скажите о технологии варки стали, он попробует применить к себе ваше слово, не найдёт связи и резко переменит тему. Потом скажет, что с вами не интересно общаться.
 
Скальпель считает себя вправе резко поучать ближних и вторгаться в их жизнь. Считает, что мир слишком погряз в частностях и запутался. Чувствует себя вправе распутывать методом разрубания. Любуется своей правдивостью. Подлинные мотивы чужого поведения не угадывает; мыслит как бы треугольно - одним углом вроде бы к месту, двумя другими - мимо ситуации. Скальпель знает всем цену: «Ой, не врите, - скажет учёному. - Вы думаете не о формулах, а как бы лаборанткой овладеть!» Скальпель злораден: «Ну, милый мой, ты так выглядишь – краше в гроб кладут, скоро будем тебе венок заказывать».

Вонюк. Не имея способности обратить на себя внимание окружающих, Вонюк стремится доставить всем маленькие неприятности и тем самым заявить о своем существовании. За столом он рассказывает сортирные анекдоты; когда все начинают дремать, включает музыку. Ему нравится потихоньку дразнить животных и детей.

Отрицатель. Этот критический тип никогда не согласен с тем, что вы говорите.  Он может быть добрым и порядочным человеком, но в общении тяжел. Не давайте ничему определений – он их забракует. Слишком часто его заставляли соглашаться с тем, что вызывало в нём сомнение; лимит согласия в нём исчерпан, и теперь он отстаивает своё право не соглашаться. В отрицательстве есть оттенок самоутверждения, тут подчеркивается независимость личного мнения. Даже если повторить то, что он сам вчера говорил, он усомнится: «Не знаю, не знаю, надо подумать» - «Так это же ваши слова!» - «Не знаю, не знаю, надо вспомнить». По отношению к политике своего Правительства - всегда критик, оппозиционер. Так он прибавляет себе значимости в собственных глазах. В дебрях социума встречается Ядовитый Отрицатель, которому не нравится гармония, он завидует всякому согласию, и готов противоречить даже заявлению о том, что он любит противоречить – хотя бы ради того, чтобы вы не думали о себе слишком много.   

Слезина. Эта чувствительная дама обожает, когда её жалеют. «Ты что ж, гадина такая, вчера не пожалела меня?!» Если она плачет перед мужчиной, из неё ещё больше вытекает разных противных жидкостей, чтобы он жалел её усердней и разнообразней. Полностью разбитая от жалости к себе, оглушённая своими рыданиями, Слезина тайком следит за тем, как её жалеют. Она уверена, что недополучает любви, и поэтому нуждается в дополнительном сборе жалости и в нежном сочувствии, для чего приезжает в гости поплакать. Бывает злопамятна.

Шакал – пожиратель и смакователь чужой беды. Шакалы собираются стайками, когда у кого-то из общих знакомых случается драма или скандал. Соберутся и устроят психологическое пиршество. Лакомятся обсуждением чужих ошибок – надо было сделать вот так! Воодушевляются. Ткань чужой жизни разбирают на волокна, волокна обнюхивают и держат во рту. Шакалы долго говорят по телефону и вычисляют следующее возможное пиршество. Порой они воздействуют на события таким образом, чтобы съедобный случай поскорее произошёл. 

Половой Шустрик, или Вагинальный Мотылек – распространенный тип. Самоутверждается через овладения женскими телами. Когда ему откажут, боль уязвлённого самолюбия почитает за страдания своего влюблённого сердца. С мужчинами тускл, оживает при дамах. Кокетлив, выдумывает сюжеты и способы, чтобы произвести впечатление. Соблазняя даму, действует по скупому набору эффективных правил. Его аксиома: любая женщина доступна, надо только узнать, о чём она более всего волнуется - именно об этом и надо с ней душевно беседовать. Если ситуация не позволяет что-либо узнать сокровенное, он смело действует комплиментами. Себя подаёт деланными взорами и  ужимочками. Ластится. Не стесняется откровенных поведенческих штампов. Быстро добивается своего, потому что многие женщины имеют  тайное желание побыть кроватной дурочкой. Но стать легкодоступной она может только с Половым Шустриком, потому что не стесняется его, ибо за человека не считает.  Наутро женщина испытывает к нему гадливость, а он в свою охотничью тетрадь ставит галку. 

Комментатор. «Ну, вот мы и выбрались из города», - говорит он, входя в лес. Если вы его не услышали, он скажет громче. И так обо всём всю жизнь. "Что-то трамвая долго нет". "Я надел тёплые ботинки. Знаете почему? Потому что на улице холодно".

Пава-Кувшинка живет для того, чтобы быть привлекательной в чужих глазах, постоянно охорашивается, озабочена нарядами и косметикой. В отношении своей внешности героически трудолюбива, отдаётся на косметические операции. Скрывает свой возраст, от каждой появившейся морщины сильно огорчается. Встречаются добрые Павы-Кувшинки, которым кажется, будто единственный способ завести с вами симпатические отношения – это радовать ваше зрение. В старости, когда внешность не поддаётся улучшению, открывается истинный характер Кувшинок – добрый и наивный.

Индюк. Умеет всех прервать, чтобы начать говорить, да не просто говорить всякую чепуху, как делают остальные, а проповедовать настоящую идеологию. Индюк - фанат какой-нибудь идеологии, он считает своей главной задачей убедить в превосходстве своей идеологии как можно больше людей. Если какой-то факт противоречит его суждению, Индюк игнорирует этот мерзкий факт. Даже когда он меняет свою идеологию, ему верится, что сама перемена была не исправлением ошибки, но шагом от истины к более высокой истине, то есть Индюк всегда прав. И пусть сам он будет крив и даже не умыт, зато «одухотворен» и тем прекрасен. Индюк отличается от нарцисса тем, что нарцисс прекрасен внешне, а Индюк идейно. Всякий индюк - миссионер. Но сам он не догадывается, что главная его цель - пленять сердца. Идея нужна ему только для самоукрашения и придания себе значимости. Увы, идея не сильно его украшает, напротив, он идейно нелеп, но свою слепую убеждённость почитает за достижение разума. Индюки начисто лишены музыкального слуха и чувства юмора.

Клещ. «Ты мне обещала, что будешь меня любить, а уже начинаешь не любить!» - укоряет он женщину. Клещ не догадывается, что люди будут исполнять данные ему обещания лишь при условии, что он этим людям нужен, интересен, приятен. Но быть таковым трудно, проще всего требовать исполнения обещаний, давя на формальную сторону отношений. Клещ разделяет все обязанности на мужские и женские. Упрямо не входит в сферу забот своей жены («это женское дело»). Женщина-Клещ умело создает ситуации, при которых удобно вымогать обещания - в минуту щедрости, зависимости, желания. Женщина-клещ редко бывает незамужней, впрочем, её победы не приносят ей радости. Мужчина-клещ живет ещё хуже, потому что женщины ещё менее склонны выполнять обещания, данные в минуту, которая... прошла.

Артишок. Режиссер, продюсер… он раскусил секрет искусства. Поскольку никто в искусстве ничего не соображает, надо действовать не правдой, не душой (с нею ничего не заработаешь), а хитростью с применением психологических эффектов. Как легче зацепить зрителя? Надо льстить его самолюбию, надо дразнить его похотливость и звать к богатству. Искусство должно соблазнять, тогда оно будет продаваться массовым тиражом. В это варенье соблазнов артишок добавляет что-нибудь лично от себя, например, плевок, после чего ему особенно приятно, когда публика ест его творчество и кричит: ещё! «Ну что ж, будет вам новое произведение!» - злорадно и сладострастно шепчет Артишок.

Дыруня. Живёт только тем, что эксплуатирует женскую анатомию. «Как хорошо, что мужики такие дураки - и лезут туда, и лезут, а то чтоб я делала! ...Что мне реформы, процессы, эпохи?! Дырунь-кормилица прокормит». К старости спивается и синеет.

Лярвы. Поехали три феминистки в лес отдохнуть на лоне природы и порассуждать о преимуществах женской натуры, о том, что мир появился из женского места, поскольку Творец – женского пола. В лесу некстати заморосил дождь. Они насобирали некоторых палочек, сложили в кучу, стали чиркать зажигалкой - сначала перламутровой, потом золотой. От веточек им в глаза нарочно поднялся едкий дым. Они уже устали дуть и щуриться, но огня всё не было. Одна из них вспомнила, что слово «костёр» мужского пола - чего ж вы хотите! Руки у них измарались, роща показалась идиотическим собранием разросшихся палок. «Мужики - сволочи, где надо, их нет!» - сказали они и поехали домой. И законная ненависть подросла ещё на сантиметр.

Лиса. Полагает, что действовать надо двумя инструментами: привлекательностью и хитростью. Всех людей считает глупцами, особенно мужчин, поскольку они доверчивые. Причем доверчивы не все мужчины, а только порядочные. Подлецы не доверчивы, поэтому подлецов она глупцами не считает. А с порядочными она плетёт хитрости, чего-нибудь от них добиваясь. Уверена, что её уловки снаружи не видны, поскольку окружающие люди из деликатности не разоблачают её проделок. Если кто-то возьмётся вывести её на чистую воду, она тем усерднее настаивает на своей лжи. Вот пример удачного сценария Лисы. Она пришла со своим ребёнком в дом, где отмечали поминки, и заявила, что отцом ребеночка был тот самый мужчина, которого поминают. Ребёнок был от другого мужчины, но она получила материальную помощь.

Мечтуша. Пылкое, чувствительное, быстро сгорающее существо. Малейший намёк на успех так учащает её пульс, что мечтуша ищет, где прилечь и закрыть глаза. Если она снялась в массовке, то неделю может пролежать, созерцая миражи будущей славы. В её мечтах поклонники присылают ей столько цветов и шампанского, что даже непрактичный человек удивился бы, а существует ли столько? Замуж выходит неудачно, от домашних дел быстро утомляется. Много курит. Быстро вянет. «Жизнь так устроена, что женщине приходится жертвовать собой: на ней дом и заботы, а ведь я могла быть актрисой», - шепчет взрослая мечтуша в телефонную трубку или в пепельницу.

Жучок - юркий тип, знающий, чего он хочет. Порой развивает такую подвижность, что его даже трудно сфотографировать. Предпочитает всё конкретное - место завхоза на овощной базе, должность начальника АЗС… - такие должности, где кроме положенного вознаграждения можно еще кое-что раздобыть. Он, конечно, знает, что на свете есть маги, но для него куда интересней завмаги, и он стремится в их посвященный круг. В учёбе ленив. Избегая дипломного труда, ещё больше затрачивает усилий на списывание, уговоры, подкуп и т. п. Нетерпелив: идя по торговой части, начинает сразу с воровства. Общителен, но себе на уме. В быту неопрятен, зато требует от ближних, чтобы его рубашки содержались в порядке. Порою мил, если вдруг загрустит; то есть неудачи идут ему на пользу. При успехе совсем глупеет, важничает, обретает почти командирский голос, но судьба надолго не доверяет ему капитанский мостик, и Жучок вечно вертится, карабкается, ловчит, хвастается, врёт, не замечая трудов и бремени всей этой жучковатости.

Хозяйка Жизни. Должность начальственная, серьги массивные, взгляд упрямый, выражение лица надменное. Ей постоянно приходиться спешить, поэтому некогда копаться в чьих-то обстоятельствах: не сделал – пошел вон! Она почти всегда недовольна исполнителями, и это понятно, потому что требующий требует всегда строже, чем исполняющий исполняет. Хозяйка Жизни занимает в обществе мужское место и считает, что действует куда эффективней мужчины. Когда её посещают трудные вопросы – например, "для чего я за это взялась?" - ей хочется крепко, по-мужски выпить, что она и делает. Пьяная Хозяйка набычивается и стучит кулаком по столу. Иногда поёт. Реже плачет, это когда её никто не видит. Утерев слёзы, сама себя укладывает спать, не забывая  снять с коротких пальцев золото. В интимных отношениях неуклюжа, иногда резвится, как моржик. В товарищеских отношениях отличается трехэтажной матерщиной и похабным смешком. Крупную вину может простить, если виновный покается театрально, выразительно.

Сундук. Наглухо закрытый тип. Не открывает своих способностей, чтобы всегда иметь право думать, что он мог бы сделать лучше других. Подозрителен и ревнив, но хозяйские соображения для него важней: жене измену простит, если дом записан на неё. Верит в злую, завистливую судьбу. Эта его главная вера, поэтому никогда вслух не произносит радостных вестей. Проводниками судьбы выступают люди, поэтому не делится ничем сокровенным. Вследствие такой закрытости, губы его становятся тонкими, глаза настороженными. У него нет ни друзей, ни подружки, что он сам объясняет высокой моралью. Почти не пьёт, чтобы не раскрываться. У него спрятана кубышка, но деньги не стали его страстью, это ресурс покоя. «Если потратишь деньги, то хранить будет нечего, а если сохранишь, то можно будет и потратить».  Изредка смеётся над кем-нибудь, кого судьба укусила: а тот простофиля, похоже, не ждал укуса! Загробный смех Сундука парализует окружающих.

Примула. Она не думала бросать его. Она мирилась с его дурными привычками, с его неважной фигурой. Зато подруги завидовали ей, и это главное. Но что-то он стал из дому пропадать, а потом, наоборот, залег на диван. На просьбы дать денег отвечал невразумительно. Наконец, признался, что разорён. Он сказал это ночью, она включила свет, чтобы лучше его рассмотреть. Он ещё подурнел, сидел в какой-то жалкой майке, взгляд был умоляющий. Без капитала, без социальной упаковки он выглядел неизящно. Она поняла, что любовь прошла, и сказала ему об этом, потому что искренне любила его за деньги. ...Есть смертельно опасная разновидность Примул - Примула Гнойная. Эта красавица уверена, что все мужчины обязаны ей помогать и ради неё жертвовать собой. Одному-двум она поручает себя ублажать (тут проводится калибровочный отбор). Отобрав мужчину, она ловит его на свою красоту и обещание наслаждений, выражаемое томными вздохами и липкими жестами. Ко всем вопросам, кроме себя и своей внешности, Примула Гнойная глуха и даже враждебна. Как положено слепому эгоцентрику, она постоянно обрастает материальными и моральными проблемами. Пойманный мужчина обязан оплачивать её долги и решать проблемы. Чем щедрее он это делает, тем скорее она обрастает новыми. Наконец, до него доходит, что его красавица – это нарыв, через который вытекает некая зараза, мировой гной. Чем Примула красивей, тем обильней истечение. Рядом с ней никто долго не выдерживает и отползает инвалидом.

Ткачики. Всю жизнь они вьют гнёздышко. Нет иной заботы, иного интереса, словно жить им довелось на земле лет семьсот. И некоторая озадаченность сквозит в их лицах: "Я уже третий телевизор купила, муж пятую полочку повесил, а счастья всё нет!"

Телёнок. Раздвигает всех лбом. Мысленно жуёт деньги. Это его жвачка, его «сочная трава», он тянется к ней и не ведает моральных границ. Других побуждений не имеет. Его идеал - ресторан, где он восседает в кругу красавиц и сорит деньгами. Нищий Телёнок ради денег может пойти в услужение к волку и стать преступником. Тип массовый, наглядный, но не живописный вследствие отсутствия интересных черт - лишь твердый лоб и глупые глаза.

Волк. Ощущает мир как арену смертельной игры, где только сильные и злые что-то значат. Людей разделяет на хищников и травоядных. Каждому своё, и это не кто-то придумал, так природа создала, поэтому ответственности за свою жестокость волк не чувствует. Он записал себя в хищники и смотрит на других людей как на законную добычу. Он усердно изучает жизнь, но только с той стороны, где видны людские слабости. За эти слабости он будет людей брать, а они, лохи, будут ему платить. Сердечные чувства он вытравливает из себя, ибо сердце мешает злой свободе хищника. Все волки - пижоны. Они непрестанно рисуются и держатся так, словно снимаются в крутом кино. Чем больше они преступают в себе человеческого, тем более гордятся собой. Не столько деньги, сколько превосходство над окружающими привлекает их, потому что волк - это гордыня в грубой шкуре. Как правило, человек становится волком ещё в детстве.

Чинарик. Он всегда чиновник. На общество смотрит как на театр должностей. Недаром Чинарик хорошо играет в карты. Карточное государство похоже на социальное государство: у всякого гражданина тоже условное лицо и цена ему - цифра. Отдельное удовольствие Чинарику доставляет мысль о том, что он может всех притормозить. Купец везёт товар - можно остановить и поговорить о товарно-денежных... Это приятное ощущение власти добавочно скрашивает жизнь Чинарику, сдобренную многими земными благами. Тем не менее, жизнь его нелегка, ибо он озабочен перспективами роста. Главное - не упустить свой шанс. Что-то наверху на него косо глянули! Кого-то назначили, а могли бы его! Не только высота звания, но и место, где стоит его кресло - важнейший вопрос. Бывает, лучше сесть этажом ниже, да зато в узких дверях, чтобы никто мимо не прошмыгнул. Чинарик - лютый враг экономической свободы. Больше оград! Чем глуше ограда, тем ценнее проход. И, следовательно, тем доходнее кресло, поставленное здесь.

Товаровед – это не столько отдельный типаж, сколько вид мироотношения, присущий многим характерам. При оценке людей, вещей и поступков Товароведы проявляют высокую требовательность. Они всё и всех сравнивают, всегда мыслят в категориях множественного числа и цены. О красивом человеке Товаровед подумает, что где-нибудь есть кто-то покраше. Об умном – что найдутся умней, и так далее. Поэтому Товаровед никому не благодарен и, всегда недоволен тем, что имеет. Товароведение лишает человека радости в силу внутренних причин, но сам Товаровед уверен, что у него нет счастья лишь потому, что чего-то самого лучшего ему не досталось. «В другом храме батюшки лучше делают святую воду». «У соседки муж больше моего зарабатывает». «В кино показывали, как мужчина должен любить женщину, а ты…» С психологией товароведения связана идеология потребительства. «Дайте мне то, что лучше всего», - требует Товаровед-потребитель, не задавая себе вопроса о праве на такое требование. Сам-то он не умеет ни создавать хорошие вещи, ни совершать настоящие поступки. Своё достоинство он полагает в том, чтобы мир ему прислуживал. Товароведение и потребительство – главные черты нашего времени.

P.S. В текущие дни оформились, оперились новые поведенческие типы: флешмобисты, фотоселферы, уличные куражисты - люди показухи. Вглядываться в них столь скучно, что я пока не готов.
P.S. Также вполне сложилась порода людей, живущих в интернете, в социальных сетях - о них я просто ничего не могу сказать, поскольку избегаю сетей.
Удачи!



Рецензии