О скорости мысли

В моём представлении мысль, а точнее "мыслеобраз" это продукт деятельности сознания человека. Сознание как бы "рисует картинки" и увязывает их с постоянно поступающими от органов чувств массивами данных. Этот процесс включает в себя три этапа. Восприятие - когда поступившие данные интерпретируются в образ, представление - когда образ сопоставляется с уже имеющимися в памяти и воображение - когда в памяти не находится образа для сопоставления и сознание создаёт его самостоятельно. Скорость создания мыслеобразов ограничена скоростью передачи нервных импульсов в ткани мозга. Поэтому мысль не быстрее скорости света. Достигая края Вселенной она не покидает пределов черепной коробки.


Рецензии
От Вашей заметки повеяло романтикой фантастики, тем мальчишеским представлением обо всем, связанном с космосом, которым я был полон, когда в школе зачитывался космическими книгами.

Неожиданно было для меня сравнение скорости распространения нервных импульсов со скоростью света. Встречал такие данные: скорость передачи данных в нервных клетках - до 120 м/сек, скорость нервного импульса – до 80 м/сек. Очевидно, что такие скорости несопоставимы со скоростью света...

Однако, цифры здесь не так уж важны. Само моё личное субъективное восприятие скорости мысли в процессе мышления никак не может соперничать со скоростью света. Оговорюсь, однако, что не считаю себя быстро мыслящим.

К тому же "скорость мысли" понятие весьма размытое. Очевиднее всего под ним понимается скорость формулирования мысли. Или скорость "перетекания" из исходной мысли или пласта мыслей в другую, что можно условно назвать озарением. И скорости здесь тоже весьма скромны, на мой взгляд.

Даже если принять за скорость мысли скорость рефлексов, когда, например, при виде опасности мы стремительно принимаем решение, то и здесь скорости будут невелики – сопоставимы со скоростью мышечной реакции.

Однако в космическом детском фантазировании мы, мальчишки, представляли скорость мысли безграничной потому, что можно, находясь на Земле, вдруг подумать об объектах, удаленных от Земли на тысячи световых лет. Конечно же, так думать было наивно. Но сколько прекрасной романтики было в таком строе мыслей, как и в Вашей заключительной фразе миниатюры.

Что касается упомянутых Вами трех этапов процесса мышления, то я в большом затруднении...

Всё, что я считаю для себя своими мыслями, всё то моё умственное и творческое, которое меня радует и вызывает иногда тайную некоторую гордость, никак не связано с восприятием, с поступающими данными, с формированием образа. Чаще всего мысли начинают ладно формироваться, когда восприятие как бы выключено. Так бывает ночью и даже как бы посреди забытья, которое освобождает от брена восприятия. И мысли тогда бывают настолько ладны и необычны и точны – только записывай. И никак не связаны с тем, о чем недавно думал или что снилось. Явственное впечатление, что нет фантазирования, а словно некий поток сознания извне вдруг находит дорожку ко мне в голову. В такие моменты понимаешь этот сонм взаимосвязей всего со всем, понимаешь абсолютно всё и даже больше... В такие моменты жизнь видится поэмой... К сожалению, запечатлевать подобный поток мыслей непросто. А поутру, как правило, ты весь состоишь из восприятия и логики, и для мыслей с большой буквы не готов - для них нужны особые условия.)

Слепнёв Валерий   27.01.2022 10:30     Заявить о нарушении
Благодарю за проявленный интерес к моим работам.
Насколько я понял, говоря о мышлении Вы имеете в виду беззвучные фразы, возникающие в Вашем сознании, имеющие законченный смысл. То есть мышление для Вас в первую очередь как бы разговор с воображаемым собеседником или монолог. Я же под мышлением понимаю процесс восприятия и осознания реальности во всех его проявлениях: мыслеобразом для меня является любой объект любой природы. Всё, что я воспринимаю: видимое, слышимое, осязаемое и т.д. становится в моём сознании мыслеобразом. Но и всё, что я могу нафантазировать, тоже мыслеобразы. Мышление это процесс создания мыслеобразов и формирования из них субъективной реальности, той, которую многие считают объективной и единственной. В любой момент я могу увидеть звезду или галактику, находящуюся от меня на расстоянии многих световых лет и мне не нужно преодолевать это расстояние. Достаточно вообразить объект. В этом смысле скорость мысли мгновенна. Сравнивая скорость передачи импульсов между нейронами со скоростью света, я не имел в виду, что они одного порядка. Я просто хотел сказать, что скорость самого процесса мышления в любом случае не больше скорости света, как максимальной известной скорости.

Мавир   27.01.2022 14:29   Заявить о нарушении
Ваши слова о мысленной визуализации космических объектов и перемещений очень мне созвучны и знакомы. Именно с этого я начал отклик, именно об этой безграничной скорости мысли мы фантазировали...

Понимаю Ваши рассуждения о мыслеобразах, это мне знакомо по сочинению стихов и сказок...

Бывает и внутренний диалог, однако отчего-то в такие моменты мысль бескрыла. Однако не внутренний диалог я имел в виду, а некий поток мышления, который необыкновенно охватывает множество плоскостей бытия и отношений и показывает суть. Суть меня, суть моей судьбы, суть жизненных линий близких мне людей и в более широком круге - суть жизни, её мудрость. В такие моменты или временные полосы поиск смыслов становится абсурдным, поскольку тебе становится всё очевидно...

Как я уже говорил, запечатлеть такой мыслепоток очень трудно – как только ты начинаешь складывать слова для формулирования, то сам поток несколько тускнет, туманится. Удаётся схватить некий ручеёк из многомерного потока, но и этому бываешь несказанно рад. И вот да, скорость мыслей в этом потоке невероятно велика, несравненно выше обычного логического мышления. Бывает удивительно, что т ы понимаешь мысль, пока еще она не облечена в слова. Понимаешь и можешь направлять её и следовать за ней... И это не мыслеобразы, а именно направленный поток познания, продлённого озарения...

Такой процесс настолько необыкновенен, что не хватает... смелости, что ли, присвоить его, признать, что всё это именно твои мысли. Мне проще признать, что мне повезло прикоснуться к некоему внешнему потоку сознания, в котором всё про всё...

Слепнёв Валерий   27.01.2022 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.