Кама, река - этимология

Многие знающие люди уверяли меня, что река Кама
для ходу огромныхъ судовъ гораздо способнее Волги:
ибо по ней нетъ такихъ мелей какия находятъ въ
Волжскихъ водахъ

Н. П. Рычков. Журналъ или дневныя записки путешествия
Капитана Рычкова по разнымъ провинциямъ Российскаго
государства, въ 1769 и 1770 году (1770)



Кама –  левый приток Волги, пятая по протяженности река Европы, средние глубины 2-3 метра, колебания уровня воды 7-9,5 м., длина 1805/2030 км.

В русских летописях Кама впервые упомянута в 1220 г.(?), судоходство с времен Болгарского царства, в настоящее время на 966 км, в высокую воду еще на 600 км. До появления паровых судов судоходство (перевозка грузов) носило сплавной характер.

* Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/Кама

“Кама судоходна, причем ширина русла и глубина фарватера почти везде вполне достаточны для свободного движения судоходства, и хотя в межень являются отмели и перекаты, но они далеко не представляют таких затруднений, какие представляют отмели и перекаты на други реках, в том числе и на Волге. Вообще, по своим весьма удовлетворительным судоходным условиям Кама считается по справедливости лучшей рекой Европейской России”.

* Полное собрание русских летописей. Львовская летопись (XVII в., события XV-XVII вв.), Санкт Петербург, 1910, т.20, с. 494

“А на Каму государь послал боярина, князя Михаила Васильевича Глинского… а с ними детей боярских и казаков и стрельцов… И велел князю Михаилу и Ивану поставите по всем перевозам по Каме и по Вятке детей боярский и казаков и стрельцов и Вятчанъ… чтобы воинские люди в Казань да ни ис Казани не ходили”.


1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -Кам-; окончание: -а. Значение: река в России, в Пермском крае, левый приток Волги… Этимология - нет.

б) А.С. Лаптев. История географических названий Руси, 2008

Некоторые исследователи связывают происхождение названия реки Камы со славянским словом «камы» – «камень». В данном случае Кама – «каменная река», то есть порожистая. Но эта трактовка безосновательна, как и исходящая из значения «кам» – «лодка». Ближе всего происхождение имени реки к удмуртскому «кам» – «река, течение», известному и некоторым другим финским языкам. У финнов «kumi» – название реки, речного потока.
В древнефинском языке есть близкое по звучанию слово «кюми» – «поток, течение», что также дает возможность делать предположения по поводу происхождения названия. На русском Севере по соседству с финноязычными территориями есть речки с названием Кемь, Кема, Кьяма. Возможно, термин «кюми» принадлежал какому-то неизвестному древнему языку и в измененном виде сохранился в тюркских и финских языках.
Хантыйское «кам» означает «прозрачный, чистый», что дает характеристику воды в Каме.
В тюркских языках Поволжья Кама носит название «Ак-Идель» («ак» – «белая», а «идель» – «река»). Таким образом, в тюркской гидронимии название «камы» также означало реку, образующуюся от таяния горных снегов, в противоположность рекам с грунтовым питанием. Не исключено, что волжские булгары главной рекой могли считать не Волгу в современном смысле, а реку Белую и Нижнюю Волгу, а притоками – Каму до слияния с Белой и Волгу до слияния с Камой. Происхождение имени «Кама» из языков местных жителей вполне ясно – «река», «белая река» (пополняемая водой от талого снега).
Таким образом, Кама – «река с чистой, светлой, белой водой», что находит подтверждение в тюркских и финских языках.
Но есть предположение, что слово «кама» имеет корни не в гидронимии, в этнонимии. Племена зырян имеют и другое название – коми, удмурты называли их «kum», а в мансийском «khum», «хum» – «человек, муж».
Так или иначе, название реки Кама – очень древнее и россиянам известно с давних времен (упоминается в Новгородской летописи).

в) Этимологический словарь Макса Фасмера

Кама, левый приток Волги. Из удм. Kаm "река; течение; Кама", стар. удм. Kаmа, соответствующее манси Каm – река в (бывш.) Вагильск. у., фин. Kymi – название реки, kymi "река, течение", коми kоm в Kommu "местность близ Соликамска и Чердыни"; см. Каннисто, FUF 18, 72; Сетэлэ, JSFOu 30, No 5, стр. 103 и сл.; Вихман, Tschuw. Lehnw. 147; Мелих, ZfslPh 9, 85; Миккола, FUF 20, 127 и сл. Прочие названия Камы: чув. ;ur; АD;l 1. "Кама", 2. "Белая" (Паасонен, CsSz 8; Ашмарин 2, 143 и сл.), собств. "белая река" (см. Миккола, там же), далее тат. Аk Idil (Радлов 1, 1509), где аk значит "белый", также тат. ;ulman "Кама" (Радлов 3, 2179). Название зырян коми, удм. kum соответствует манси khum, ;um "человек, муж" и имеет самодийск. соответствия; см. Сетэлэ, там же; Паасонен, KSz 13, 238. Случайно созвучие с осет. kоm "ущелье" (Г. Шмидт, М;l. Мikkola 373 и сл.) и с тюрк. *Kam; ср. болг. гидроним Камчик (о котором см. Младенов, ZONF 6, 70 и сл.). Камское побоище (в устн. народн. творчестве и в Новгор. летоп. из собр. Забелина No 439) – вместо Калкское п. (от Калка); ср. Б. Миллер, ЖСт., 22, 330 и сл.

2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка

* Никоновская летопись (1362–1424 гг.) (1526-1530): “Сиа же река Кама обходящий всю землю Пермскую, по сей реце мнози языки седятъ, и потече на юге в землю Татарскую и впаду вь Волгу реку ниже Казани 60 верст”.

* Из Великих Миней Четьих митрополита Макария. 26 апреля. Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископа в Перми, составленное преподобным во священноиноках отцом нашим Епифанием (1530-1554): “Река же четвертая, си есть именем Кама”.

* Казанская история (1564-1565): “Кама бо великая река, обходит три земли вокруг: Пермскую землю и Вятскую, и всю Казанскую, -и устьем в Волгу падет ниже Казани за 60 верст”.

* Ф. Ф. Вигель. Записки (1850-1860): “Всем она взяла, сия величественная Кама, и шириной, и глубиной, и быстротой, и я не могу понять, почему полагают, что она в Волгу, а не Волга в нее впадает”.

* Н.А. Некрасов. Современники (1875)

Кама угрюмая! Кама глубокая!
Нет те конца!..


3) Обобщение и вывод

Отметим, что “опора” на “местные языки” в исторической лингвистике  - бесперспективное занятие; причина проста - нет  источников,  историко-лингвистического основания, невозможно подтвердить письменными фактами выдвинутую исследователями гипотезу.

Письменные источники XV-XIX вв. сообщают какими признаками (характеристиками) наделяли реку КАМУ: “по сей реце мнози языки седят”; широкая, глубокая, быстрая.
 
Жившие в средневековье административные и религиозные деятели  придерживались политико-хозяйственной логики, современный же исследователь склонен к литературно-поэтическому восприятию  древний действительности. Исторический поиск надо начинать с первого государственного объединения на территории, государственность базируется на общей философско-религиозной доктрине (идеологии), её документах  и налогообложении территорий.
Известно, что первое государственное образование в бассейне Волги - иудейский Хазарский каганат (VIII-XI вв.), гос.язык - иврит, религия - иудаизм. Бассейн реки Кама и Среднюю Волгу занимала Волжская Булгария (X-XIII вв.); подвассальная хазарам территория.

Вывод

Есть логико-историческое основание рассмотреть гидроним Кама  в связи  с библейскими образами и терминологией иврита.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология. Варианты интерпретации гидронима Кама

* КАМА = “по сей реце мнози языки сидят”; речь идет о племенах населявших бассейн реки.

КАМА = К+АМ+А = арам. КА (ивр. КО здесь) сие время + ивр. АМ народ, совокупность людей; люди, племя; т.е. река Племенная,  её частями владеют разные племена.

* КАМА = глубокая река.

Приведем гидроним в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот (как в иврите) и выделим корень.
КАМА = АМАК, у нас сразу же “выплывает” гидрологическая характеристика реки, ивр. АМАК глубина; быть глубоким.

русск. КАМА = наоборот АМАК = ивр. АМАК быть глубоким; глубина, глубокий, глубь; что соответствует гидрологии реки, подьем уровня воды до 8 метров.

Источник

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 359 (АМАК быть глубоким)
http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_359.htm

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 356 (АМ народ)
http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_356.htm

* См. стронг иврита 6009, 6012, 6013, АМАК, АМОК, АМЕК (англ.)
https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/6013.html

б) Библейский образ

* Притчи 18:4: “Слова уст человеческих - глубокие воды (АМУКИМ, от АМАК); источник мудрости - струящийся поток”.

* Притчи 22:14: “Глубокая ( АМУКА, от АМАК) пропасть - уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда”.

* Исаия 42:5: “Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу (АМ) на ней и дух ходящим по ней”.

Таким образом (как ни крути), гидроним Кама выводит нас на библейскую терминологию. Какой вариант принять?
Автор полагает, что основным истолкованием гидронима Кама является указание на многоплеменное сообщество населявшее берега реки, что устраняло монополию какого-либо племени на весь бассейн реки,  способствовало развитию судоходства и торговых отношений.


4.7.2018 г.


Рецензии
Многие сотни лет ученые ломают голову над этимологией слова "скоморохи”Доходит до смешного. И от греческого "скома”-шутка и от арабского "масхара”
На самом деле скоморохи ведут происхождение от ритуалов жрецов,посвященных Богини Макоши. Богиня Мак ,которая позже стала у кельтов (мистер Мак - Кинли ,помните их имена?) или скрытое имя Кама. Кама приняла только часть функций Макоши. Если та была богиней судьбы,то упрощенно в Индии-богиня любви
Отсюда и КАМА-сутра. В россии тоже осталось это древнее имя в названиях рек и имени Медведя.
В индийской мысли Кама означает чувственное желание. Желание есть вторично после воли для акта творения на земле третьего измерения. Мир для буддистов означает Кама -лока
Итак Мак= Кам. Вот где основа понятия
Я уже рассказывал,что Макошь отражена в восприятиии русов,как первичный тотем -медведь. Он основной,хотя,в значительно меньшей степени были и другие животные. Макошь относится к Плеядам.Поэтому основная часть русских имеет ДНК плеядеянцев,в отличие от других народностей. Медведь ,он же бык или корова в восприятии русов
Ритуал жрецов богине Макоши у нас называется Камоедица. Осюда осталась только поговорка Первый блин Комам ,то есть медведям.. Масленница. Комоедица считается медвежим праздником
В древней Греции этот обычай был взят у племен русов-фракийцев и дорийцев и назван КОМЕДИЯ. На нем всегда в первое время были маски медведей
Ритуал пробуждения медведя из зимней спячки во время празднования Комоедицы послушил основой древним грекам и латинянам для обозначения КОМЫ,КОМАТОЗНОГО состояния в в котооом находится медведь в берлоге
Самя сильная клятва у румов была на лапе медведя. В Китае лапа медведя считается целебной,что послужило основой браконьерству
Ели снять шкуру с медведя,то можно подумать,что лежит человек
Известно хорошо,что скоморохи всегда ходили с медведем. Это указывает на прямую связь имени скоморохов с КОМОМ(то есть медведем. Термин КАМлание тоже произошел от ритуала Макоши - Камы.
Буква С тут в слове служит приставкой. На это почему то все этимологи внимание не обращают
Я приведу пример,если английское слово начинается на S,то мы легко получаем русское значение этого слова
s-kate=кататься
S-pare=беречь
S-plash=плеск
S-tress=трястись
S-mall=маленький
S-crew=крутить,кривить
Таой принцип существования приставки С есть почти в любом языке мира
КАМИ-ЭВА- это в удмуртском эпосе богиняЗемли в эпоху пермской культуры
Сожительство женщины и медведя часто отражено в мифах о первопредках многих народрв мира. ВЫ легко иожете это отследить в сказках любого народа
Поэтому архетип совместного нахождения Машеньки и медведя в одном доме в мультике легко ложится на человеческое восприятие
Богиня Артемида в Аркадии имела черты медведицы
Сам слог Арка одинаков для обозначения имени медведя и Ариев. потому что макошь или созвездие Большой Медведицы стоит у истоков Арийской расы

Геннадий Палеолог   13.11.2020 14:27     Заявить о нарушении
Генадий!

Откуда Вы все это взяли, из каких источников?
В Вашем изложении имен и терминов, весь материал представляется как ПАРОДИЯ на научные дисциплины: Историю, Историческую географию, Этимологию, Языкознание, Лингвистику.
Пародия - предмет интересный и веселый, однако к научному знанию не имеет отношение - зубоскальство.
Вы даром прислали мне свои замечания по теме "Кама - река", я расцениваю этот материал как ШУТКУ.

Сергей Колибаба   13.11.2020 16:13   Заявить о нарушении
Без комментариев

Геннадий Палеолог   13.11.2020 18:11   Заявить о нарушении
Геннадий (извините что вмешиваюсь), с интересом прочёл Ваши пояснения, однако, в поговорке: "Первый блин комом" (на русском языке), я бы поставил ударение на слове "Первый", а потом уже, с вершины сей горы пустился бы в рассуждения по латыни (комам) и до язычества... Пять лет тому назад имел подобную беседу о Комоедице с академиком (ректором Питерского НИИ, филологом-греком), и вынес для себя следующее... Есть известная поговорка: "Семь бед один ответ", вот как Вы это изречение понимаете, так и будете объяснять всё остальное. Два варианта:

1. За семь бед = один ответ, то есть Вы отвечаете по совокупности...
2. Семь бед = один (ответ), то есть Один отвечает за все семь.

Скоморох = с + ком + ор(ох), то есть мужское и женское начало, отсюда и мифы о сожительстве женщины и медведя (голимая теология).

С уважением

Сергей Курочкин 3   14.11.2020 20:27   Заявить о нарушении