Лихие люди Московской Руси...

«"ЛИХИЕ ЛЮДИ МОСКОВСКОЙ РУСИ" В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Рецензия на статью: Мартынюк, А.В. Лихие люди Московской Руси. Три исторических портрета / А.В. Мартынюк // Российские и славянские исследования: науч. сб. / Белорус. гос. ун-т.; А.П. Сальков, О.А. Яновский (отв. редакторы) [и др.]. — Минск, 2008. — Вып. 3. — С. 145-158.

Недавно завершившиеся мероприятия по увековечиванию образа Ивана IV в виде монумента в Орле актуализировали исследовательский интерес к исторической фигуре «кромешного самодержца»[1]. Вместе с тем речь здесь главным образом пойдет о «кромешниках» значительно меньшего масштаба, в массовом сознании от этого, однако не менее популярных. Объясняется эта популярность главным образом тем, что в общественном восприятии образ Ивана Грозного неразрывно связан с учрежденным им же опричным террором.

Статья белорусского историка А.В. Мартынюка «Лихие люди Московской Руси» увидела свет в далеком 2008 г., однако в связи с недавней установкой памятника «грозному» царю идеологический посыл рассматриваемого очерка обретает новое звучание.

В своей исторической зарисовке А.В. Мартынюк предлагает на суд читателя три исторических портрета наиболее «ярких» (по убеждению самого автора) современников Ивана Грозного. Такими «далеко незаурядными личностями», вызывающими у Мартынюка неподдельную симпатию, были «государев боярин Алексей Басманов», «расстрига-богатырь Тимоха Тетерин», «балагур и «кромешник» Васюк Грязной»[2, c.156]. В рамках заявленной темы наибольший интерес вызывают две крайние фигуры. Это Алексей Данилович Басманов — один из первых руководителей опричных казней, а также выдвинувшийся на первый план значительно позднее Василий Грязной. 

По части исторических изысканий, изложенных в очерке А.В. Мартынюка, пытливый читатель едва ли почерпнет для себя что-то новое. Важно обратить внимание на идейное обрамление, на то, в какую идеологическую рамку помещает автор свои исторические портреты. Поэтому проследуем за А.В. Мартынюком в его мастерскую и внимательно вглядимся в представленные изображения «неповторимых типажей» «героев» XVI века [2, c. 157].

Непосредственно опричный период деятельности А.Д. Басманова очерчен у Мартынюка схематично, ученической кистью. Автор не считает необходимым заострять внимание на столь неприглядной роли в целом «дельного и мужественного воина» [2, c. 148-149]. Примечательно здесь наличие ссылки на историка С.Б. Веселовского, который характеризовал Басманова следующим образом: «если оставить в стороне вопрос об участии Алексея Даниловича в опричнине, то в его многолетней карьере мы не видим ничего, порочащего его память» [2, c. 149]. Однако апелляция к авторитету академика не должна вводить читателя в заблуждение. Во-первых, ключевым моментом является прозвучавшее в характеристике слово «если». Во-вторых, социологи не отрицают того факта, что многие гангстеры были смелыми людьми и нередко из бандитов выходили первоклассные солдаты. Другое дело, что это было вызвано скорее бедностью фантазии, нежели чем избытком мужества у преступника [3]. Для «кодекса чести» криминальных сообществ характерными являются такие аксиологические установки, как отмечавшаяся уже А.В. Мартынюком готовность «переступить» через кого угодно, в том числе и через собственную жизнь (пресловутая «лихость», бандитская «крутизна», рисковость)[4]. Так, присутствие у постсоветской организованной преступности некоего морального кредо объясняется источниками «кадрового резерва» для  криминалитета. В условиях тотального слома старых государственных институций преступная среда массово поглощала бывших спортсменов, ветеранов локальных конфликтов, оказавшихся не у дел после распада СССР офицеров МВД и госбезопасности. Вышеперечисленные лица выступали носителями специфической культуры, обладающими необходимыми волевыми качествами, дисциплиной, навыками применения силы (все той же «лихостью)[5]. Фактически, если безоговорочно принять точку зрения М. Вебера и анализировать проблему легитимного насилия по-средством формально-логического метода, то принципиальной разницы между государством и бандитом обнаружить не удается[6, c. 37-41]. Примечательно, что между Василием Грязным и каким-нибудь вятским ушкуйником вряд ли возможно будет провести даже внешнее разграничение, за исключением того факта, что Васюк все-таки находился на государевой службе (однако есть довольно известная история о государевом пожаловании разбойничьего атамана Ивана Кольцо). Данная проблема заслуживает отдельной дискуссии и выходит за рамки рецензии, поэтому подробно останавливаться на этом здесь не следует.

«Исторический портрет» Василия Грязного, вышедший из-под «кисти» А.В. Мартынюка так же вызывает нарекания. В очерке Грязной изображен в сильно утрированном виде лубочного «балагурника», в своем письме якобы заискивающего перед царем Иоанном IV: «Ты, государь, аки Бог — и мала и велика чинишь» [2, c. 155]. На самом деле, уподобление власти государя власти Божьей серьезные исследователи объясняют не подобострастием и льстивыми вывертами «балагура» Васюка, а вполне конкретной «психологией отношений обычных русских людей к великокняжеской власти» [7, c. 57].

А.В. Мартынюк, таким образом, опустив детали, решил целиком сосредоточиться на подобающем обрамлении для своих зарисовок, что, надо отдать должное, получилось у него превосходно. Здесь автор уже не жалеет красок для «лихих» опричников — «героев того времени»: «это были смелые и яркие люди, «превышающие меру», преступающие черту». «Они, — продолжает А.В. Мартынюк, — были готовы идти до самого конца — как в лихой удали, так и в лихом деянии, легко переходя границу между добром и злом». «Конечно, — сокрушается автор, — все они далеки от классического образа исторического героя, знакомого нам по школьным учебникам, и каждому из них легко можно бросить справедливый упрек. Опричники Алексей Басманов и Василий Грязной запятнали себя кровью невинных жертв». Тем не менее, Мартынюк не видит оснований «высокомерно судить этих людей с позиций нашего времени и нашего восприятия», поскольку «каждая эпоха налагает на современников свой собственный отпечаток» [7, c. 156-157]. И это действительно справедливое замечание. В то же время не менее справедливым будет отметить, что «сущность человека раскрывается в способности выходить за рамки собственных природных свойств». Человек потому и человек, что ему свойственно проявлять «проблески живого ума и движения души, которые преодолевают "естественные формы мировосприятия"» [8, c. 5].

На фоне затхлых портретов опричных деятелей, выставленных А.В. Мартынюком в золоченых рамках, портреты истинных героев кажутся полинялыми. Этими подлинными героями были не опричники, а например, сын боярский Матвей Башкин, «имевший много кабал полных», однако «все изодрал», потому что «Христос всех называл братьями», «а мы держим у себя христиан рабами»[9]. Ключом к пониманию личностей, подобных Башкину, является не пресловутая «лихость», которой так любит восторгаться Мартынюк, а неприятие всякого неравенства между людьми.

XVI век для Московской Руси был поистине жестоким, лихим веком, однако современная Россия знала не менее лихие времена конца 90-х гг. века XX. Тогда страну наводнили уже знакомые нам по лубочным картинкам доцента А.В. Мартынюка «лихие» удальцы в спортивных костюмах и кожаных куртках, готовые «преступить черту» и «идти до самого конца». За «яркое» и «лихое» десятилетие «превышающего меру» грабежа и насилия язык и образы бандитов стали неотъемлемыми элементами массовой культуры. Ужасает, что такого рода «смелые характеры» становятся кумирами людей с учеными степенями. Равной силы повышенные романтические вкусы однажды уже породили в скучающих умах мелкобуржуазных немецких интеллектуалов захватывающие фантазии о «сверхчеловеке», легко преступающем границу между добром и злом.



ССЫЛКИ:
1. Кромешный самодержец: кому и зачем понадобился Иван Грозный в современной России // Интернет-журнал «Гефтер». – Режим доступа: http://gefter.ru/archive/20143.

2. Мартынюк А.В. Лихие люди Московской Руси... // http://elib.bsu.by/handle/123456789/1980

3. Г. Осбери. Банды Нью-Йорка // https://www.litmir.me/br/?b=143063&p=2

4. Волков В.В. Ценности и нормы нелегальных силовых структур // http://www.old.jourssa.ru/1999/3/5volk.html

5. Волков В.В. Силовые структуры в переходной экономике 1990-х годов // http://www.ru-90.ru/node/1283

6. Волков В.В. Силовое предпринимательство, XXI век: экономико-социологический анализ. – СПб., 2012. 

7. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд // Отечественная история. – 1997. – №3.

8. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. – М., 1998.

9. Илья Смирнов. Либерастия // http://screen.ru/Smirnov/0.htm



4/12/2016


Рецензии
Отличная критическая статья. Сжато, по делу, Ницше в конце.
Однако, по ней не скажешь о вашей любви) к ушкуйническим настроениям. Справедливое, резкое осуждение - и не столько братков того и нашего времени, сколько попыток их героизации, причём, людьми намного "мирного" характера. Положим, оправдывать или не замечать преступного насилия и мерзко, и просто глупо. И всё же ваша фраза о "повышенных романтических вкусах, породивших в скучающих умах мелкобуржуазных интеллектуалов захватывающие фантазии о "сверхчеловеке", думаю, не столь однозначна. Вы конкретизируете: "легко преступающем границу между добром и злом" и, таким образом, сволочи названы сволочами, всё верно. Однако, выходя за пределы вашей статьи, речь скорее о скучающих душах, а не умах, благодатной почвы для именно "захватывающих фантазий". Вряд ли "скучающий ум" рыдал бы над лошадью. К сожалению, иногда скучающие души заносит слишком далеко, в те сферы, где в наличии души приходится сильно сомневаться, души в нашем, "душевном" понимании. А вот в расчётливом холодном уме как-раз нет, который и воспринимает подобные "фантазии" на ура и Раскольниковыми тут не пахнет. Но ум ищет выгоду, а душа свободу. Поэтому тема, боюсь, не закрыта, а граница добра и зла не всегда беспрекословна и ясна. Скучающий Ницше, уверен, не пел бы оды опричникам, несмотря на всю их "сверхчеловекость", и всё же писал то, от чего пролились реки крови. Оставляя опричников и Мартынюка в стороне, мы обнаруживаем в жизни моменты, когда лихая удаль была бы не лишней. Хотя, я бы уточнил - бесстрашие.

Андрей Рамодин   22.07.2018 15:58     Заявить о нарушении
Ну, ушкуйники ушкуйникам рознь. Согласитесь, довольно симтоматично, что подобные Мартынюку скучающие интеллигенты, развращенные романтизированными образами героев криминальной киноиндустрии, восторгаются не Ермаком с Иваном Кольцо или батькой Махно, а запредельно инфернальными фигурами типа опричной свиты царя-кромешника Грозного. Здесь стоит именно проблема исследовательской компетенции и художественного вкуса: профессор РГГУ Юрганов обстоятельнно изложил эсхатологическую концепцию опричного террора и привел достаточно фактов, свидетельствующих о том, что глубоко религиозный царь Иван IV ожидал скорого библейского Апокалипсиса и своими казнями приближал Страшный суд. Необходимо также принимать во внимание идейно оформлявшуюся в то время концепцию политической власти на Руси, в рамках которой обожествлялась монаршая фигура. Однако доцент Мартынюк, будто обсмотревшись современной развлекательной кинопродукции, рисует нам портреты опричников так, словно они были какие-то весёлые разбойники из Бременских музыкантов. Ну замочили десяток другой людишек, и что? С кем не бывает - время-то было лихое! Ну, время то, положим, действительно было лихое, но зачем из убийц героев лепить? Даже в невероятно жестоком 16 веке в Российской истории были куда более достойные претенденты на это звание.
Говоря про скучающие умы мелкобуржуазных интеллектуалов, я скорее имел в виду даже не Ницше, а его немецких нацистких последователей, подхвативших и подогнавших под свои идеологическую нужды концепт белокурой бестии. Ведь и Гитлер, и Геббельс etc были, по сути, неудовлетворенные мелкие буржуа, скучающие интеллектуалы, не нашедшие себе применение в тогдашнем обществе. И эстетические вкусы у них были не намного развиты, чем у пресловутого Мартынюку, умиляющегося лихими выходками балагурника Васюка Грязного.

Паша Цвибышев   22.07.2018 17:08   Заявить о нарушении
Да, имя Гитлера напрашивается само собой. Недавно я видел то ли публикацию, то ли ролик, показывающий его на первых порах политической карьеры вполне довольным буржуа - с автомобилем, цилиндром и конвейером кап.вложений. По-сути, он начинал с того, чем закончил демонический Азеф - с внутреннего мещанства, но повороты судьбы поманили мифическим ореолом. Кстати, далеко ходить не надо - уголовное дело 90-х в отношении В.В.Путина рисует предельно ясный портрет нынешнего "освободителя и надёжи-государя". Гитлер, несомненно, более театральная фигура, достаточно глянуть "Триумф воли" с его, на самом деле, завораживающими речами, тут же примешивается "художник" - и вот уже якобы творческая личность с голосами извне. Ну, во-первых - говори, что нужно, и речи всегда будут завораживающие. Во-вторых, рисовали и Черчилль, и Франко, и Сталин писал стихи, тем не менее в работе оставаясь чёрными прагматиками, которым был, конечно, и Адольф, и тут надо смотреть по делам. Молодой поэт Иосиф, и это ещё не опровергнуто, писал о человеке, несущем свободу людям - и дальнейшее утверждение социалистических ценностей видится закономерным отражением его натуры и духовных ценностей, а не голым просчётом эгоманьяка. Гитлер же был плоть от плоти буржуа-обыватель, и фашизм всего лишь озверевшая форма капитализма, как бы ни пели о вдохнувшей процветание Германии накануне войны. Если б она заполучила сотенку-другую тысяч рабов вкупе с бескрайней территорией на востоке, то о её процветании века сложили бы легенды, и думать нечего. Только на чьих костях? Отсюда, действительно, ушкуйники ушкуйникам рознь, и, не вдаваясь в глобальную суть вопроса, тупорылое чмо ставит знак равенства между Гитлером и Сталиным, а освобождение белорусских и украинских территорий Красной армией в сентябре 38-го для них тождественно кровавой агрессии нацизма.
Что касается закидонов Грозного и обожествления монаршей власти, то мне вспоминается интереснейшее исследование Л.Прозорова о сакральности верховного князя древнерусских былин (Владимира Красно-солнышко). Автор решительно удревняет их на 500 лет и более, сравнивая с архаическими ведическими традициями. В те времена и титул императора в Древнем Риме априори давал самодержцу членство в пантеоне богов, а, вот, попозже с русскими князьями 9-14 веков как-то было попроще. Вспоминаются и труды В.Карпеца о сакральности царской крови... Слава богу, мы ещё до этого не дошли, только льём ручьи по некрасиво расстрелянным. Потому как признание их сакральности автоматически делает из остальных быдло. Признают ли неофициальное быдло официальным - кто знает, возможно, дело времени.

Андрей Рамодин   22.07.2018 20:05   Заявить о нарушении
*Сентябь 39-го, конечно, года, захват немцами Польши, начало официальной Второй Мировой. С чем, скажем, китайские товарищи не согласны.

Андрей Рамодин   22.07.2018 20:19   Заявить о нарушении
О, да! Николай II Гольштейн-Готторп-Романов, размещавший многомиллионные вклады на тайных счетах в Германском имперском банке, является идеальным кандидатом в русские святые. Это ведь Ленин был немецкий шпион, на грязные деньги кайзера устроивший кровавый октябрьский переворот. Как говорится, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Вот вам и пресловутая сакрализация августейших правящих особ.

Паша Цвибышев   23.07.2018 11:37   Заявить о нарушении
К Романовым, к счастью, Карпец был равнодушен. Он тяготел к Рюриковичам, как к родственникам Меровингов, а те, типа, крови Христа от обрусевшей во Франции Марии. Кстати, видел забавный ролик, где допускалось, что все приключения Христа были во Франции. Но это всё альтернативщина, бог с ней. Карпец же был неплохой публицист, я случайно как-то купил его книгу, там был интересный очерк о наличии в обществе трёх типажей: условно говоря, правильных, шутов и неформалов. В отличии от автора идеи, Карпец гнобил вторых, а между первыми и вторыми видел идейный внутренний союз, несмотря на внешнюю непохожесть. Так или иначе, они серьёзно относятся к миру, в то время как шуты и есть шуты, бесхребетный карнавал. К сожалению, Карпец так и носился со своей монаршей сакральностью, хоть и печатался в "Завтра", недавно умер. Я как-то нашёл его ролики в ютубе, посмотрел две минуты и вырубил.

Андрей Рамодин   24.07.2018 20:31   Заявить о нарушении