Лиза. Часть 24

Едва все вышли из-за стола, в дверях появился Антип, сообщил, что мужики просят барыню в детские комнаты, куда по её велению вносят мебель, а в прихожей ожидает давно уже прибывший из города портной. Все дружно переглянулись и согласились с Екатериной Дмитриевной не пить нынче послеобеденный кофий, дабы засветло покончить со всеми  делами и без лишних хлопот собраться всем вместе к вечернему чаю.

Портной оказался невысоким полноватым мужчиной лет сорока, в клетчатой жилетке, с круглым, тщательно выбритым лицом, длинными пушкинскими бакенбардами и довольно большими залысинами. При этом весь его вид был настолько важен и настолько услужлив, будто всю свою жизнь он прожил исключительно при дворе. Яков Иванович предложил пройти в кабинет. Портной подхватил объёмный матерчатый саквояж и через минуту, не мешкая, со знанием дела разложил на столе множество стопок нарезанных длинными полосами образцов тканей.

-- Что пожелаете-с? Мундиры? Военные? Статские? Фраки, панталоны, сорочки... На приём? На выход? Всё к Вашим услугам-с...
-- Наш гость прибыл издалека. К тому ж, как есть да врасплох... --  Яков Иванович многозначительно глянул в мою сторону, словно желая удостовериться, что меня устраивает подобная легенда, -- Потому шить надобно всё сполна, весь гардероб, и визитный, и домашний...

Обрадованный предвкушением столь крупного заказа, портной достал из жилетного кармана несколько листков бумаги и свёрнутый в кольцо матерчатый сантиметр с крупными дюймовыми рисками, нанесёнными на английский манер - через дробные четверти и половины. Снимая мерки и размашисто записывая на бумажки цифры неким подобием карандаша, он несколько раз останавливал взгляд то на моих брюках, то на рукавах рубашки, и в конце концов решился задать вопрос.

-- Позвольте полюбопытствовать, из каких же краёв Вы к нам?
-- I'm from America... -- шутливая фраза слетела с уст совершенно машинально и я посмотрел на Якова Ивановича, чтобы понять, насколько верна моя глупая и чересчур импозантная выходка?

Портной глянул на меня с нескрываемым восхищением.

-- О, сори. Я так и думал, мистер...
-- Панов.
-- Я так и думал, мистер Панов. Покрой столь необычен, да и сшито всё явно механической чудо-машиной вашего мистера Гоува.

Я лишь важно кивнул, изображая стопроцентного американца, совершенно не зная, кто такой мистер Гоув, но понимая, что он имеет самое прямое отношение к швейным машинам. В голове лихорадочно закрутились мысли, что говорить, если вдруг разговор пойдёт об Америке и мистере Гоуве? Но портной сам деликатно замолчал и, закончив снятие мерок, перешёл к выбору моделей.

После долгих прикладываний к моим плечам и ногам различных тканей был наконец составлен заказ из двух фраков - "на приём" и "на выход", делового сюртука, четырёх панталон, нескольких жилеток "под все тона", пары строгих, дорогих домашних халатов и полудюжины различных сорочек. Портной, быстренько всё посчитав, запросил сорок три рубля задатка вместе с платой за сегодняшний выезд и, получив от Якова Ивановича чуть потёртые денежные бумажки, принялся торопливо собираться.

-- Третьего дня прошу на примерку, на Посольскую, как прежде-с. Там же пуговицы подберём-с. Коль пожелаете галстуков, платков шейных, у меня всё в наилучшем виде-с.

Яков Иванович попросил самым срочным порядком шить фрак "на выход" к нему визитную жилетку и лучшей английской шерсти панталоны, поскольку это понадобится мне в первую очередь, а также присовокупить к заказу дюжину исподнего для меня и столько же для него по его прежним, ранее снятым меркам. Я уже понимал, что эти просьбы сказаны не просто так, и с нетерпением ждал, пока Антип закроет дверь за услужливо кланяющимся портным.

Отставной подпоручик Полонский не стал долго тянуть время, усадил меня на диван и сразу же перешёл к главному. Да, конечно, несмотря ни на что, я должен быть любым способом записан в дворянство, но после высочайшей ревизии тридцать восьмого года сделать это стало намного труднее, нежели прежде. Все документы теперь проверяются в собрании самым тщательным образом и даже к нему было у ревизора немало вопросов, поскольку Яков Иванович, едва получив отставку, умудрился потерять в дороге все свои послужные документы, от чего вынужден был предоставить дворянскому собранию подтверждающие письма лично от генерала Рунича, а также свидетельское показание некого почтового служащего, случайно нашедшего сии потерянные документы. Он замолчал ненадолго, но я вдруг поймал себя на мысли, что старый помещик явно хитрит, пытаясь недвусмысленно намекнуть мне, что и в его выслужном дворянстве не всё так гладко и до конца честно.

Он тут же поведал о своей задумке. В присланном утром письме говорилось, что Люба, погостив пару дней у родителей, по дороге в Петербург на несколько дней остановится в Новгороде у тамошнего губернатора, брата мужа, воспреемника всех её детей и бывшего здешнего губернатора, генерала Элпидифора Антиоховича Зурова, с которым давно уже всё оговорено и который с нетерпением ждёт в гости любимых племянников. Мы поедем с Любой к Новгородскому генерал-губернатору. Он хорошо знает Лизоньку, очень уважает её и, наверняка, сделает всё, что в его силах. А уж в решении моих проблем возможности у генерал-губернатора всей Новгородской губернии поистине безграничны. Да и любой бумаге, подписанной генералом Зуровым, всякий чиновник в нашей губернии поверит тут же и безоговорочно.

-- Элпидифор - единственный, кто поможет во всём. К тому ж будет лучше, коль Вы окажетесь в документах из дальней от нас губернии -- Яков Иванович стал вкрадчиво серьёзным, -- Не стану скрывать от Вас, дабы не было впредь меж нами никаких недомолвок. В бытность я всячески желал, чтобы Лизонька стала женой генерала Зурова, но Господь Бог распорядился иначе...

Я не стал говорить ему, что знаю о несостоявшемся сватовстве. Пусть всё теперь будет именно так. По крайней мере это лучше, чем жить за чужой счёт, наслаждаться внезапно явившейся любовью и ожидать свершения Божьей воли, ничего не предпринимая для решения теперь уже нашей с Лизой общей судьбы.

Яков Иванович замолчал, задумчиво глянул в окно, улыбнулся вдруг с явным облегчением и, проводив взглядом последний огненный краешек упавшего за горизонт солнца, весьма дипломатично вспомнил о нашем утреннем сговоре записать все премудрости здешней научной агротехники. Я согласно кивнул и с тем же долгожданным облегчением улыбнулся в ответ. Действительно, к чему продолжать бесполезные, мучительные разговоры, когда все окончательно решено и принято, и нам остаётся лишь ждать несколько дней, пока свершатся другие события, повлиять на которые мы не можем пока ничем, ни делами, ни самыми умными разговорами.

Он весело откинул полукруглую крышку бюро, выложил на стол большую стопку бумажных листов и, подвинув к себе чернильный прибор, с готовностью окунул в бронзовую чернильницу остро срезанный кончик белоснежного пера, отливающего в последних лучах уходящего солнца радужным перламутром.

-- Так что Вы мне не давеча про гречиху сказывали, любезный Георгий Яковлевич?

Я многословно и весьма обстоятельно повторил всё, что рассказывал утром, с любопытством наблюдая, как ловко немолодые пальцы орудуют столь необычным орудием для письма, стремительно выводя коричневатыми чернилами непривычные с виду буквы - твёрдые знаки в конце слов, такие же перечёркнутые твёрдые знаки вместо буквы "е" и латинские палочки с точкой вместо привычной мне буквы "и".

Подождав, пока он всё подробно запишет, я принялся рассказывать дальше обо всём, что знал и когда-то читал в книгах, стараясь как можно доходчивее объяснять непонятные ему вещи. Но, глядя на безостановочно порхающее перо, мысли насотйчиво уносились к Пушкину и Тургеневу, к семейству Лариных, к Ленскому,  Онегину, немолодому Лаврецкому и страстно влюблённой Лизе Калитиной, к её маме, Марии Дмитриевне Пестовой, и давно уже умершей сестре Екатерины Дмитриевны, волей судьбы носившей то же самое имя. Вспомнился недавний послеобеденный разговор с Лизой и толстый Онегинский генерал, от которого зависела теперь вся моя дальнейшая жизнь, по-книжному абсурдная, но совершенно реальная, такая же осознанная и предельно осязаемая, как жизни всех, окружающих меня людей.

Мысль унеслась вдруг в далёкий двадцать первый век и, взглянув украдкой на то, что происходило сто семьдесят три года назад, вернулась в голову странным, удивительным откровением. Ведь там, спустя два долгих столетия, уже невозможно понять и хоть как-то отличить, кто из теперешних людей прожил свою настоящую жизнь, а кто был на все сто процентов выдуман в тайных глубинах писательского воображения? Там, вопреки беспощадным законам человеческого бытия, все люди видятся одинаково реальными, одинаково живыми и... одинаково бессмертными.

Перо продолжало выводить на бумаге тёмные строчки, а моё сердце заколотилось вдруг в жутком волнении. Человек жив, пока мыслит, пока общается со своей сущностью рождёнными в собственном сознании словами. Мысль рождается словом, так велено самим Создателем, словами она живёт, ими же общается с другими людьми. Никем не услышанная и не оставленная ни в чьей памяти, мысль умирает, как умирает с годами память о жившем когда-то человеке...

Выходит, мысль, обречённая в слово - такая же живая субстанция, как сам человек, внутри которого она зародилась? И, если человеческое тело обречено на смерть, то его мысль, однажды записанная на бумагу, способна обрести самое настоящее бессмертие, а вместе с ней обретает бессмертие и сам человек, чьи мысли остались записанными, уже независимо от того, в чьей голове они родились и чьей рукой были в конце концов были начертаны на бумаге?

Ведь там, спустя сотни лет, нет никого, кто видел живыми живущих ныне людей. Там, сквозь череду поколений, пройдя десятки раз границы полного забвения, в памяти людской по-прежнему живы лишь те, чьи мысли остались записанными и не сгинули в жутких водоворотах истории. И там невозможно уже отличить, кто из этих людей жил настоящей, реальной жизнью, а кто был рождён лишь в тайных глубинах писательского воображения. Там одинаково живы и Пушкин, и Онегин, и Тургенев, и Лиза Калитина с немолодым своим возлюбленным, и Достоевский, и Раскольников, и князь Мышкин...

Ещё более жуткие мысли закрутились вдруг в голове. А если бы Пушкин не был тем гениальным Пушкиным? Если бы Тургенев не написал всего, что он написал за свою долгую жизнь? Ведь никто, спустя сотню лет, даже не вспомнил бы о них, как напрочь забылись и стёрлись в человеческой памяти те люди, среди которых я оказался, и та удивительная девушка, одна-единственная во всей необозримой вселенной, которой выпала удивительная судьба, чудом победив смерть, стать для меня первой и единственной на все времена настоящей любовью. Да и сам я, волей случая попавший в девятнадцатый век. Обо мне тоже забудут, спустя два столетия, если никто не напишет о том странном вечере и жуткой вьюге, что привела меня в дом отставного подпоручика Полонского.

В комнате сделалось тихо. Яков Иванович вопрошающе смотрел в мою сторону, но я продолжал неотрывно глядеть на стопку бумаг и перо, деликатно опущенное в бронзовый стакан, упрямо повторяя про себя лишь одно - я должен, я обязан написать обо всём, что случилось со мной! Пока все свершившиеся события не успели стать окаменевшим прошлым, пока они свежи в памяти до самых мельчайших подробностей я должен самым тщательным образом записать их на бумаге и тогда... Я не мог до конца понять и осознать, что будет тогда, но душа уже рвалась оставить все дела и начать писать, прямо здесь и прямо сейчас, не теряя ни одной драгоценной минуты.

Я тщетно попытался вспомнить, на чём оборвался наш разговор, понимая, что мне уже совершенно не до него. Деликатно извинившись, я попросил дать мне десяток листов бумаги, чтобы записать на память некоторые вещи. Яков Иванович добродушно сунул в мои руки всю толстую пачку чистой бумаги.

-- Берите, любезный Георгий Яковлевич. Сей же час самолично перьев свежих для вас очиню. Прибор чернильный любой себе выбирайте.

Я лишь рассеянно качнул головой.

-- Нет-нет, благодарю Вас... У меня есть чем записать...

Прижимая к груди бумагу, совершенно не глядя под ноги и по сторонам, я почти бежал в свою комнату, вспоминая, с чего всё началось, прикрывая на ходу глаза, чтобы воскресить в памяти прежние события, и нашёптывая вслух слова, с которых начнётся эта удивительная история.

Взгляд нашёл стоящую на столике барсетку, пальцы вытащили из неё ручку, машинально нажали кнопку и, чуть вздрогнув от неожиданного волнения, вывели на желтоватой бумажной глади:

"Крещенская неделя оказалась на редкость холодной и неприветливой. Все пять дней от самого праздника погода ни разу не радовала солнышком, а последний пятничный вечер и вовсе выдался жутко морозным да ещё с ледяным ветром..."

==================================
Часть 25: http://proza.ru/2018/07/11/969


Рецензии
.
Здравствуйте, Элем!

Рада продолжению. Уж и не чаяла...

Прекрасная речь.
Вас приятно и легко читать, но вот кое-где:

-- "Едва все вышли из-за стола, в дверях появился Антип и, всячески извиняясь, сообщил..."
Это же слуга?
Мне кажется, об этом лучше бы сказать совсем просто: "появился Антип и ДОЛОЖИЛ..." Лишние слова не толко замусоривают текст, но и опускают его на уровень речи сегодняшнего дня...

-- ... "оказался невысоким полноватым мужчиной лет сорока, в клетчатой жилетке, с круглым, тщательно выбритым лицом, длинными Пушкинскими бакенбардами и довольно большими залысинами".
Показалось, что запятые здесь не нужны, т.к. это не однородные члены, портного характеризуют с разных сторон... А пушкинские бакенбарды... Разве не с маленькой буквы нужно писать "пушкинские"?

-- "... при царском дворе..." А что в России того времени, мог быть и НЕ ЦАРСКИЙ двор? Я бы слово "царский" опустила, просто: "при дворе..."

-- "... я должен быть любым способом записан в дворянство..."
Понимаете, Элем, как-то "записать во дворяество" даже по самому страшенному блату в ТЕ ВРЕМЕНА БЫЛО НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО.
Существовали такие БАРХАТНЫЕ КНИГИ (так и назывались -- "бархатные"), куда записывали дворян с длинной родословной, существовали и другие дворянские книги, куда записывали остальных дворян.
Дворянство можно было ВЫСЛУЖИТЬ (как отец Ленина), или из рук Государя получить за какой-то подвиг (как тот простой крестьянин, спасший жизнь Государя Александра Второго, возле решётки Летнего сада, когда в царя стреляли).
Но подделать дворянство было НЕВОЗМОЖНО!
Разве на какой-то короткий-шпионский срок..., тогда, разумеется, -- да, но на всю жизнь... А дочери старого помещика и его внукам ещё и жить с этим поддельным дворянством?
А как вскроется? Они же автоматически становятся крепостными крестьянами того помещика, к кторому ближе земли, на которых они живут... Да и знающий об этом человек будет... Не исключено, что расскажет... И под суд попадут все, кто участие принимал.

Понимаете, Элем, книжку вашу будут читать не только восторженные дамочки, но и господа, которые хоть немного владеют вопросом...
Я вам рекомендовала, как можно выкрутиться из создавшегося положения, но вы, к сожалению, пренебрегли...

-- "... мысль, обречённая в слово..."
Я бы сказала: "мысль, облечённая в слово".

-- Дальше у вас идут интересные и оригинальные рассуждения. Прочла с большим интересом.

-- Там ещё что-то было, к чему невольно придралась читая, но в процессе чтения потеряла. Надеюсь, вы не обидетесь на эти придирки.

Что касается языка, я и сама небольшой знаток, а вот о дворянстве -- уверена и стою на своём. Говорила уже вам, что работала в нашем городском краеведческом музее научным сотрудником, изучала жизнь лейтенанта Шмидта, писала путеводитель и текст экскурсии по его музею, а, когда готовилась написать свою повесть, советовалась по многим вопросам со знатоками истории России 19 века... Пишу вам это всё в надежде оказаться полезной. Не для придиролк. Вы же знаете, с какой симпатией и трепетом отношусь к вам.
Зелёная кнопочка.

С уважением

Надежда Андреевна Жукова   06.09.2018 16:53     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, надежда. Все языковые замечания принимаются. Насчёт дворянства... Прежде, чем написать то, что написал, я ровно шесть месяцев не вылезал из архива. Изучил всю систему дворянских книг. Прочитал огромное количество подлинных дел о дворянстве, включая реальное дело моего реального героя. И упомянутая мной ревизия дел о дворянстве 1838 года тоже совершенно реальная... Изучение всего этого дало мне определённую уверенность, что в те времена очень даже возможно было, применив определённый набор уловок и имея в знакомых "нужного человека", "оформить" себе дворянство. Например пожар в Туле в 1834 году уничтожил архив духовной консистории и много церковных архивов одновременно. Этим сразу же начали пользоваться. Метрик нет, ни в церкви, ни в консистории, а человек приходит и утверждает, что он такой-то, крещён там-то, восприемники - такие-то ("нужные люди" или заведомо умершие люди). Идёт запрос - метрик нет, запрос "опросить восприемников", ответ соответствующий... Далее пара заверительных писем, что он - это он... В общем, для человека "незасвеченного", которого никто особо не знает, был на 100% верный способ. И им пользовались. Так что у моего героя был совершенно реальный шанс. И генерал Зуров, кстати, тоже совершенно реальный :)))

Элем Миллер   06.09.2018 17:26   Заявить о нарушении
Извините, Надежда. Конечно - Надежда.

Элем Миллер   06.09.2018 17:27   Заявить о нарушении
.
Ох, Элем...

В церковных книгах одного города регистрации рождения родителей, записи в дворянских книгах (которые были в КАЖДОМ ГОРОДЕ) о дворянском происхождении этих людей... Подтверждение двороянства их и вашего героя в соответствующем возрасте с предъявлением его документов, записи о венчании родителей, рождении героя... Всё это не могло быть только в одной церкви, одном городе...

Документы о подтверждении дворянства, со вступлением в соответствующий возраст, отправлялись в столицу, а сначала они проходили через другие инстанции (в разных городах), где подтверждались и сверялись, а потом вносились во все книги о дворянстве.

Поймите, не те времена были... Не подделывали таких вещей тогда. Это было ФИЗИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО: как во всех дворянских книгах вписать-подделать дворянское происхождение героя? В этом городе как-то уж подделали, пусть, а в других городах? В столице?

В противном случае о подобных подделках были бы у нас сегодня какие-то
свидетельства обязательно. Да и дворяне знали друг друга или слышали о других, родственрниках тех других... Кто-то с кем-то учился, служил, на одни балы ходил, был членом дворянского собрания в каком-то уезде... Да и не так много тех дворянских фамилий было. Не настолько много, как сегодня нам с вами кажется.

Я уж не говорю о том, что герой не умеет говорить так, как тогда дворяне изъяснялись, держать себя... Даже самая обычная осанка, манера смотреть свысока... А уж знание французского... Даже, если он говорит в совершенстве на современном французском, тогдашний язык был иным. Тем более в России.

Но воля ваша...

И совет: поменьше слушайте восторженных дамочек!

Из этой вашей задумки можно класснейшую вещицу сделать. Если не допустить из ряда вон выходящих ошибок. С вашим-то языком, чутковтью..., равной книги было бы не найти в сегодняшней литературе. Я, конечно, графоман, но такие вещи чувствовать умею.

Впрочем, как знаете! Пишите, что хотите о дваорянстве героя.

С уважением

Надежда Андреевна Жукова   06.09.2018 18:13   Заявить о нарушении
Пусть будет так. Мои слова - лишь отговорки для самого себя (не для дамочек). С дворянством всё было, действительно, очень строго и серьёзно. И ревизия 1838 года нашла многое :)))

Но в моей истории всё останется именно так. По крайней мере до её окончания.

Элем Миллер   06.09.2018 18:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.