2018. 05. 26. Остролодочник. Лапчатки. Ясколка
Оба моих знакомых муравейника оживлены: жители ловят «сухое окно» — используют всякую минуту сухого света. Обращённая к склону восточная сторона молодого муравейника берёзовой рощи за неделю заметно подросла, всхолмилась. Сам он усеян муравьями, охристо-бурая листва подстилки тоже «оживлена» — почти по каждому листочку торопится муравей. Кажется, воздух возле муравейника наполнен не только приятным запахом, но и топотком муравьиных ножек! Только неслышным.
Рощица усыпана жёлтыми цветами фиалки одноцветковой. За прошедшую неделю рядом с ней, раздвинув сухие листья, активно набирает бутоны другая фиалка — скальная, и уже раскрылись первые светло-фиолетовые цветки над тесными всходами салатовых листьев. Эта фиалка заметно мельче, и растёт не в одиночку, а дружными семьями. Из-за своей скромности она теряется на фоне довольно крупной и яркой жёлтой сестрицы.
Вокруг цветут лютики, ключики первоцветов, ирисы и медуница. У границы леса одиноко вытянулся бледновато-жёлтый прострел восточно-сибирский — словно кто-то воткнул в землю цветок. Только прострелы восточно-сибирские умеют так расти: один как перст, венчик на ножке — их пышные прикорневые листья появляются после увядания лепестков.
Среди мха под тенью сосен высыпали мелкими монетками золотистые грибочки на тоненьких ножках. Неподалёку необыкновенно колючий шиповник иглистый, обросший иголками, словно шерстью, выпустил колоритные листья: зелёные в основании, выше они словно отборной ржавчиной подёрнуты.
Но что это? Первоцвет кортузовидный! Лиловые зонтики распустились у входа в степь — много! Здесь, в тени, аметистовый первоцвет зацвёл на неделю позже, чем на открытом склоне. Хотя тот склон не такой и открытый, а очень даже защищённый от прямых солнечных лучей скальным утёсом и высокими деревьями возле него.
Вхожу в степь и сразу обращаю внимание на ноккею. Под цветущими навершиями вдоль стебелька уже завязались первые плодики — пока ещё вытянутые стручочки, потом они разовьются в плоские «блюдечки», но ноккее цвести ещё и цвести: множество бутонов в зародыше. Вдоль тропы распустились первые одуванчики, самые обычные, тут им не так привольно, как на городских газонах — здесь, среди камней и глины, одуванчики мельче и короче, так и жмутся к земле, однако цветут не менее радостно! Среди трав множество бутонов ирисов-касатиков.
Шишковатые соцветия остролодочника песколюбивого надулись снизу красно-розовыми навершиями, скоро его купы украсятся нарядными крупными кистями. Продолжает цветение проломник седой. Сердцевинки его белоснежных цветков окрасились не только в ярко-жёлтый, но теперь и в пурпурный цвет — именно сейчас проломник выглядит особенно декоративно.
И пускай над головой драматические тучи — повсюду ликуют птицы. Тихонько гудит тёплый ветер, уютно подхватывает будто со всех сторон, поднимая настроение, создавая здесь, на открытом пространстве степного склона, ощущение свободы и счастья. И не беда, что солнца нет и в помине, что к вечеру неизменно затяжные, до рассвета, дожди — жизнь прекрасна и удивительна!
Вот и первый утёс. Колючая карагана только развернула беловато-войлочные листья, а кизильник уже набирает цвет. В тени его кустиков расцветает белоснежная ноккея. На скалах, открытая всем ветрам, красуется упругая стевения мясо-красная — цветок, между прочим, совершенно белого цвета!
Как в немом кино, в небе парит пара коршунов.
Зато альпийская горка унизана каскадом цветов! Среди камней раскинулись во все стороны длинные стебли кистей расцветшего остролодочника — свисают лиловой радугой. Повсюду миниатюрные белоснежные куртинки проломника и стебельки стевении. Пышно доцветают пятачки бурачка, на «ковриках» лапчатки бесстебельной рядом с цветками завязались плоды. Живописно опадают на кипень ажурных листьев синие лепестки прострела Турчанинова, шелковистые язычки его головок вскоре раскроются полупрозрачными седыми шарами. Красуются злаки. Среди них распустились первые цветки ясколки костенцовой. Не успеешь оглянуться, как её белые звёздочки будут встречаться повсюду, она как бы подхватит эстафету миниатюрных цветков ноккеи и стевении.
Обхожу альпийскую горку, спускаюсь под первый утёс, унизанный цветущей стевенией. У подножия, на самом солнечном месте склона — ожерелье фиолетовых ирисов среди молочно-зелёной плоской листвы. В этом месте сейчас цветущих ирисов так много, что подножие кажется ...фиолетовым!
Набирают пышность изумрудные розетки ароматной китагавии. Разворачиваются кожистые улитки гониолимона. «На дождях» надувает качаны горноколосник, пухнет и разрастается обильными детками. Экзотическая юнгия разложила на скалах прихотливо изогнутые, изрезанные мясистые листья. Качим скальный тянет вверх полиповидные тонкие голубоватые поросли, такие нежные среди камней! Эти великолепные растения будут радовать цветами во второй половине лета, а пока украшают каменистую степь необычной зеленью. Хвойник, хоронящийся среди камней, усыпан красноватыми микростробилами.
Ветер шумит, как море. Прошлогодние злаки крепко держатся «на ногах»: несмотря на обилие зелени, сухих трав не меньше, чем свежих — так и стоят, не падают.
Направляюсь ко второму утёсу. Вдоль тропинки рассыпаны мохнатые пуговки одуванчиков, заметен тоненький лучок, победно возвышается зопник. Набрал увесистые «ананасы» соцветий бордово-зелёный мытник вздуточашечный — коренастые, солидные побеги. Среди прошлогодних стожков встречается жёлтый первоцвет и лиловая фиалочка. Вдруг по пути охватывает волна черёмухового запаха: привет из долины! Там благоухают черёмуховые заросли.
На склоне, поросшем смешанным лесом, за неделю заметно прибыло первоцвета кортузовидного — он сегодня украшает этот участок. Склон, особенно вдоль тропинки, усыпан розово-сиреневыми искорками, перемешанными с жёлтыми ключиками «старшего братца» — первоцвета крупночашечного. Среди сухих и зелёных трав видны цветки стевении и проломника седого.
Прошла к скалистому обрыву — он тоже порадовал находкой: стебелёк проломника большого, довольно редкого здесь растения, доцветает. Рядом, над пропастью, на самом ветру, вытянула вверх опушённые побеги с мелкими жёлтыми цветками лапчатка песчанистая, её листья напоминают земляничные.
Надо отметить, что склон Чёртова пальца богат лапчатками разных видов. У третьего, небольшого утёса, обнаружила третий вид цветущей лапчатки — лапчатку шёлковую. Её многочисленные парные листочки, напоминающие бобовые, действительно, кажутся подбитыми шелковистым войлоком, настолько густо они опушены. Длинные цветоносные стрелки невысоко приподнимаются над землёй, почти что стелются.
На подходе к плоской скальной площадке вновь встретила выраженное местообитание первоцвета кортузовидного: повсюду видны салатовые барашки листьев и аметистовые корзинки цветков. Выше по хребту попадаются поздние желтоватые прострелы.
Спускалась обратно из степи уже под вечер, в шестом часу. Моросил мелкий дождь, но цветы его не боялись, так и стояли в каплях, лишь прострелы склонили головки.
Муравейники пустовали, только редкие муравьи, не обращая внимания на морось, видимо, спешили по неотложным делам.
26.05.2018
*Остролодочник песколюбивый среди камней.
Автор иллюстрации Ольга Немежикова
Свидетельство о публикации №218070800211
Юрий Панов 2 09.07.2018 11:54 Заявить о нарушении
В долине речки Лалетины давно отцвели деревья и самые яркие цветы: марьин корень, башмачки и жарки, но впереди недоспелка, клопогон, сосюррея, скерды. Однако не столь и много, долина богата именно весенними цветами.
А в степи... Это просто фантастика!!! Наверное, нигде нет такого обилия цветов с самой весны по осень, как в нашей лесостепи! Еженедельно фиксирую по несколько новых "зацветаний" и будет это, похоже, до августа включительно - нынче чётко отслежу. Уходит прорва времени на определение новых растений и оформление самих эссе - запаздываю на месяц, жаль, конечно... Плюс у меня фотоаппарат помер - перешла на новый, лучший, но три недели кувыркалась как могла, много изображений сделать просто не успела. Однако лучше двигаться хоть как-то, чем совсем не двигаться.
К птицам почти не подступала... Вот, нынче коршун гонял небольшую рыжую птицу с тёмной окантовкой оперения - она охотилась в степи. Как называется?... Летает так же манёвренно и быстро - не сказать, что боялась не уйти от коршуна, хотя и недовольно кричала, улетая от него, видно, что мышей-ящериц высматривала, зависая. Поймать её в объектив, увы, не смогла. Решила, что это пустельга, судя по размеру и прочим признакам. А сколько птиц распевают, а я их по голосу пока не узнаю. Тоже тема, как и, эх, насекомые - бабочек начала фотографировать, их у нас тоже - музей прямо!
Уважаемый Юрий, спасибо за поддержку! Очень рада, что встретила здесь, на Прозе, таких замечательных натуралистов! То, что ни для чего - то и рай.
Ольга Немежикова 09.07.2018 13:06 Заявить о нарушении
Юрий Панов 2 09.07.2018 15:18 Заявить о нарушении
Думаю, может, и хорошо, что пока на Плантариум времени нет: освою как следует фотодело, ботанику, чётче разберусь, какие снимки требуются - постоянно обращаю внимание на содержание снимков в Плантариуме, когда ищу "новые" мною обнаруженные растения.
Всему своё время - верю, что и здесь случится приятный черёд! Как бы я хотела окунуться в ботанику и всё, что сопутствует моим путешествиям в природу!
У меня много интересов, в том числе литературных, но приходится выбирать, потому что на всё времени не хватает хронически: не хватает мне в сутках 24 часа, настолько жить интересно! Но выкраиваю, что только могу, для природы - святое!
Ольга Немежикова 09.07.2018 17:08 Заявить о нарушении