3. Анатомия

продолжение. начало см. главы медучилище и колхоз.
На фото: 1.муляж внутренних органов человека.2.Типичный корпус райкома.

      Школьную программу  преподавали обычные педагоги, такие же, как и в наших прежних школах. И с ними нам было привычно общаться. Все как всегда. Химия и физика, математика и литература, приевшиеся до чертиков. Другое дело, предметы для нас совершенно новые, и преподаватели - врачи. Тогда для нас это  какие - то загадочные существа, почти инопланетяне.
     Вот в класс входит, вроде еще и молодой, но по нашим меркам уже довольно солидный мужчина. Ему уже тридцать с хвостиком, а нам всего по пятнадцать с тем же довеском. Но он уже давно врач, а теперь еще и наш педагог. Будет преподавать нам строение человеческого организма. Предмет называется анатомией.
       Он и сам еще нас стесняется, сутулится, краснеет, иногда заикается. Как - то даже мне заметно, что находится еще не в своей тарелке. И мне за него неловко.  Тем не менее он излагает вступительную тему вполне доступно даже нашему непосвященному сознанию. Занятие проводится на гипсовых муляжах, которых в избытке притащили дежурные по классу. Мы теперь дежурили по очереди, по столам, по порядку. За этим делом строго следит наш староста. Муляжи разборные. Из грудной или брюшной полости можно свободно извлечь любой орган. Они ярко раскрашены и спутать печень с легкими, в принципе, нельзя. Но, возможно, это только моему «художественному» глазу все так просто и доступно, потому что вот, например, Леня Евтушок, до сих пор желудок путает с прямой кишкой . Да и многим другим не все так просто дается. Еще со школьной программы, где у нас был предмет «человек и его строение", я по плакатам и рисункам в учебнике уже запомнил расположение этих органов. Как бы то там ни было, но потихоньку все вникают в то, что и как расположено и функционирует в нашем организме.

РАЙКОМ.

     Кроме работы в колхозе, чтобы жизнь нам медом не казалась, вот она, вам и еще одна дополнительная нагрузка. Это вместо самостоятельной подготовки по изучению анатомии человека и латыни. Или может для лучшего их усвоения?
- Собраться всем в своем классе, - объявила А.Орехова, - с вами желает побеседовать Любовь Федоровна.
Мы уже догадывались, что преподаватель «обществоведения», одновременно исполняет в училище роль какого - то тайного серого кардинала, а потому ничего хорошего от общения с ней  не ожидаем.
- Ребята, - начала она как всегда своим громко скрипучим голосом, - наша родная партия и правительство денно и нощно о вас заботится. Вы бесплатно учитесь, а многие из вас еще и стипендию получает. Живете в бесплатном и благоустроенном общежитии. И за это с вас не берут ни копейки.
     Мы молча в чем - то с ней соглашались, а где - то в душе с чем - то были и не согласны, но рот возмущения никто не открывал. Несмотря на юный возраст, все уже давно догадывались, что это будет стоить себе дороже.
- Так вот, как вы смотрите на то, чтобы хоть по минимуму помочь нашим партийным органам здесь, на местах?
Мы как истинные бараны тупо смотрели на нее.
- Ваше молчание я расцениваю, как знак согласия. А вопрос заключается в следующем. В нашем райкоме сломалась напрочь циклевочная машина. Паркетные полы целого этажа остались неотшлифованными. Руководство райкома попросило нашей помощи.
       И пошли мы безгласные и подневольные в этот местный штаб коммунистов. В течении всей зимы на протяжении первого курса, день через день, по три-четыре часа, ползали на коленях с кусочками стекла в пальцах. Шлифовали до блеска вручную каждую паркетинку на полах в огромных кабинетах. Резали пальцы, пачкали и протирали на коленях купленные родителями штанцы. Отрабатывали свое «бесплатное» обучение . Теряли драгоценное время своего обучения.
   Но никого это тогда не интересовало. Звучал лозунг«Партия сказала: Надо! Комсомол ответил: Есть!» Безропотно. Мы ведь все до единого были тогда комсомольцами.

ЛАТЫНЬ

    На второй паре приступаем к изучению нового для нас иностранного языка-латыни. Курс ведет женщина, лет за сорок. Еще одна ровесница наших мам, поэтому отношение ее к нам соответствующее, как к своим детям. Догадываемся, что она по образованию, видимо, провизор, и работает где - то в одной из аптек города. Она сразу нам объяснила, что ее науку нужно элементарно зазубривать, а понимание придет позже. Язык этот, мол, давно мертвый и используется, в основном, для международного общения между медиками, ну, и еще кое - где в пара*медицинских отраслях. Тем не менее, корни этого языка присущи почти всем европейским, романским языкам. Имеются его отголоски и в украинской мове. К примеру, молоко по латыни ЛЯК, а скисшее молоко по украински кисЛЯК. Баня, аматор,ветеран и много других, о которых мы даже и не подозреваем.
     Для лучшего запоминания слов она предлагала нам простые, но довольно действенные методы. Вот, ребята, смотрите (superior) СУПЕРИОР- означает верхний, а (inferior) ИНФЕРИОР- нижний. Представьте себе, что я несу тарелку СУПа в руке, и он находится на ВЕРХУ тарелки, спотыкаюсь, тарелка переворачивается содержимым вниз. Получается ИНФЕРИОР. Слово( tahi ) ТАХИ, означает БЫСТРО. К примеру, когда строчит пулемет, мы слышим быстрые звуки типа тахи-тахи-тахи. А слово (bradis) БРАДИ- означает РЕДКО- похоже на слово БЕРДАНКА. Берданка, как вы понимаете, стреляет намного реже, чем пулемет. И лично я сразу и навсегда запомнил, что ТАХИкардия- это УЧАЩЕННОЕ сердцебиение, а БРАДИкардия – замедленный ритм работы сердца. И таких примеров было великое множество. Они то и позволили худо-бедно вникнуть в суть этого «мертвого» языка.
Со всего цикла запомнился только один эпизод. И снова же с тем же Леней Евтушком.
- Как вы понимаете , могут быть в жизни случаи, -начала с далека заходить латынянка,- когда вам необходимо выписать какой- либо рецепт для себя. Согласны вы со мною?
-Да, конечно,- закивали мы головами, поддакивая.
- Так вот, как правильно будет выписать такой рецепт? А ответит нам на этот вопрос,  ответит,- она заглянула в журнал, ища по списку нужную фамилию. Как всегда в таких случаях напряглись те, кто не знал, не знал, да и забыл ответ, - Так вот отвечать будет Леонид Евтушок. Леня - субтильное и какое - то, видимо, с детства зашуганное существо, на лице которого хорошо просматривались только большие розовые и какие - то прозрачные губы. Уже поднимаясь из-за своего самого заднего стола в среднем ряду, он начал затравленно поглядывать по сторонам, ища спасительной подсказки. Тело и губы у него заранее тряслись с перепугу.
«Pro se» ( Про се), то есть в переводе означает «для себя»- правильно звучал ответ. Но Леня, как всегда, находясь мысленно в каком - то своем затхлом мирке, даже не подозревал, что могут быть еще и такие варианты злополучных рецептов.
-Про се, про се, про се…, - шепотом звучали со всех сторон спасительные подсказки от участливых товарищей.
- Про сЮ, - дребезжащим, каким –то старческим голосочком просюсюкал Леня. Класс взорвался залпом смеха. Улыбнулась даже учительница. Так и закрепилась за Евтушком кликуха «просю», до конца нашей совместной учебы.
Пара*(para)-лат.- рядом.

продолжение следует.


Рецензии