Изображение КПСС в последние годы советской власти

В статье рассмотрен вопрос о романе Э. Тополя «Завтра в России» и изображении в нём КПСС.
Ключевые слова: Эдуард Тополь, роман «Завтра в России», СССР, КПСС, перестройка, переворот.
The image of the CPSU in the last years of Soviet power in the novel by E. Topol "Tomorrow in Russia"
Balychev V. A.
The article considers the issue of E. Topol's novel "Tomorrow in Russia" and the image of the CPSU in it.
Keywords: Eduard Topol, novel "Tomorrow in Russia", the USSR, the CPSU, perestroika, revolution.
Художественная литература является одним из важнейших исторических источников. О каждой из эпох в истории стран и народов можно судить по относящимся к ним произведениям художественной прозы. По ним можно делать выводы о повседневной жизни людей, господствующих типах хозяйства, морально-этических нормах, обычаях, религиозных верованиях, политических взглядах. Так же речь может идти об отображении явлений массового сознания, индивидуального для каждой исторической эпохи как для мира в целом, так и для отдельно взятых стран и народов. Помимо этого литература, наряду с кинематографом, музыкой и телевидением, сама способна быть одним из инструментов, формирующим массовое сознание. В том числе и так называемая «бульварная литература». Бульварная литература (также бульварный роман, бульварное чтиво) — жанр массовой литературы, рассчитанный на удовлетворение непритязательных читательских запросов. В силу факта своей массовости она может иметь широкую аудиторию и формировать картину мира тонко и неявно. Рассмотрим в качестве примера роман писателя-эмигранта Эдуарда Тополя «Завтра в России», изданный в 1987 году в США, а после 1991 году – и в странах бывшего СССР. В некотором смысле книгу можно отнести к жанру альтернативной истории, так как в ней описаны события, не имевшие место в реальности, но по мнению автора способные произойти. Многие реалии, в книге описанные, имели место в момент её написания (СССР, перестройка, общество «Память» и т.п.).Эдуард Владимирович Тополь (Топельберг) родился 8 октября 1938 года в Баку. Во время войны был в эвакуации в Сибири, затем до 1953 года в УССР — в Полтаве. С 1957 года публиковал стихи в газетах.
В 1965 году окончил сценарный факультет ВГИКа, мастерская И. Маневича. Работал в газетах «Социалистический Сумгаит», «Бакинский рабочий», сотрудничал с «Литературной газетой», «Комсомольской правдой». Публиковался в «Юности», «Неве» и других журналах. С 1965 года — профессиональный киносценарист; написал несколько сценариев для кинофильмов. С 1978 года — профессиональный писатель. В октябре 1978 года эмигрировал в США. Автор многих остросюжетных романов, в том числе романа «Завтра в России», написанного в 1987 году и являющегося объектом нашего внимания. Роман написан по всем канонам своего жанра, в его сюжете присутствует детективная составляющая, любовно-эротическая линия и описание политических интриг. Последнее мы и рассмотрим. На съезде партии КПСС в августе 1991 года на генерального секретаря ЦК Горячева (соответствует реальному историческому лицу Михаилу Горбачёву, однако сильно идеализированному автором, о чём поговорим ниже) совершает покушение один из делегатов по фамилии Батурин. На допросе Батурин заявляет, что действовал от имени Партии как искренний и фанатичный коммунист, однако не называет сообщников, всю вину берёт на себя. Партийному руководству на местах, и раньше тайно роптавшему на рыночные реформы в стране, становится понятно, что в отместку за покушение Горячев начнёт против них репрессии по примеру Сталина. Один из них, первый секретарь Свердловского обкома Стриж, задумывает план, чтобы подставить генсека, а затем его сместить. По всей стране планировалось провести массовые демонстрации в поддержку выдодровления генсека, во время которых повокаторы из общества «Память» начнут беспорядки. В этом он находит неожиданную поддержку со стороны председателя КГБ СССР Павла Митрохина, который, впрочем, выдвигает свои условия.
«— Мои условия. Первое: вся ваша сибирская мафия остается дома, на своих местах, никаких продвижений в Москву. Второе. Никакие ваши болтуны-идеологи из «Памяти» и «Патриотов России» нам не нужны, мы с вами сами будем идеологи. Кстати, именно поэтому ни вы и никто из ваших «патриотов» не получили приказа голосовать на съезде против Горячева, я этого не допустил. Третье: номинально Горячев останется главой государства (…) Так вот: мы можем осуществить все, что вы задумали. Мы устроим битье окон в горкомах партии по всей стране и создадим видимость реальной угрозы существованию советской власти. Но все остальное: аресты всех главарей перестройки и полное восстановление партийной власти в стране — это должно быть сделано самим Горячевым. Точнее — от его имени. Только тогда страна это стерпит и не начнутся гражданская война и анархия. Конечно, мы сменим все Политбюро, чтобы изолировать Горячева, но на пенсию мы отправим его только через год, а то и через два, когда все в стране уляжется и станет на свое место…»
Их замысел удаётся. Стриж и Митрохин, опираясь на силовые структуры, захватывают власть и проводят массовые аресты. Были закрыты все частные и кооперативные предприятия. Были начаты гонения на евреев. По приказу т. н. Патриотического правительства их выселили на Дальний Восток на границу с Китаем, с которым к тому времени отношения стали напряженными. Это было первой акцией Стрижа и «Митрохина — нужно было срочно остановить вторжение китайцев и одновременно завоевать популярность в стране. Переселение двух с половиной миллионов евреев на строительство антикитайских укреплений гениально решило обе эти задачи: китайцы тут же отказались от планов вторжения в Сибирь — не рискнули связываться с мировыми жидо-масонами, а в стране несколько недель царило ликование: люди занимали новые должности, квартиры, дачи, бесплатно получали машины, мебель, посуду, одежду. Миллион еврейских квартир, освободившихся для народа в самых крупных городах — Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове — сразу сделали имена Стрижа и Митрохина популярными…»
Однако, после года с небольшим их правления стали в полный рост проблемы с продовольствием (даже рабочих предприятий ВПК кормили китовым мясом), произволом милиции и ГБ, внешнеполитической изоляцией. Всё это вылилось в январе 1994 года в массовые беспорядки в Свердловске, завершившиеся вооруженным восстанием рабочих Тяжмаша, среди которых было много ветеранов Афганистана и в руках которых оказались готовые танки и боеприпасы. Разразившаяся гражданская война с применением ядерного оружия (!) приводит страну к полному разорению, а власть КПСС к уничтожению.
Обратим внимание на то, как в романе изображена правящая партия КПСС в целом и её лидеры. Мы видим однозначно негативное отношение автора к коммунизму. Это объясняется как личной позицией автора, так, судя по всему, политической конъюнктурой за рубежом и в самом СССР, где в последние годы его существования авторитет коммунистов неуклонно падал. Коммунистическая партия Советского Союза выступает структурой костной, коррумпированной и реакционной, всячески саботирует переход страны на новые рельсы и весьма недвусмысленно работает на свой карман, прикрываясь идеологией «патриотизма» и «духовности». На этом фоне даже лидер формата Сталина смотрится чем-то реально полезным для реформ в стране. «В тридцатые годы Сталин проводил такие чистки террором, и тогда партия отдавала ему своих вождей и героев — лишь бы выжить самой. Но, выжив, партия научилась заранее убирать тех лидеров, у которых обнаруживались опасные для партократии замашки сталинизма. Так слетели и Маленков, и Жуков, и Хрущев, и Шепилов…» Правда, и в КПСС есть люди, выступающие за переоценку ценностей. Таким в романе показан председатель партийного трибунала Ясногоров. «Я иногда думаю, — горячо продолжал Ясногоров, — что даже немцем быть легче, чем коммунистом! Ведь немцы открыто признали свою коллективную вину за уничтожение двадцати миллионов людей, и это раскаяние их очистило и обновило. А наша партия уничтожила шестьдесят миллионов людей СВОЕГО народа, но мы не признаем коллективной вины, а сваливаем все на Сталина, на Берию, на Мехлиса… Да все грузины, поляки и евреи, вместе взятые, не в состоянии убить шестьдесят миллионов русских! Мы, мы сами всегда истребляем себя, и Батурин — производное этого психоза. Именно потому партии надо покаяться и через это — очиститься! — закончил он с болью.»
Партократы весьма негативно воспринимают идею свободного предпринимательства и частной инициативы. «Да, жизнь кое-где возвращается в деревени, никто этого не отрицает. Но какой ценой? Русские люди превратились в израильских мошавников. Живут, как хотят! Даже церкви строят, никого не спрашивая! А партия, вышло, — сама по себе, никому не нужный на жопе бантик!…»
В то же время партийные чиновники показаны личностями трусливыми и подлыми, не способные открыто заявить о своём мнении перед руководством, сколонные к скрытому саботажу. Что, однако, можно объяснить репрессивной политикой Сталина и других вождей в том числе и против самих партийцев, что приучло их сидеть тихо.
Роман Стриж – огромного роста, широкоплечий сибиряк-таёжник, в прошлом воевавший в Афганистане. Примерный семьянин, любящий отец своего единственного сына. И в то же время – человек крутого нрава, властолюбивый, не привыкший себе в чём-либо отказывать. О чём говорит его любовный роман с молодой оперной певицей (с которой, впрочем, тайно имеет интимную связь и Митрохин). Про Митрохина читателю известно, что он, как любой сотрудник КГБ, человек скрытный, не сразу удаётся понять его истинное эмоциональное состояние. Любит выглядеть стильно, мундир генерала КГБ сидит на нём идеально как на киноактёре. В тандеме играет роль серого кардинала. Однако видно, что в будущем намерен избавиться и от Стрижа, как только он перестанет быть нужен.
«Завтра в России» Эдуарда Тополя имеет все признаки остросюжетного политического триллера – он динамичен, масштабен и остросоциален. В нём присутствуют стилистические каноны западного бульварного романа 80-х годов. Однако написан он эмигрантом из СССР и действие его происходит по большей части в СССР. Он отражает представления и стериотипы о правящей партии КПСС и её членах в массовом сознании как на Западе, так и в самом СССР, где народ в той или иной мере устал от партийного диктата во всех сферах жизни общества и хотел жить по-новому, ожидая если не свержения КПСС, то её реформирования под новые условия. Партия показана костной, коррумпированной, некомпетентной и агрессивной частью советского общества и её управленческого аппарата, ведущей её к неизбежному краху. Здесь, конечно, стоит отделять субъективную позицию автора, по моему мнению, сильно зацикленному на еврейском вопросе и антисемитизме, от реального положения дел в стране в эпоху перестройки. Однако роман ценен как образец для изучения мифологии как феномена массового сознания и адекватного ответа вызовам в нашу информационную эпоху.
Список источников и литературы:
1. Завтра в России Тополь Эдуард ISBN: 5-7841-0174-9 Год издания: 1997 Издательство: АСТ


Рецензии
Интересная статья...

Олег Михайлишин   17.12.2020 08:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.