Размышления о России. Тяжёлый юбилей

Я всю жизнь уворачивалась от эмиграции.
Во время революции 1917 года моя прабабушка Пава думала уехать вслед за своим женихом, белым офицером, во Францию. Но она не захотела оставить здесь мать. Тогда была первая волна эмиграции. Унесло лучших. Моя мать всегда хотела уехать, и теперь живёт в Англии.

Я не хотела никогда переезжать заграницу. Я всегда любила Россию и люблю. Я всегда считала, что, были бы деньги - везде можно жить хорошо. Но лучшие люди уезжали, уезжают и продолжают уезжать.
Вторая волна эмиграции накрыла Россию в сталинские времена, затем третья - после Второй Мировой. Четвёртая волна прокатилась в 90-е, после развала СССР. Сейчас идёт пятая волна. И что я вижу?

Если первые четыре потока эмиграции были политические и экономические, - люди уезжали от репрессий, революции, голода и разрухи, - то эта, нынешняя волна эмиграции, не основана уже на этих причинах. Сейчас нет ни развала, ни голода, ни войны. Но люди уезжают. И снова уезжают лучшие. Почему? Потому что у людей не осталось уже надежд ни на что. Люди устали ждать, что что-то когда-то наладится. Россия как встала на колени во время революции, так и продолжает стоять. Как обещали нам ещё сто лет назад улучшения, так и продолжают обещать.
За эти сто лет Россия никогда не жила хорошо. Никогда не было благополучия и процветания. Подавляющее большинство живёт в стабильной нищете. В хамстве, бескультурье и нищете.
Великая депрессия. Жизнь идёт, и люди понимают, что ждать больше нечего, - да просто не дождутся.

Если здесь хоть когда-нибудь и будет благополучие, то не при нашей жизни, и вряд ли при жизни наших детей. Те, кто уезжает сейчас, уезжают потому, что уже ни на что не надеются. Экономика и политика всегда нестабильны. Нет уверенности, что завтра не придут и не снесут твой дом по беспределу, потому что на этом месте надо строить дорогу, а тебе предложат "вон то уютное общежитие". Нет уверенности, что на тебя не заведут уголовное дело за слова в Интернете, где ты сказал, что христианство тебе не нравится. Человеческое достоинство никогда со времен революции в России не ценилось и не уважалось. Ты - раб, и знай своё место.

Каждая бабка или тётка на улице считают своим долгом сделать тебе или твоим детям замечание: не там стоишь, не так идёшь, не ту палку в руки взял, не там гуляешь с собакой... Я встречаюсь с этим дебильным "синдромом вахтёра" на улицах почти каждый раз, когда туда выхожу.

Вчера стою в отделении банка, беру ручку, собираюсь писать. Подходит тётка, встаёт рядом и требует у меня ручку. Я не преувеличиваю - именно требует: "Девушка, ручку дайте!" Видела же, что мне она нужна. Я ручку не полюбоваться взяла. Тон был настолько наглый и требовательный, что у меня дар речи пропал на минуту. Мне не жалко, я дала ручку и, слава Силам, драться в таких ситуациях в голову никогда мне не приходило. Но меня взбесило хамство.

Недавно тоже "новость" слышала: покупатели в магазине подрались из-за дешёвых огурцов. И что ни день, - одна такая новость лучше другой.

Я не хотела никогда уезжать, даже несмотря на повсеместную длительную пропаганду Запада и западных ценностей, бесконечной рекламы того, как "там, у них" всё шикарно и развито. И вкусно, и качественно, и чисто, и люди культурнее...
Я не хотела уезжать. И не хочу. Мне и здесь сейчас живётся очень хорошо. 3/4 моих соотечественников мне люто позавидуют. Не хвалюсь, это просто правда. Всегда надеялась, что вот-вот будет лучше. Но ничего не меняется. Людей не изменить. Они как с*али в подъездах, так и будут это делать ещё сто лет. Если здесь когда-нибудь вдруг наступит спокойствие, общество станет богаче и культурнее, то это будет, наверное, уже не при моей жизни.

Сто лет селекции и выживания отсюда лучших людей в одночасье не изменить. Ладно я, но здесь растут мои дети, будут расти внуки, - в какой стране они будут жить?

Почему я в СВОЕЙ стране должна и вынуждена беспокоиться за будущее моих детей?
Мне 34 года. Время идет, отсюда уезжали постоянно. Почему я должна рассчитывать, что ситуация изменится в ближайшие 30-50 лет? Сколько ещё ждать перемен и улучшений?

И самый главный вопрос: почему я должна их ждать, в то время как в других странах уже сейчас люди живут и не боятся за своё будущее, за свою собственность, за свои честь и достоинство, за своё мнение?
Вернуться назад всегда можно, если вдруг (?!) в России наступит время процветания. Боюсь только, что к тому моменту, когда это свершится, мои праправнуки уже насквозь станут иностранцами и не будут знать, что такое Россия и русский язык...

Здесь почти не осталось здравомыслящих, умных людей. Единицы, - и те уезжают. Я не знаю, есть ли они на Западе в массе, такие люди, но здесь их уже нет. Их вывели и выгнали. В каком обществе жить? С кем жить детям?

Даже если ты обеспечен по горло, ты всё равно выходишь на улицу, в магазин... Даже если ты богат здесь, ты не убережёшься от наглости и хамства. Ну не ходить же по улицам с охраной, чтобы она била морду каждому гопнику за оскорблённое чувство собственного достоинства.

Раньше были дуэли в таких случаях. А сейчас что? Кто во что горазд. Бескультурье и безнаказанность, до тех пор, пока ты не идёшь против государства и его политики.

Сразу скажу: я не иду против политики. Я не агитирую ни за что. Я просто хочу, чтобы в своей стране можно было спокойно высказать мнение по любому вопросу.

Я была в Италии. Прекрасная страна, особенно покорила Венеция. Но культура мне там не очень нравится, хотя бы даже картины взять, так наши лучше. И в этом очень поддерживаю Достоевского, который в письмах друзьям писал, писал из Италии, что там плохо, ужасно всё, и хочется на родину. Всё чужое и всё не то. Понимаю и поддерживаю. Но жить там спокойно и приятно.
 
Позже я посетила Австрию и Швейцарию и увидела, что там чисто, тихо на улицах, что природа очень близка к нашей, русской, что люди вежливые и бегут за тобой, если ты забыл вещь на скамейке. И опять я стала читать Достоевского нашего Фёдора, который писал уже из Женевы, снова как там всё ужасно и холодно, какие мерзавцы люди... И я не могу уже с ним согласиться. Невозможно писать про Швейцарию плохо. Скучно там? Да, возможно. Но я не публичный человек, тусовок не люблю и не хожу по гостям. По мнению Достоевского швейцарцы лентяи и пьяницы. Даже если это и так... извините, но в России народ что, поголовно трезвенники и труженики? Каждый второй бухает и думает, как бы что урвать и ничего не делать. Может, во времена писателя было иначе, в чём я сильно сомневаюсь, учитывая хотя бы героев его же произведения "Преступление и наказание".

Я всегда любила Россию. И сейчасх болею за неё, переживаю. Но я сомневаюсь, осталось ли здесь то, что я люблю. Осталось ли то, из-за чего переживать. Большая территория - да, гордость, да обидно. Природа - да, красивая и богатая. Но вот она же, в других странах. Наша культура и достижения? Да, но они так и останутся навсегда нашими. Полезные ископаемые? Да, только народу они не принадлежат. Ну и последний аргумент, которым я всегда гордилась - люди. Но уже увы. Все уехали, кто мог, с пятью волнами эмиграции. Если начать прикидывать, кто здесь остался спустя сто лет, - волосы встают дыбом. Спрашивается, чего удивляться?
Люди? Какие люди? Те самые, которыми ещё можно было гордиться, с загадочной и глубокой русской душой, - они самые и уехали. Кого революция вынесла, кого убила ВОВ, остальные свалили позже или сгнили в тюрьмах как "больно умные" политические. Так кто остался?
Я вижу только гопников и убогих придурочных бабок, которые вечно лезут не в своё дело и оскорбляют.

Видя всё это, я понимаю, что гордость за великий русский народ теперь уже ущемляет моё достоинство, потому что такого народа больше нет.
И вот теперь, размышляя об этом, я задумалась о том, чтобы уехать. Не "за колбасой", не за американской мечтой, а просто под девизом того, что все умные и здравомыслящие уже там. Так и вспоминаю слова из перестроечного старого фильма: "Все люди уже в Америке давно". Раньше смеялась, было весело. Сейчас смотрю, и мне уже не смешно.

И, конечно, во всём этом не Путин виноват. Развал начался с революции 1917 года, может, чуть раньше. Как я всегда и считала. Люди не сейчас начали жить плохо. А именно с началом гражданской войны. Но не сейчас.
А сейчас... Последней каплей стало то, что людей снова начинают гнобить за их мнения. Это уже немыслимо.

Каждый раз думаешь, написать ли что-то в Интернете, не пришьют ли тебе статью. А где гарантированная мне Конституцией свобода слова? Говорят: у нас свобода слова есть, только соблюдайте законы. Вот я открываю законы и понимаю, что на самом деле сказать ничего серьёзного нельзя. Потому что любое мнение - это оценка. А любая оценка так или иначе ущемляет чьи-то чувства, вызывает баттхерт и так далее. По закону. И получается, что говорить можно только о скидках на морковку в Ашане и о новой стрижке твоей собачки.

Сомневаюсь в существовании Иисуса Христа или считаю какую-то религию глупой - почему об этом нельзя сказать без последствий? Ведь это не оскорбление кого-то лично, это всего лишь моё мнение. Почему не защищаются мои чувства, если я, например, сатанистка? Или буддистка. Почему под "верующими" подразумеваются только христиане? А у неверующих есть чувства? Их не нужно защищать? У нас как? Верующий - значит, христианин. Это что ещё за бред? Других богов нет?
Почему я должна опасаться высказать мнение в своей стране? Ведь это моя страна.

Обычно любят говорить: "Возьми и начни с себя". Дескать - а сама-то ты кто? Ну, хорошо. Представим. Вот я стала умной, культурной, начитанной, раздаю детишкам яблоки во дворе, и вообще ангел небесный. И что? Всё равно я выхожу на улицу, вся такая "хорошая". И встречаюсь на улице с теми же "вахтёрами", которые любят учить жить, а сами сидят в "заднице"

Я люблю Россию. И мне тяжело в Европе, она для меня чужая. Но смотреть, как разлагается родная страна, тоже нелегко. Сейчас многие мне скажут: "Ну и вали!" Что, собственно, и подтвердит весь мой опус.
**********************************************


Рецензии
Поскольку молодых девушек в подъезде не было, бабки на лавке обзывали проституткой дворника...
Открою Вам один секрет: люди и до 1917 жили плохо. Не было бы плохо, не делали бы революцию. Русский народ всегда жил плохо, и будет, по ходу дела.
Статью прочитал, в целом - согласен. Такая же проблема. Мысли об эмиграции последнее время тоже иногда приходят в голову. Нищета и хамство не пугает, пугает тоталитаризм. И в наше время совковый тоталитаризм постепенно возвращается. Только в овом обличии - в сочетании с грабительским капитализмом. Вот только я не уверен, что в другом месте будет гарантированно лучше. И жалко бросать земл. к которой привык, и с которой чувствуешь духовную связь. Да и унизительное это занятие - эмиграция: быть согнанным со своей территории узурпаторами, которые установили свои порядки, от которых приходится бежать. Так что это только в самом крайнем случае, когда уже настанет время "солнце моё, взгляни на меня, моя страна превратилась в гулаг..."

Роман Дудин   27.06.2019 05:38     Заявить о нарушении
Да, Роман, согласна. Только в крайнем случае, потому что на чужой территории ты своим никогда не будешь.
Спасибо за отзыв.

Дарья Подчуфарова   27.06.2019 09:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.