2018. 06. 03. Флокс сибирский. Незабудочник

Обочина дороги в степь Чёртова пальца через посёлок усыпана жёлтыми одуванчиками, лютиками, чистотелом и первоцветами, голубыми незабудками, белыми блёстками звездчатки-мокрицы и пушистыми седыми головками мать-и-мачехи (она облетает сразу после прострелов). Рдеют в тени первые жарки. Отборная крапива двудомная из пазух великолепных листьев выпускает цветоносы. Вдоль заборов кипень и аромат яблони ягодной, вишни, черёмухи.
Муравейник у дороги «кипит» — жители как заводные. Жара. Небо — голубизна бездонная… Температура днём выше тридцати градусов. Птицы заливаются без умолку. Всех перекрикивает сорока — лету радуется!
Радует на косогоре цветущая клубника.
Верба — постовой у входа в берёзовую рощу — то голыми ветвями сверкала, то серёжками наряжалась, а тут за неделю нарастила овальные листья, и не видно за ними ветвей.
Подстилку рощи украсила чина Фролова: невысокие ярко-зелёные «горошки» распустились бордово-синими кистями. Вокруг продолжают цветение сиреневые фиалочки, у жёлтых фиалок завязались крупные плодики-коробочки. Скромно расцвел среди трав совсем невысокий желтоватый молочай енисейский. Большая бронзовая жужелица шуршит по сухим листьям, куда-то торопится. Вытянул молодые скрученные вайи папоротник орляк.
Прохожу, цепляя паутинки, к молодому муравейнику. Над просторной площадкой из зернистого, словно просеянного, песочка возвышаются насыпные холмы из хвоинок, веточек и бог весть какого лесного строительного материала. Муравьи в заботе.
На краю рощи «взошёл» аккуратными щитками графичных «солнышек» невысокий пепельник — один из ранних сложноцветных. А на солнечной тропинке дружно пушится его родственник — одуванчик. Понюхала: очень ароматен! Быть может, именно так и пахнет солнышко — медовым запахом лета!? Заканчивает цветение лапчатка песчанистая (листья её напоминают земляничные). Со стороны таёжных хребтов доносится песня кукушки. Накукуется вволю птица, немного отдохнёт и по-новой!
Первым в степи встречает остролодочник песколюбивый — раскинул среди трав рясные лиловые кисти. По склону белеет бисером ясколка костенцовая — кажется, горстями насыпано! Доцветают стевения и проломник седой. Стевения начала нежно розоветь, но мясо-красного цвета мы от неё так и не дождёмся. На каждом шагу выглядывает из-под сухих и свежих трав фиолетово-синий касатик русский — милый крошечный ирис.
Солнечные осыпи и земля среди камней устланы ковриками мелких листочков пряного чабреца — тимьяна монгольского — ожили, проснулись тонкие веточки. Повсюду чудесно колосятся метёлки различных злаков. Голубовато-войлочные поросли вероники седой активно идут в рост. Унизанная «сумками» плодиков, доцветает ноккея. Пятнистый дракончик удирает от меня по склону во все шустрые лапки. Не пугайся, малыш, я не стану ловить твой тоненький гибкий хвостик!
Вновь выхожу к границе леса. Лиственницы и берёзы в полном зелёном убранстве — дорастили листву за неделю. Расцвели под деревьями первые букеты ароматнейшего таволожника — лабазника вязолистного. Карагана древовидная попрятала острые колючки за густой зеленью и высвобождает из бутонов лимонные мотыльковые цветки на длинных хвостиках. Кизильник набирает маленькие шарики бутонов.  Тянет усы костяника.
Первый утёс. Скалы, украшенные охряно-оранжевыми накипными лишайниками, оживлены   стевенией и нежно-розовыми колосьями эспарцета сибирского.
На альпийской горке «погас» бурачок ленский, словно выключили его: вокруг пожухлых центральных соцветий топорщатся монетки плодиков. Лапчатка бесстебельная тоже озабочена плодоношением — цветочные балы её больше не интересуют.  Зато «буйствуют» головки прострелов, стёпками-растрёпками качаются на ветру оба вида, восточно-сибирский и Турчанинова, и теперь их можно легко различить по разросшимся прикорневым листьям: они соответственно, хотя и весьма относительно, напоминают «пальму» и «укроп».
Глянцево отражают свет розетки ажурной китагавии. В степи начал цвести ковыль: первые шёлковые нити перламутрово дышат в воздушных струях. Гониолимон красивый за неделю вытянул коренастые злакоподобные цветоносы и даже листья его, кажется, стали мягче. По склону пышные «подушки» горошка многостебельного расцвели лилово-синими кисточками.
Зелень уверенно поглощает прошлогодние травы. Умопомрачительно серебрится ароматнейшая полынь — век бы дышал… Есть в ней что-то древнее, женское, колдовское...
Направляюсь ко второму утёсу. Тропа усыпана одуванчиками, цветущими, кажется, из земли, столь необычно коротки у них цветоносные стрелки. Чуть отойдёшь с тропы в степь — под ногами ирисы, ирисы, ирисы! Повсюду розовеет остролодочник. Ярким «одуванчиком» на зелёном стебельке над раскидистыми плоскими листьями вскинулся козелец лучистый — сверкает жёлтыми «звёздами»!
Но что это? Первая мысль, посетившая при виде крошечного чуда, была: «Так вот ты какой, цветочек аленький!» Хотя цветом цветочек нежно-розовый. И «появился» он на склоне, где первым расцвёл первоцвет кортузовидный, который в данный момент по окраинам этой поляны уже заканчивает цветение.
«Аленький цветочек» по-научному именуется флокс сибирский. Пятилепестковый, самый настоящий флокс, только в один цветок. На опушённом стебельке с такими же опушёнными листочками раскрывается розоватый венчик с бархатистой оранжевой точкой внутри белого сердечка.
Возле скал второго утёса встретила единственный, в гордом одиночестве, экземпляр цветущего проломника большого — он в аккурат высотой сантиметров десять. Здесь же, в лесочке, лилово прячутся в тени герань лесная и фиалка скальная. В подлеске зацветает спирея (таволожник) и карагана (акация).
На скалах расцвела лапчатка шёлковая. На самом деле вся она пушистая, даже меховая, на длинных, тоже пушистых и облиственных  цветоносах — довольно крупные для лапчатки ярко-жёлтые цветки. Самый альпийский по внешнему виду цветок.
Восхожу на вторую скальную гряду. Сказка продолжается! Потому что во всей красе  распушил довольно крупные нежно-белые мотыльковые кисти коренастый копеечник Турчанинова. Его зелень покрыта тонким подвоем, словно мелом подведена, и восхитительно живописна на каменистой поверхности склона.
Здесь же, у второй скальной гряды, голубеет по красноватой глине миловидный незабудочник енисейский. В этом месте ещё продолжает цвести бурачок. Щебень… редкие злаки, пучки ароматной полыни... глина, и над этой каменистой степью — чарующие белые, голубые, жёлтые цветы!
Пара десятков метров, и склон напоминает не степь, а луг — двигаюсь к третьему гребешку. Склон усыпан незабудочником, стевенией и ясколкой, ирисами, сиренево-синим горошком, бурачком и лапчаткой. По зелёному ковру — богатейшая голубая, белая, синяя, сиреневая и жёлтая вышивка! Над травами возвышаются купы мечевидных листьев красоднева с молодыми цветоносами и канделябры зопника — в его «браслетиках» светятся розовые «камушки» бутонов. Кивают ветру лохматые головки прострелов. Среди камней доцветает проломник большой. В небе молча парит кругами пара коршунов.
Налюбоваться этой красотой невозможно — наскучить она не способна. Иду выше — прелести не кончаются! У плоской скальной площадки, поросшей хвойником (унизанным охряного цвета микростробилами), встречаю настоящую клумбу размером с полсклона, выстеленную флоксами! Гулко шумит беспокойный горячий ветер, такой сильный, что иногда кажется воздух уносится прочь — нечем дышать, пишу — дыхание перехватывает...
Выше площадки вдоль каменистой гривы зацвели ...ананасы! Это вскинул великолепные белоснежные кисти мытник сибирский — растение совершенно феерическое. Цветы его крупные словно крутит по спирали и вниз, оттого они кажутся курчавыми. Стебель что ствол, утыканный листьями, словно хвойными лапами. Но это, конечно, весьма образное описание. 
Поднимаюсь выше… Кажется, степь уже все «новые» цветы показала, ан нет! Среди трав и перечисленных цветов, здесь, повыше по склону обильно «одуванчиково» расцвёл козелец лучистый, а вдоль самой гривки белеют головки копеечника Гмелина. Это растение напоминает остролодочник, только с белыми соцветиями. Всюду синеет-розовеет горошек многостебельный. И, конечно, ковыль, ковыль, ковыль играет на ветру первыми паутинными нитями.
Обследую рассыпчатый глинистый склон вокруг «пизанской» лиственницы. Серпуха окаймлённая надула васильковые бутоны. Ух… Столько ярких открытий, не день, а подарок! Впрочем, это совпало время и место: и цветы в полной своей поре, и место такое, где цветов — видимо-невидимо!
Медленно-медленно возвращалась обратно вдоль восхитительного многоцветного многотравья...

03.06.2018

*Флокс сибирский.
Автор иллюстрации Ольга Немежикова


Рецензии
Спасибо за путешествие, Ольга. Отдыхал душой!

Юрий Панов 2   18.07.2018 11:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий! Дешифрирую полевые записи, не вылажу из "Плантариума" - определяю растения. Параллельно учусь фотографировать растения.
Тоже душой отдыхаю, когда работаю с темой природы.

Ольга Немежикова   18.07.2018 16:13   Заявить о нарушении