ДАЧА

               
               

     Лена давно мечтала  иметь домик и клочок земли где-нибудь за городом, в живописном месте, куда можно было бы в любое время приехать и отдохнуть от изматывающей нервозности городской жизни. Но только теперь можно считать, что мечта сбылась. Сбылась не сама по себе, а благодаря их с мужем неустанным заботам  и напряжению сил. Тем приятнее чувствовать радость от того, что сделано.

     С невысокого крылечка Лена оглядела участок. Как хорошо они с мужем, Сашей, всё продумали! Как здесь теперь уютно Уже трудно представить тот заросший бурьяном и кустарником заброшенный огород, каким  был всего два года назад. Сейчас он радует глаз чистотой и ухоженностью.  У северного края несколько яблонь, слив и вишен образуют маленький сад, в тени которого любит отдыхать Саша. Этот уголок особенно хорош весной, в пору цветения, когда деревья красуются, словно невесты в подвенечных платьях. Ближе к дому набирают силу молодые кусты смородины, малины и крыжовника. Туда постоянно, иногда по несколько раз за день, бегает дочка, Настенька, и проверяет, не созрели ли ягодки. Украшение участка – круглая беседка с узорчатым карнизом. Легкий купол венчает шпиль с флюгером. Саша назвал его рукой Эола - укротителя ветров. Беседка невелика, но притягивает к себе  уютом и сказочностью. Рядом с беседкой небольшой водоёмчик с прозрачной водой.  В водоёмчик запустили рыбёшек, и Настенька с восторгом наблюдает  за их подводной суетой.  От калитки к дому и дальше по участку  замысловато извиваются дорожки, образуя в центре просторную поляну. Поверхность участка старательно выровнена, а зелёный газон словно раздвинул границы участка, создавая ощущение простора.

    Припорошенная росой трава на газоне казалась пушистой. Росинки радужно поблескивают на солнце, да под яблонями кое-где белеют опавшие лепестки запоздалых цветков, нарушая успокоительную однотонность зелёного ковра.
 
Лена припомнила, как всё начиналось. Именно у неё года четыре назад зародилась мысль приобрести дачку. Муж решительно отверг идею, назвав её неуместной. Пожалуй, он был прав. В то время им было не до дачных хлопот. Бизнес шёл плохо, дохода  едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Приходилось экономить на всём. Но после того, как муж отмёл её предложение, запретив даже думать об этом, Лена поняла, что очень хочет иметь участок и домик. Возможно, в ней проснулась крестьянская наследственность: родилась она в деревне и хорошо знает, что огород с картошкой, овощами и ягодой – обязательная часть быта сельского жителя, необходимый, а порой важнейший источник продуктов питания крестьянской семьи. Помнит Лена и тот изнурительный труд на картофельных, капустных и прочих грядках, который был обязанностью каждого с малого возраста. Даже сейчас, прикоснувшись к прошлому только мысленно, Лена почувствовала болезненную усталость и противную сухость во рту от земляной пыли.

    Нет, не об этом мечтала Лена. Теперь они не нуждаются в грядках с огурцами и помидорами. Их доходы позволяют всё это купить, когда нужно и сколько нужно. Участок и загородный домик стал им необходим,    чтобы можно было отдохнуть по-иному, чем в городской квартире, чтобы разнообразить редкие часы покоя, которые удаётся выкроить из бесконечных  деловых  забот.

    Заразившись этой идеей, Лена осторожно, с утончённой женской настойчивостью, стала внедрять её в сознание мужа: то нечаянно восхитится, как интересно они провели ночь на даче у знакомых; то порассуждает вслух, что было бы полезно дочке Настеньке пожить летом поближе к природе; то осторожно позавидует Осаниным, которые купили участок и строят домик. Старание не пропало даром. Намекнув  мужу об идее через полгода, Лена вновь получила отказ, но в нём уже не чувствовалось прежней решительности и не упоминалось про неуместность. Она чутко уловила перемену в настроении мужа. С удвоенной энергией продолжала осаду, и летом следующего года муж сам заговорил о приобретении участка. К тому времени  их дела заметно поправились, появились свободные деньги. Созревшее желание удачно совпало с возможностями. В результате недолгих поисков нашли подходящий вариант. Престарелые супруги продавали свои шесть соток с небольшим домиком. Цену хозяева запросили умеренную, так что скоро Лена и Саша стали землевладельцами.

    Тут-то и начались странности. Мужа словно подменили. Он так увлёкся делами на участке, что Лена подумывала, не переборщила ли она в пропаганде дачных прелестей и всерьёз опасалась, не навредит ли новая страсть их семейному бизнесу. Откуда только взялась у него сноровистость! Он неустанно что-то доставал, с кем-то договаривался, нанимал рабочих. Работа кипела. Лена всячески помогала мужу, поддерживала его начинания.

Вместе с мужем они много работали.  Но особенно старался муж, размечая на поляне узоры, засевая их семенами трав с разными оттенками, присыпая их с большой осторожностью питательной смесью. Собственноручно, никому не доверяя, муж поливал газон, удалял сорняки. Он лелеял этот газон, как жених невесту, не жалел времени, терпеливо выносил подначки жены. Лена не могла без смеха смотреть, как муж, бережно ступая по молодой травке, высматривает сорняки и, неловко наклоняясь на своих длинных ногах, словно журавль на мелководье, сердито вырывает их с корнем. А себя Лена так и не смогла перебороть. Иногда, желая помочь мужу, она принималась за прополку, но тут же её охватывала липкая муть неприятных ощущений из детства, когда приходилось под палящим солнцем пропалывать грядки свеклы, моркови и прочей огородной снеди. Как хорошо, что на их огороде ничего этого нет! Единственная плодоносная грядка – два десятка кустов земляники, посаженных для утехи Настеньки, да  несколько островков цветов, декоративно разбросанных по участку.

    Лена остановила взгляд на Большой поляне. Солнце подсушивало росу, и травяной узор стал заметнее. Она ещё раз облегчённо отметила, что основные труды и заботы о благоустройстве  участка позади. Теперь осталось только поддерживать порядок да изредка поливать. Поэтому они с мужем и решились, впервые за последние годы, на короткий отпуск. Завтра они улетают и две недели без всяких забот отдохнут на берегу южного моря. Правда, чтобы реализовать этот план, Лене пришлось  уговорить свою маму, Веру Петровну, приехать из деревни и пожить на даче вместе с Настенькой.

    Вчера Лена привезла Веру Петровну из деревни. Немного волновалась, гадая, как мама воспримет, как оценит сделанное на участке. Это первый визит матери на их дачу и Лене очень хотелось услышать от неё похвалу, как бывало иногда в детстве. Когда приехали, Вера Петровна придирчиво всё оглядела, одобрительно отозвалась о крепком заборе и о кирпичном доме. Но скоро её настроение переменилось.
    - Какой-то бестолковый у вас огород, - заметила Вера Петровна и добавила. – Травой, гляди, всё заросло.

    Лена  догадалась, что мама не обнаружила на участке привычных грядок и огорчилась. Какой же огород без грядок? Маму не перевоспитаешь, она выросла и состарилась на грядках. Но чтобы внести ясность, Лена объяснила:
    - Мы обходимся без грядок. Зачем они нам? Овощи, ягоды и фрукты покупаем. Да и некогда возиться с грядками. А трава – это газон.
    - Трава, она и есть трава, как её ни назови, - ответила мать.

    На том обсуждение огородной темы и закончилось.  А на следующий день Лена с мужем улетели на юг и две недели промчались для них, как два дня. Не жалея сил, с жадностью они отдавались разнообразным развлечениям прибрежного курорта.  Всего было так много, что потом, в самолете, когда летели домой, Лена почувствовала усталость и с блаженством подумала о тихом отдыхе на даче.   
    - Газон надо будет косить, трава, наверно, уже переросла, - заметил дремавший рядом муж. Его мысли тоже витали там, на дачном участке.

    На другой день после возвращения домой, Лена и Саша собрались поехать на дачу утром. Бросили в машину подарки для дочки и Веры Петровны, загрузили необходимые продукты, но решили на минуту заглянуть в офис фирмы. Там задержались и на дачу выехали только к концу дня.

    Задержка в офисе усилила нетерпение поскорее окунуться в оздоровительную размеренность дачных дел. Саша гнал машину с максимальной скоростью, какую позволяла просёлочная дорога. Наконец последний поворот. Машина ещё только подъезжала к участку, когда Лена заметила у забора, рядом с калиткой, горку вырванной с корнем и увядшей травы. Что такое? Раньше её здесь не было. Откуда она? Лёгкая тревога коснулось её сознания. Она выскочила из машины, торопливо распахнула калитку. В глубине участка она увидела Веру Петровну и дочку.  Черпая баночкой воду из ведра, они что-то поливали.  На шорох калитки обернулась Настенька и бросилась навстречу.
    -  Мама, мамочка плиехала! А мы с бабушкой помидолы поливаем!

    Что? Какие помидоры? Лена подхватила дочку на руки, приблизилась. Теперь она разглядела на газоне за беседкой  аккуратно возделанную полоску земли, из которой в два ряда торчали побеги помидор. Каждое растеньице заботливо привязано к деревянному колышку.
    - Что это, мама? – зачем-то спросила Лена. Всё и так ясно, но понимать не хотелось.
    - Мы тут с Настенькой помидоры посадили. Рассадой с нами поделилась твоя знакомая, Наталья. Крепенькая такая рассада, быстро взялась, - с гордостью объясняла Вера Петровна. – А там мы огурцы посадили, рассаду тоже Наталья нам выделила, прямо в горшочках.

    Чуть дальше за грядкой помидор, на месте искусственного холмика красовалась грядка с листочками огурцов, также прилежно обработанная, без единой травинки, сорняка. Лена пробежала взглядом по участку, опасаясь обнаружить ещё какой-нибудь сюрприз. Так и есть, вот он, главный подарок! Ближний край Большой поляны чернел вскопанной землей. Широкая полоса возделанной, но пока ещё пустой грядки, поглотила около половины коврового газона.
    Вера Петровна перехватила взгляд дочери и пояснила:
    - Мы там картошку посеяли. Поздновато, правда, но ничего. Да ты не волнуйся, она скороспелая, семена крупненькие, проращённые, кое-где, гляди, уже всходит. Через два месяца у вас будет своя молодая картошка. Зачем земле  пропадать. Она родить должна.

    Лена почувствовала сильную усталость, лёгкое головокружение и слабость в коленках. Стоять не могла, присела на скамейку.
    - Мама, что ты наделала!
    На дорожке показался Саша с охапкой коробок и пакетов с подарками. Заметил нечто новенькое на Большой поляне. Словно порыв северного ветра смахнул с его лица весёлость. Коробки и пакеты один за другим стали выпадать из его рук.
    - Лена, что это?
    - Не волнуйся, милый, присядь, - Лена потянула его на скамейку.- У нас скоро будет своя молодая  картошка.


Рецензии
Верно подмечено: молодым эти дачные заботы как нож острый. Вот посеять травку и отдыхать... Я как-то попросил старшего сына съездить на дачу и нарвать баллон черной смородины, так он побежал на рынок и купил там трехлитровую банку с этой ягодой.

Геннадий Ищенко   11.09.2018 08:34     Заявить о нарушении
Другим стало отношение к дачам. Теперь они используются как место для отдыха, а не источника продуктов питания, как было раньше. Это и хорошо, т.к. свидетельствует о том, что уровень жизни народа повысился. Не дай Бог возвращаться к тому времени, когда нужда заставляла сеять картошку на каждом метре свободной земли.
Спасибо за прочтение и рецензию.

Евгений Лапшин 2   13.09.2018 13:49   Заявить о нарушении
Евгений, не знаю, как у Вас, а у нас на дачах по-прежнему плодоносят сады и разводят огороды. Правда, работают почти одни старики и много дач стоят заброшенные. Конечно, есть и такие, кто на них только отдыхает, но их единицы.

Геннадий Ищенко   13.09.2018 15:38   Заявить о нарушении