Карнаухий

Лето. За деревней в поле колосится рожь. А наша соседка из леса тащит полную корзину грибов-колосовиков. И моим Мишкам, сыну и внуку, не жить-не быть, захотелось грибницы. Обещаю:

– Сегодня уже поздновато, а завтра сходим.

Мишки, любители поспать, подняли меня чуть свет. И уговорили, каюсь, взять с собой двух наших лаек, хотя охотничьим собакам в эту пору года в лесу делать нечего.

Опушка леса, розовое утро, счастливые мордашки моих Мишек, боже мой! И я опять, как в детстве, подбросив корзинку вверх, кричу:

– Тишка, Тимошка, наполни лукошко.

В моем детстве этого было достаточно, чтобы вернуться домой с полной корзиной.

Собаки, одуревшие от сидения в вольере, носятся, как угорелые, и старуха Веста, и щенок Чана.

В лесу у каждого свой интерес. У нас с Мишками – грибы, у Чаны – щенячьи забавы, а Весту где-то носит по своим собачьим делам.

Неожиданно послышался рык, хрип, возня. Бежим на шум. По зеленой моховине катаются огненно-рыжая лиса и, ухватившая ее за загривок возле правого уха, Веста.

– Нельзя, нельзя, – ору я подбегая.

Лиса вывернулась и, мелькнув меж елей, скрылась. Веста выплюнула клок рыжей шерсти с лисьим ухом. А из-под выскорины вытащила и поперла домой недокушанную лисой телячью мостолыгу.

***

Осень. Сентябрь. Солю путники, а вот и волнушка пошла. Заросли ивняка на опушке леса – мое любимое место. Волнушки густо. Высокая трава и начавшийся листопад ставят меня на четвереньки. Ползаю и чувствую на себе чей-то взгляд. Не меняя позы, внимательно смотрю по сторонам. Рядом ржаное поле, а на копне лиса, улыбаясь, следит за мной. Крупная, ладная огневка с белой полосой на верхней губе, принятой мной за улыбку, и без правого уха.

– Весте привет передавать?

Лиса шевельнула единственным ухом, грациозно выгнув спину, спрыгнула с копны и растворилась в высокой стерне.

***

Зима.  Январь. Всю ночь над Вологдой свистя гуляла вьюга.

Вбродок придется добираться до деревни, думал я, выходя из Куркинского автобуса. Но за околицей села догнал меня трактор с бульдозерной подвеской.

– Садись! Довезу до деревни, – пригласил Христя, друг моего детства, по школьной кличке Колумб.

Ползёт трактор, бурунами летит из-под ножа снег, образуя высокий бруствер. Вот сейчас проедем небольшое поле меж двумя перелесками – и моя деревня. Трактор чихнул, сбавил ход и остановился.

– Смотри, лиса. Да вон там, слева, – крикнул Христя.

Метрах в пятнадцати, увязая по брюхо в мягком снегу, перешла дорогу одноухая лиса. А из перелеска, разбрасывая грудью снег, по ее следу торопится рослый гончак.

– Поезжай! Ставь самовар – я подал Христе ключ от дома.

Выскакиваю из кабины, на ходу снимая брючный ремень. Колумб, понимающе хохотнув, на всех парусах покатил к деревне. А вот и гончак переплывает свеженасыпанный бруствер.

Ремень на собачьей шее. Пленник смотрит с укоризной, неохотно, но все же идет со мной. А через часок, обсохнув и скушав сахарную косточку, отбывает искать заждавшегося его хозяина.

***

Весна. Март. У соседа, по недосмотру, разбежался выводок кроликов и скрылся под сараем на задворках. Как ни старался, переловить он их не смог, бросил копну сена к сараю и уехал в город. Пусть пока погуляют.

Три ночи подряд хрипли привязанные деревенские собаки. Вернувшийся из города сосед кроликов у сарая не обнаружил, а обнаружил лисьи следы, и, не стесняясь в выражениях, на всю деревню поносил воровскую лисью породу.

Как-то в середине марта пришел ко мне сосед-кроликовод:

– Бери бинокль, пошли на свадьбу.

Залезли на крышу сарая, к солнышку поближе. Видно все в поле, как на ладони.

По затвердевшему насту гоняются друг за другом четыре лисы. То ли хоровод водят, то ли в пятнашки играют.

Ерзая по крыше сарая с биноклем у глаз, сосед комментирует:

– Одноухого выбрала – пошла под скирду, а два лопуха все еще грызутся.

Я прямо-таки вырвал бинокль:

– Точно! Мой лис, правого уха нет. Не забудь, Карнаухий, на крестины позвать.

***

Лето вступило в свои законные права. Вот тут-то пошла гулять по деревне напасть. Что ни день, то в одном дворе, то в другом, причитают хозяева, недосчитываясь хохлаток.

Первым убыток потерпело мое куриное хозяйство – пропала лучшая несушка. На следующее утро сосед не досчитался двух. Дальше – больше.

Утром вопит соседка:

– Лиходеи! Пять кур и петуха унесли. Это уж точно, солдатики из соседней хозчасти.

Но вскорости подозрение с солдат было снято.

Как-то средь бела дня застигла соседка вора на краю овсяного поля, вплотную примыкавшего к деревне. Она ходила по деревне и строчила, ка пулемёт:

– Лис, безухий, сама видела, сцапал мою курочку и понёс. Кинулась за ним, да где уж догнать, не те годы.

Сыновья соседки приезжали из города и по очереди дежурили с ружьем. Куры продолжали исчезать, но в глаза вора больше никто не видел.

Однако лис не далеко ушёл. Всю следующую зиму кружил вокруг деревни, оставляя на снегу свои замысловатые послания.

До следующей встречи, Карнаухий.

20.04.1994 г.


Рецензии
Жалко, конечно, курочек, и хозяевам их сочувствую, но очень хочется, чтобы безухий лис жил долго.

Марина Клименченко   23.07.2020 14:51     Заявить о нарушении
Разделяю Вашу симпатию к безухому. Жаль, но в естественных условиях лисам отмерено максимум 10 лет. будем надеяться, что карнаухий прожил свой максимум свободным и счастливым.

С уважением и признательностью за внимание к автору,
Елена Николаева.


Валерьян Николаев   23.07.2020 18:28   Заявить о нарушении