У окна

Матрена сидела на своем обычном месте- возле окна. От долгого сидения ,спина и шея  затекли,
а ноги, совсем  ничего не чувствовали. Сидела не потому, что нет дела, или устала - а потому, что  к старости  ноги ее ходить отказались. Вот так просто-в одно утро ,она не смогла с постели встать.Ноги не держали ее,казалось бы,не тяжелое старческое тело. Повозились с ней  врачи, да и рукой махнули. Склероз  сосудов. Матрена до  больницы - и слова то такого не знала.!   Вот и сидит она сейчас с утра до вечера у окна -глядит, как там жизньв деревне , без нее течет .Вон Сашка мотоцикл выгнал, мешки  и литовочку в коляску кинул- это он травы для кроликов подкосить хочет. Травы нынче богатые.  Из  она видно. Вон соседка  Галина с сумкой в магазин пошла. Хорошая она баба. Спокойная, уважительная. Частенько к Матрене прибегает. Т о пирог принесет свеженький, то супчику. Сейчас у нее внуки гостят…  Некогда ей с соседями  болтать! Проехала  машина. Окна затемнены. Но Матрена  знает  - это Колька прокатил свою зазнобу. Совсем мужик с пути сбился  -семью бросил, к другой  бабе жить ушел. Впрочем,   Матрена его  судить не станет. Чужая семья- потемки. Да только кажется Матрене- плохо жилось Кольке с  Нинкой. Уж больно злая да жадная !Детей вот жалко. Нет, не будет Матрена судить - не  Господь Бог. Только он может судить! Матрена  за эти годы научилась наблюдать, делать выводы,  анализировать .  Катюша, Галинина внучка  шутит-
-Вам в полицию на работу надо идти. Все знаете, как Шерлок Холмс.
Ну, Шерлок, не Шерлок, а о своей деревне все знает. Хорошо летом. Людей на улице много, светло… Если  надоест у окна сидеть -и на лавочку, что возле ворот, выползет.   С людьми пообщается, родным воздухом подышит. Только день ото дня -все труднее и труднее удается преодолеть  расстояние от крылечка до ворот ,и обратно.  Но все равно, лето, это здорово! Другое дело-зима. В холода - кто без дела по улице ходить станет. В иной день два-три человека за весь день пройдут. Вот и сидит Матрена, облезлый штакетник рассматривает. А что его рассматривать - до последнего сучка, задоринки, все знакомо. Сами с Петром палисадник городили, сами зеленой краской красили. Палисадник  давно уж потерял  щегольский ,  нарядный вид, но еще крепок. Забор вот еще крепкий, а она, Матрена, в развалюху  превратилась…
-Ох, ноженьки, вы мои, ноженьки! Побегали вы на своем веку! Резвые были,..   легкие. Разве же я в молодости думала, что буду, как колода старая, день-деньской у окошечка сидеть? Да за что меня Господь наказал? Вроде и худого ничего не делала? Все только работала да работала…
Причитала Матрена, продвигаясь на коленях к дивану. С трудом улеглась. Отдышалась, отстоналась.  Диван противно  вонял грязным бельем и мочой.
- Господи, стыд то какой! Девчонки  из  службы приходят два раза в неделю - продукты купить, дров принести, пол вымыть… Брезгуют поди - ко. И она бы брезговала. Когда-то  была она чистюлей. С утра и печку побелит, и полы намоет. Петро, покойный муж, гордился женой.
-Ты у меня баская  да опрятная. Не то, что  Федосья.  «Федосья, длинные волосья»…Смеялся муж.
Вся деревня знала, как  Федосья председателя квасом угостила…  В квасе – волос  попал. Стыд на всю деревню!
А на Матрене - кофточка  розовая, платочек беленький. И сама  - легонькая да веселая! И детишек  чисто одевала. Рубашенки  и штанишки сама шила. Ночью на машинке прострочит   -утром  детки в обнове. А уж доченьке - и платьица, и юбочки, и сарафанчики…чуть не каждую неделю шила! Ситчики нарядные да веселые в магазине - только не ленись!
Хорошо живет дочка-муж    хозяйственный,  домовитый попал. Как не стали у Матрены ноги слушаться, приехала Лена ,   месяц  с матерью жила. Дом  обиходила,  в огороде хозяйничала, а вечерами  с матерью чаевничала.  Матрена-рада- радешенька! Только вот  Лена все на бедность свою жаловалась. То бы хотелось иметь, другое, да денег нет… Матрене непонятно это - такой дом отгрохали, и гараж, и машину  , и мотоцикл купили ,  отдыхать куда- то через океан летали! Какие же бедные, если у Лены чуть не на каждом пальце по золотому колечку!.. У Матрены- отродясь не было ничего золотого. Вот крестик серебряный - все богатство.  И про сбережения, что на книжке, дочка спрашивала. А как поняла, что  не скоплено у матери ничего, собралась домой ехать.
-Ты, мама, извини, не могу тебя к себе взять.  Сама понимаешь - Сашка с Алешкой большие - им по комнате надо - не уживаются вместе.!
Ну, и Веронике  надо.  Уже  четырнадцать. Девушка .  Остались только- наша спальня и гостиная.
А в гостиной - и двери нет, да и вся семья возле камина собирается -  мешать тебе бы стали. Матрена только рукой махнула - нечего ей в таких хоромах делать -не приучена. Приезжал Сашка. Он у нее военный. Красавец, весь в Петра. Крылечко отремонтировал, дров наготовил. Сокрушался, что далеко служит - аж на Камчатке. Понятно, дело военное. Оставил денег, сколько смог, и уехал.  Была у нее надежда на младшего-Валерку. Башковитый!  Грамотный! Петро им больше всех гордился. В школе учился - все первые места занимал. В институте выучился… Радовались родители. Только зачем то уехал он за границу - сначала во Францию, а сейчас - в Америку перебрался. Недоумевает Матрена - да как же это можно - Америка санкции всякие придумывает, чтобы в России жить хуже было, а Валерка там живет, и в ус себе не дует. Женился недавно на американке! Пишет, что с  Самантой  хорошо живут.  Обратно в Россию вернуться - и не помышляет. Переживает Матрена по этому поводу. Днем то ничего, а вот ночью - навалятся на нее думы - одна чернее другой! Кажется, лучше бы умереть ей, чем так маяться. Никому не нужна. Страшно ей   одной… Правда говорят - черной ночью и думы черные. И наревется, и Петру пожалуется …   Потом себя успокаивать начнет. Не одна же такая! Еще в худшем положении люди бывают. Если уж невмоготу будет - в богадельню пойдет. Есть в райцентре такое заведение. Ласково так названо  «Забота». Только от такой заботы – оборони Господь!  И чисто, и ковры на полу…  Только пахнет там безнадежностью, что ли. В глаза этих старух поглядишь, а там мрак и безнадега. Наверное, они с Петром  что-то не так делали, не тому детей   учили, что так случилось - одна она осталась. Прячет Матрена свои глаза от людей.   Знает, и в ее глазах любой прочтет безнадежность.
Будильник бесстрастно отсчитывал минуты. Матрену начала одолевать дремота. Это время-время сна она любит…Там, за гранью реальности , она встречается с дорогими ее сердцу  ,людьми-матерью,  отцом, бабонькой, подругами- Симой и Тасей. Все ,как живые, приходят  к ней ,разговаривают, смеются, предостерегают  от чего то…  Но больше всего она любит, когда к ней приходит ее муж Петро. Его она любит до сих пор.  Вот и радуется, если во сне его увидит. Свиделись! Иногда Петро приходит, в  окружении  каких то незнакомых людей. Матрена  думает - и там Петро  ходит в бригадирах. А люди, что с ним приходят - его сослуживцы. Радуется Матрена и тому, что Петро , все такой же сильный и здоровый. Не то, что она. Жалеет он жену. Успокаивает.
-Все хорошо будет, ты не беспокойся!
Хочет Матрена рассказать Петру про богадельню, посоветоваться - идти ей туда, или нет? Только вот давно Петро ее не навещал. Дел  поди и там  много. Подружка Сима  все такая же веселая. То песни поет, то хохочет. А Тася…   Та серьезная. Конечно, за грех ей перед Богом отвечать пришлось. Помнит Матрена , как лежала Тася в гробу- ни кровинки в лице. Пока на лодке до больницы везли - от кровопотери умерла. Аборт сделала сама. Не делали тогда в больнице аборты.  А Тася- одинокая .От стыда, или от глупости…кто разберет. От кого ребеночка понесла, так никто и не узнал. Жалко Матрене Тасю. На земле мыкалась, и на том свете,  маяться приходится!
Дремотное состояние  растревожила Галина.
-Все- таки выбрала пять минут! Вот тебе жареная рыба. А это  -  оладушки. Вот в стакане сметана. Ешь, пока все свежее. А я со своими внучатами с утра до вечера  воюю. Внук Мишка, уж больно забавный.  Хоть бери тетрадку, да записывай за ним!  Вчера его дед  на лысо подстриг. Ходит, Мишка, всем хвастается прической.. .  А Тетя Катя, вечно подшучивает над ним. Спрашивает в шутку-
-Это чей у вас мальчик? А внук отвечает:
-Михаил Викторович Сидоров!
-Да нет, это не Миша! Я Мишу знаю, он не такой!
 А он на минутку растерялся, а потом тете Кате отвечает:
-Да я это! Просто, зеленые трусы надел!
Так что весело нам с дедом! Целыми днями-то варю, то в огороде!.. Погода то подводит - все холода.
Посидев минут десять, Галина попрощалась, пообещав ,хоть на минутку, но забегать. Снова наступила тишина.   Матрена люто ненавидела тишину. Иногда ей казалось, что она лежит в могиле. Там , наверное, так же тихо. До жути, до ужаса тихо! Потянулась к пульту телевизора.
Старенький телевизор, купленный еще при Петре, показывал только два канала. Но и им Матрена была рада. Много интересного показывают! Моду, и концерты, кино , рекламу… Обещает Галина ,что зимой купит Матрене телефон. Матрена уж скопила на него деньги, да как то страшно - ну, как не сможет им пользоваться! Галина говорит - и с дочкой, и с сыном,  можно будет разговаривать. Вот про то, сможет ли она с Америкой разговаривать, Галина хотела выяснить. Вот тогда не так  одиноко будет, если будет, хоть иногда, слышать родные голоса.
Да и что она ноет? Крыша над головой есть! Кусок хлеба –тоже… Два раза в неделю девчонки приходят, ежедневно  забегает соседка Галина. На Майские праздники принесли бутылку масла, пакет молока, пакет сметаны и пачку творога…   И тут не обделили. Правда, творог горчил… А , может, горчил не творог, а горькая обида за то, что одна.  За  то, что всю жизнь проработала в колхозе дояркой. Что молока надоила за жизнь целые цистерны, а ей принесли пачку привозного молока. И что все чаще и чаще, задумывается о том заведении, которое так ласково именуется «Забота». Знает она, что поездка в «Заботу», будет ее последней поездкой. Вот и отодвигает ее на зиму.  Может, к тому времени успеет  Господь ее прибрать.


Рецензии
Реалистично. Тяжело.
Доброе сердце Матрёны, бескорыстная забота о близких и всё то, чем наделена
терпеливая русская женщина.
Печальна старость, печально одиночество, когда мысли об уходе приходят вот так спокойно и смиренно...
Спасибо, Нина, за то волнение и слёзы, что вызывает эта история жизни!
С теплом, Мила

Мила Суркова   24.07.2018 14:44     Заявить о нарушении
Да, в наше время многие с такими проблемами сталкиваются. Деньги для людей важнее стали, чем родные люди. А в таких заведениях действительно безнадега. Оттуда уже только на кладбище уходят. Горько, когда в старости такое отношение. Все так верно написала, Нина, спасибо!

Надежда Сысоева   18.10.2020 16:28   Заявить о нарушении