12. Санитарная практика

Продолжение. Начало см. 1. «медицинское училище».
 См ФОТО:    1. Изучаем кислородную паппаратуру.2. в перерывах между "напряженным" трудом.

       А параллельно были практические занятия. Первому курсу положена практика санитарная. И проходили мы ее в отделениях все той же ЦРБ. Моим напарником по практике был случайно избранный, Владимир Довгаль. Тихий, спокойный и вежливый пацан. Родом, как и я, из Полесья. Конкретно - с Рокитновского района. Мы родились на берегах одной и той же речушки, называется она Льва. Хотя и не подозревали о том, пока здесь не встретились. Работа наша в больнице заключалась по принципу: « Стой там, иди сюда, принеси-поставь». Но главное, это то, что мы здесь втягивались в жизнь лечебного заведения. Привыкали к запаху медицины.

    Работа наша там по этому профилю была самая разнообразная. Нет, полы мы не мыли, но утки и подкладные судна разносили. Крутили ватные шарики и марлевые тампоны. Их всегда нужно очень много. Перестилали простыни лежачим больным и протирали их кожу камфорным маслом с целью профилактики пролежней. Сопровождали больных в креслах - каталках на необходимые процедуры, и переносили их куда надо на носилках. Много есть всякой физической работы в лечебных заведениях.
Особо врезался в память один случай. Мы дежурили в хирургическом стационаре.

-За мной, бегом, в самую крайнюю палату!- прозвучала тревожная команда от кого - то из хирургов. Я с Довгалем , не рассуждая, рванули за ним по длинному коридору. Забегаем в  одноместную послеоперационную палату. На кровати агонирует больной.
-На пол его!
    Мы без слов помогаем врачам переместить больного с кровати на пол. Тут же кто - то из хирургов приступает к закрытому массажу сердца и искусственному дыханию. К локтевой вене больного подключена капельница. После перемещения его на пол, длины шланга недостаточно, поэтому медсестра вручает мне флакон с его содержимым, и я исполняю роль штатива. На мониторе электрокардиографа мне видно, что сердце то начинает слабо реагировать на физическое сдавливание, то снова идет сплошная ровная линия. В палату вкатывают прибор, который я вижу впервые.

- Мы притащили дефибриллятор - электрокардиостимулятор.
  Слышу я доклад и его название от кого - то из врачей. Прибор тогда еще был довольно громоздкий, на колесиках. Современные, очень компактные, и выглядят совсем по другому.
-Хорошо! Приступаем!

    На область сердца больного прикладывают контакты и нажимают какие - то кнопки на верхней панели прибора. Тело больного вздрагивает, но сплошная линия на мониторе ЭКГ не меняется.
- Добавить силу тока еще!- звучит команда начальника хирургического отделения по фамилии Коза. Я уже слышал несколько раз восторженные отзывы о нем, как о великолепном хирурге и о хорошем человеке. Это он лично проводил массаж сердца прооперированному, стоя перед ним на коленях.Довгаль меняет меня и роль штатива переходит к нему, потому что наши руки быстро устают от позы флаконодержателя. Народу всякого вместе с нами здесь человек пять-семь.

    Слышу отрывочные разговоры о пострадавшем. Оказывается, ему тридцать два года. У него двое детей. Его оперировали по поводу алкогольного цирроза печени, но оперировать печень не стали, потому что она уже разложилась до такой степени, что там не было к чему прикасаться скальпелем. Зашили брюшную стенку обратно.  Говорили, что первая остановка сердца у него была еще на операционном столе, но там его удалось запустить. Что внизу, в приемном отделении сидит его молодая жена, которая еще в неведении о его состоянии. Я все это слушаю и мотаю на ус.

- Добавить напряжения еще!- почти кричит Коза в порыве безысходности. «Утюжки», так называют электроды, плотно прикладывают к коже больного, клацают кнопки и очередной разряд запускает работу сердца, но через пару секунд оно снова останавливается. Время летит быстро. Уже прошло минут сорок, как мы здесь трудимся, не считаясь со своей усталостью. Хирурги заливаются потом, а результата пока нет. Силу тока добавляют по нарастающей.
- Включаю последнюю цифру, шесть тысяч вольт, - сообщает оператор – ассистент.
-Давай! - все еще глядя в упор на тело умирающего, и не веря, что он уже уходит, командует главный хирург. Мощный разряд подкидывает тело на полметра над полом. И оно, обмякнув шлепается обратно. На мониторе сплошная черта.
-Exitus letalis*! Громко прозвучали из уст Козы, мне еще тогда неведомые слова на латыни. При этом он сорвал белый колпак со своей головы с уже изрядно прореженными волосами.

-Умер,-  перевел нам кто - то из медсестер. Могу только представить, какие были тогда у меня расширенные глаза и зрачки в тот момент. Впервые в моей жизни, на моих глазах умер человек. Еще очень молодой, и не естественной смертью. Нам оставалось помочь погрузить его на каталку и отвезти в холодное помещение морга. Впечатление было сильное, и еще долго стояли перед глазами сценки этой реанимации. Впереди еще было много всяких случаев смерти в моей медицинской практике, многие уже призабылись, но этот остался навсегда.
Вот так, довольно быстро и пролетел первый курс учебы.

продолжение следует.


Рецензии