15. Продолжение учебы
см.ФОТО:слева направо: Терапевт Супрунец В.П.;пр.физики Лазарчук М.П.; хирург Колтуцкий И.М.;пр.математики О.А.
Школьная программа истекала. В основном, теперь удар направлен на медицинские предметы. Терапия, хирургия, детские и прочие болезни. Начинаем заниматься реальной медициной. Хотя для любого, кто заканчивал училище, а затем институт, программа училищной медицины всегда покажется просто смехотворной.
Хирургия.
Преподаватель Колтуцкий Илья Михайлович. Сорокапятилетний мужчина. Среднего роста, средней упитанности и такого же интеллекта. Мы не сразу, но со временем усекли, что доктор страдает комплексом неполноценности. А дело в том, что коллеги хирурги (в процессе будущей службы, я много раз с такими докторами сталкивался) его оттолкнули от занятия большой хирургией, как не соответствующего этому высокому ремеслу. Его занятие хирургией было ограничено поликлиническим приемом больных по этому профилю и перенаправлением тех, кто нуждался, в хирургический стационар. А непосредственно сам он занимался «малой» хирургией. Это панариции, карбункулы, фурункулы и мелкие травмы. К более сложным оперативным вмешательствам Илью просто не допускали. Видимо, по той причине, что руки росли у него не из того места.
А так как силы и время ему позволяли, то еще и поручили учить хирургии таких будущих «великих светил» полевых ножниц (см. пролог), как мы. Для уровня фельдшеров его теоретическая и практическая подготовка вполне соответствовали. Как - то на одном из перерывов между парами, в порыве откровенности, беседуя с нами в непринужденной обстановке, сознался, что начинал он свою трудовую деятельность обычным трактористом в колхозе. И иногда до сих пор жалеет, что по наитию сменил род своей деятельности, потому как настоящим хирургом не стал, а от трактора отошел. Мы тогда не придавали значения таким откровениям, но я на всякий случай этот монолог запомнил.
Возможно, что именно его уровень подготовки нас по хирургии, способствовал тому, что из нашей группы не вышло ни одного светила в хирургии. Есть один, Григорчук, но и он мелкий детский травматолог.
Худо-бедно он нас неплохо научил делать то, что сам умел. И именно его наука, а не последующая академическая, пригодилась на первых этапах работы, как фельдшером, так и врачом.
ТЕРАПИЯ
Преподавателем в нашей подгруппе была терапевт Супрунец Вера Павловна. Сорокалетняя, еще на тот момент незамужняя, потому как по своему фасаду от рождения была малопривлекательная, но зато добрая внутри, и грамотный специалист в терапии. Возможно, что и благодаря ей, из группы вышла целая плеяда неплохих терапевтов.
Она, действительно, душу свою вкладывала, чтобы научить нас понимать больного. Начиная от азов по пользованию фонендоскопом, заканчивая умением расшифровывать кардиограммы. Учила выслушивать хрипы в легких при пневмонии, и распознавать полиартриты по распухшим суставам пальцев на конечностях. Определять состояние ЖКТ* по изменениям на языке и проблемы в кишечнике по консистенции испражнений.
- Ребята,- часто, по - матерински говорила она нам,- вам всем придется работать на ФАПах*, часто в очень удаленных от цивилизации селах и поселках. Совершенно автономно, и там вам никто и ничем не поможет. Вся надежда больных только на вас.
И мы понимали, и мы старались, впитывали ее слова, как губка воду. А вскоре она вышла замуж и родила здорового ребенка в сорок лет. Мы все были рады за нее.
*ЖКТ- желудочно-кишечный тракт.
*ФАП – фельдшерско-акушерский пункт.
продолжение следует.
Свидетельство о публикации №218072300202