Расхождение

Лето 1985-го года.

Средиземное море. Отряд боевых кораблей Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Киев»  отрабатывает ночные полёты  палубных вертолётов по плану боевой  службы.

Всё, как обычно. Это не первые полёты и не последние – о возвращении домой пока даже не мечтается. Привычный плеск волны заглушается уханьем и свистом лопастей  взлетающих вертолётов.  Запах сгоревшего горючего медленно рассеивается за кормой.

- Обнаружена новая надводная цель. Пеленг..., дистанция...- снова и снова докладывает вахтенный радиометрист по встречным кораблям и судам. Вахтенный офицер боевого информационного центра  докладывает в ходовой пост, что по данным БИЦ корабль вплотную сближается  с крупной надводной целью и для безопасного расхождения с ней предлагает заблаговременно отвернуть всем ордером вправо на другой курс.

 Из-за того, что  цель  обнаружена на приличной дальности,а по первым засечкам навигационной РЛС, как правило, кажется, что все цели до единой идут в твой борт, вахтенный офицер корабля, предполагая, что БИЦ перестраховывается, приказывает уточнить её курс и скорость и параметры расхождения с ней.

 БИЦ уточняет и докладывает: при  движении "Киева" прежним курсом и скоростью сближение с опасной целью вплотную    через столько-то минут. Подтверждение тому - пеленг на цель не меняется, а дистанция - быстро сокращается.
 
 Через несколько минут вахтенный сигнальщик докладывает, что опасная цель - сухогруз.

- Бежит, как по линейке! - замечает про себя вахтенный офицер БИЦ, глядя на прокладку движения цели.

Остаток  времени до начала предложенного манёвра на расхождение с сухогрузом  тает на глазах. Авианесущий Крейсер на 18-ти узлах идёт навстречу  реальной опасности, а из  ходового поста  реакции на предложение отвернуть вправо  для безопасного расхождения с быстро идущей  целью всё нет. Между тем, доклады вахтенного радиометриста по пеленгу и дистанции до злополучной цели, наносимые на планшет ближней надводной обстановки, не оставляют сомнений в  реальной угрозе столкновения.

- Наверное команда спит, включая рулевого, а сухогруз шпарит на автомате, как воздушный лайнер на автопилоте?! – думает офицер, занеся палец на кнопку пульта корабельной громкоговорящей связи с ходовым постом, чтобы ещё раз подтвердить, что опасное сближение с целью через столько-то минут.

  То ли от нервного напряжения, то ли от  недостаточно прохладной постовой вентиляции, наполняющей просторный отсек БИЦ привычным гулом,в этот момент офицеру чертовски хочется снять  с руки повязку, норовящую по своей воле слететь на палубу,   с головы - пилотку и с расстановкой вытереть  испарину на лбу.

- Ну и крепкий ливер у этого сухогруза! –  досадует про себя вахтенный офицер БИЦ, следя за уверенной и аккуратной работой молодого планшетиста,- Молодец! Старается.


Тут предупреждающе лязгает задрайками, затем негромко чувственно скрипит и, наконец - широко открывается,- дескать, извините - держалась до последнего,- тяжёлая металлическая дверь: в сумерки главного командного пункта боевой части управления стремительно входит командир корабля.

- Не каждый день такое случается, когда командир крейсера лично проверяет несение вахты! Наверное на лифте спустился! – гадает  вахтенный офицер БИЦ, перед тем, как доложить обстановку.

Командир   окидывает взглядом  рукотворную "картинку" движения целей на планшете и  информирует: в связи с тем, что в воздух подняты  вертолёты и мы ограничены в маневрировании, то есть не имеем права без острой необходимости изменять курс и скорость, он дал команду  большому противолодочному кораблю сблизиться с сухогрузом, привлечь его внимание сигнальными ракетами и довести   сигналы «Произвожу полёты", "Ваш курс ведёт к опасности» и всеми средствами не допустить опасного сближения сухогруза с крейсером.

После того, как  командир корабля возвращается в ходовой пост, начинают поступать радующие слух доклады вахтенного радиометриста НРЛС  о том, что начал изменяться пеленг на опасную цель. Она отворачивает!

- Проснулись! А жизнь-то налаживается! – через несколько минут повеселевший  вахтенный офицер БИЦ с удовлетворением отмечает, что сухогруз, словно с порога ошпаренный кипятком, прекратив свой "бег"  по прямой, выполнил полную циркуляцию, тем самым увеличив дистанцию расхождения с кораблями ордера до безопасной.

На неопределённый отрезок времени  боевые посты и командные пункты вновь охватывают тишина и покой. Привычный будничный и уверенный гул вентиляции быстро вытесняет остатки тревоги. Подкатывает дрёма: хочется, хоть на секунду, прикрыть глаза ...

- Обнаружена новая надводная цель. Пеленг..., дистанция...- вдруг возбудился и, нарушив тишину, продолжил свою бесконечную песню радиометрист. Кажется, что надводным целям в Средиземке нет числа.

- Мы на полёты, а вы-то куда?!



P.S. 21 мая 1986-го года шедший на авторулевом панамский сухогруз «Эсмеральда-II» совершил навал на эсминец "Отличный" СФ, стоявший на якоре, повредив его правый борт, пусковые установки ракет и РЛС.


Рецензии
На одном дыхании, как детектив прочитал. Представляю как это воспринилось в море.
Нам в Атлантике "летел" в борт, издалека, рыболовецкий катер. (Он думал намотаем сеть, мы и в прямь близко прошли) Пока наблюдали за ним, да разобрались, пережили массу странных ощущений.
С уважением,

Савельев Михаил   17.11.2020 22:00     Заявить о нарушении
Михаил, спасибо! Всё дело в том, что вахта вахтенного офицера Боевого информационного центра - самое, что ни на есть рутинное дело. Воздушная, надводная и подводная обстановки должны непрерывно вестись, а рекомендации командиру по применению оружия должны своевременно выдаваться. Просто никто об этом не пишет. Признаться, я и сам не знаю как нынче обстоит с решением задач расхождения: может быть всё стало проще и у каждого оператора или радиометриста специальные гаджеты?! С уважением

Анатолий Дудник   18.11.2020 06:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.