Расхождение
Средиземное море. Отряд боевых кораблей Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Киев» отрабатывает ночные полёты палубных вертолётов по плану боевой службы.
Всё, как обычно. Это не первые полёты и не последние – о возвращении домой пока даже не мечтается. Привычный плеск волны заглушается уханьем и свистом лопастей взлетающих вертолётов. Запах сгоревшего горючего медленно рассеивается за кормой.
- Обнаружена новая надводная цель. Пеленг..., дистанция...- снова и снова докладывает вахтенный радиометрист по встречным кораблям и судам. Вахтенный офицер боевого информационного центра докладывает в ходовой пост, что по данным БИЦ корабль вплотную сближается с крупной надводной целью и для безопасного расхождения с ней предлагает заблаговременно отвернуть всем ордером вправо на другой курс.
Из-за того, что цель обнаружена на приличной дальности,а по первым засечкам навигационной РЛС, как правило, кажется, что все цели до единой идут в твой борт, вахтенный офицер корабля, предполагая, что БИЦ перестраховывается, приказывает уточнить её курс и скорость и параметры расхождения с ней.
БИЦ уточняет и докладывает: при движении "Киева" прежним курсом и скоростью сближение с опасной целью вплотную через столько-то минут. Подтверждение тому - пеленг на цель не меняется, а дистанция - быстро сокращается.
Через несколько минут вахтенный сигнальщик докладывает, что опасная цель - сухогруз.
- Бежит, как по линейке! - замечает про себя вахтенный офицер БИЦ, глядя на прокладку движения цели.
Остаток времени до начала предложенного манёвра на расхождение с сухогрузом тает на глазах. Авианесущий Крейсер на 18-ти узлах идёт навстречу реальной опасности, а из ходового поста реакции на предложение отвернуть вправо для безопасного расхождения с быстро идущей целью всё нет. Между тем, доклады вахтенного радиометриста по пеленгу и дистанции до злополучной цели, наносимые на планшет ближней надводной обстановки, не оставляют сомнений в реальной угрозе столкновения.
- Наверное команда спит, включая рулевого, а сухогруз шпарит на автомате, как воздушный лайнер на автопилоте?! – думает офицер, занеся палец на кнопку пульта корабельной громкоговорящей связи с ходовым постом, чтобы ещё раз подтвердить, что опасное сближение с целью через столько-то минут.
То ли от нервного напряжения, то ли от недостаточно прохладной постовой вентиляции, наполняющей просторный отсек БИЦ привычным гулом,в этот момент офицеру чертовски хочется снять с руки повязку, норовящую по своей воле слететь на палубу, с головы - пилотку и с расстановкой вытереть испарину на лбу.
- Ну и крепкий ливер у этого сухогруза! – досадует про себя вахтенный офицер БИЦ, следя за уверенной и аккуратной работой молодого планшетиста,- Молодец! Старается.
Тут предупреждающе лязгает задрайками, затем негромко чувственно скрипит и, наконец - широко открывается,- дескать, извините - держалась до последнего,- тяжёлая металлическая дверь: в сумерки главного командного пункта боевой части управления стремительно входит командир корабля.
- Не каждый день такое случается, когда командир крейсера лично проверяет несение вахты! Наверное на лифте спустился! – гадает вахтенный офицер БИЦ, перед тем, как доложить обстановку.
Командир окидывает взглядом рукотворную "картинку" движения целей на планшете и информирует: в связи с тем, что в воздух подняты вертолёты и мы ограничены в маневрировании, то есть не имеем права без острой необходимости изменять курс и скорость, он дал команду большому противолодочному кораблю сблизиться с сухогрузом, привлечь его внимание сигнальными ракетами и довести сигналы «Произвожу полёты", "Ваш курс ведёт к опасности» и всеми средствами не допустить опасного сближения сухогруза с крейсером.
После того, как командир корабля возвращается в ходовой пост, начинают поступать радующие слух доклады вахтенного радиометриста НРЛС о том, что начал изменяться пеленг на опасную цель. Она отворачивает!
- Проснулись! А жизнь-то налаживается! – через несколько минут повеселевший вахтенный офицер БИЦ с удовлетворением отмечает, что сухогруз, словно с порога ошпаренный кипятком, прекратив свой "бег" по прямой, выполнил полную циркуляцию, тем самым увеличив дистанцию расхождения с кораблями ордера до безопасной.
На неопределённый отрезок времени боевые посты и командные пункты вновь охватывают тишина и покой. Привычный будничный и уверенный гул вентиляции быстро вытесняет остатки тревоги. Подкатывает дрёма: хочется, хоть на секунду, прикрыть глаза ...
- Обнаружена новая надводная цель. Пеленг..., дистанция...- вдруг возбудился и, нарушив тишину, продолжил свою бесконечную песню радиометрист. Кажется, что надводным целям в Средиземке нет числа.
- Мы на полёты, а вы-то куда?!
P.S. 21 мая 1986-го года шедший на авторулевом панамский сухогруз «Эсмеральда-II» совершил навал на эсминец "Отличный" СФ, стоявший на якоре, повредив его правый борт, пусковые установки ракет и РЛС.
Свидетельство о публикации №218072300247
Нам в Атлантике "летел" в борт, издалека, рыболовецкий катер. (Он думал намотаем сеть, мы и в прямь близко прошли) Пока наблюдали за ним, да разобрались, пережили массу странных ощущений.
С уважением,
Савельев Михаил 17.11.2020 22:00 Заявить о нарушении
Анатолий Дудник 18.11.2020 06:48 Заявить о нарушении