Мини-лекции. Радионавигация. РСДН

   РСДН — Радиотехническая система дальней навигации.

   Дальней, это понятно. А мы с Вами о какой тогда говорили? О ближней? Ну, вообще-то мы рассматривали в основном каким способом решались задачи навигации. С помощью чего?.. На каком расстоянии работали системы? Получалось как бы совсем не на большом. Для самолётов это около 500 км. И всё? Ну, да! А, что делать кораблям в океане за тысячи километров? Вот! Вот и придумали системы дальней навигации, РСДН. А дальней, это скока? Сейчас узнаете.

   В общем виде всё те же три и более станции на берегу и тот же гиперболический метод определение места корабля. Добавлю, плюс ко всему, определение места для подводных лодок, причём в подводном положении! Видите какая заковыристая задача вырисовывается?!

   И если мы ранее предполагали, что наши системы либо импульсные, либо фазовые и всё! И никак иначе! А вот при разработке РСДН умники пошли дальше! Они объединили эти два метода в один и получилась ИФРСДН! Импульсно-фазовая радиотехническая система дальней навигации. Импульсная часть для грубого определения дальности, а фазовая окончательная, более точная. Это две системы американская и наша: «LORAN-ЧАЙКА» или проще РСДН-3,4,5... Системы появились примерно в одно и тоже время. А кто там у кого чего и как, история умалчивает. По крайней мере никто ни к кому претензии не предъявлял и на алименты не подавал?! Итак?!

   «ЧАЙКА».

   Когда мы (в СЭСЭСЭэре) спрашивали своих преподавателей-офицеров о нашей технике в Армии и Флоте, нас отсылали ко всяким импортным военным обозрениям. Мол, что у них, то и у нас! И не доставайте глупыми вопросами... Так и я Вам говорю: «LORAN» и «ЧАЙКА» одно и то же плюс-минус! И если до этого момента мы как-то не интересовались частотами используемыми для навигации, то здесь рабочие частоты в районе 100 кГц. Дальность действия (приёма сигналов на самолёте, корабле) достигает на суше до 1800 км., на воде до 2000 км.

   Кому уж очень интересно (уж, замуж, невтерпёж) то вот здесь более-менее растолковано: http://www.radioscanner.ru/info/article99/ хотя это опять же с кого-то и с чего-то списано?! Так, что как обычно совет на предмет верить-не верить 50 на 50%?!

   Как это всё устроено? Вся страна, точнее зона обслуживается так называемыми цепочками: три, четыре... станции излучающие импульсы... Одна главная (ведущая), остальные на подхвате (ведомые). Цепочки раскиданы по всей стране (территории). Так на востоке РСДН-4, где ведущая находится на Сахалине (Адо-Тымово). На Севере несколько цепочек... Я же Вас познакомлю с объединённой (двойной) цепочкой. Условное расположение показано на рис.6. Это РСДН-3/10. Ведущая станция находится в КАРАЧЕВЕ на востоке Брянской области. Остальные ведомые. В каких-то материалах местоположение будет обозначено как бы приближенно к крупному городу (центру). Все цепочки со всеми координатами Вы можете посмотреть в Википедии. Я Вам только могу сказать на словах где всё это находится? Естественно не в центре скажем Карачева, а вблизи. В Крыму недалеко от Симферополя, на Юго-Западе есть такое местечко Плодовое. А точнее, севернее, ГОРКА на рис.9. Основа всех этих станций является антенное поле из пяти-семи антенных мачт. На рис.5 в лесном массиве жёлтыми точками обозначены эти самые мачты. В Крыму и Карачеве их по пять. В остальных всё примерно одно и то же. Если искать на фото со спутника, то первое, что Вы обнаружите, разной чёткости шестигранник. При увеличении возможно и сами мачты увидите. А скорее всего длинные тени от них!

   «АЛЬФА»

   «Альфа», она же РСДН-20 система, ближняя родственница «Чайки»! Можно даже сказать сестра единоутробная... Хотя и отличается прилично... Так дальность действия системы около 10000 км. (у «Чайки» до 2000 км.). Правда точность местоположения не очень от 2,5 до 7 км. Но это всё лучше чем ничего?! Особенно для подводных лодок, скрытно подкрадывающихся прямо к Белому дому!!! Хотя все данные взяты из открытых источников! Ну это как обычно 50/50, в смысле верить или как?

   Эта глобальная система радионавигации состоит из четырёх станций:

   1. Мурманская область, Ревда. Прямо и налево. Всё это на трассе Оленегорск-Ловозеро. Там есть место приметное: ответвление к югу, населённый пункт Ревда. Двигаемся далее, по дороге в сторону Ловозеро. В зависимости от степени увеличения снимка (карты) может появиться некий знак и надпись Хаски - парк «Лесная Елань». От этого места, на юг уходит дорога... Но нам всё это не нужно, это лишь для непосвящённых всего лишь ориентир. А, нам нужно переместится от этого знака назад до того места - ответвления на север. Двигаясь по дороге - ответвлению упрётесь в несколько зданий которыми и закончится дорога. Это и будет центр шестигранника по углам которого (и в центре тоже) мачты антенн. Есть возможность даже посмотреть (издалека) на эти мачты... Если Вы конечно находитесь в Гугле-карты?.. Включите панорамы и поместите человечка как раз на перекрестие дорог. И покрутившись на месте увидите дорогу идущую к шестиграннику, но не далее... Там шлагбаум плюс надписи и знак. Вы сможете увеличить (приблизить) только видневшиеся две мачты...

   2. Хабаровский край, Эльбан. Это от Комсомольска-на-Амуре, по железке на Хабаровск... Только это не значит, что шестигранник будет в центре Эльбана... Это совсем рядом с Комсомольском-на-Амуре. Увеличивайте снимок до тех пор пока не проявятся дороги - ответвления от этого Эльбана? Нас с Вами интересует только одно ответвление и дорога идущая как бы полукругом. Сначала почти на восток и далее загибаясь почти на юг. Ориентиром почти на юге будут какие-то строения и главное бурое пятно сбоку. Что там? двигаемся по дороге дальше... Вот очень дальше не получится и Вы упрётесь в Т - образное здание и мачта рядом... Это и есть центр шестигранника. Уменьшите изображение и увидите шестигранник во все красе! По углам которого и расположены шесть мачт-антенн и седьмая по центру. К сожалению посмотреть вблизи не получится... Полазав по окрестности Эльбана, поймёте почему?!!

   3. Краснодарский край, станица Полтавская. На окраине, к Северо-Западу Вы её (станцию) и найдёте. Более точно, станица недалеко от Славянска на Кубани. Это на мой взгляд самая удобная из всех станций! Итак, находим Славянск на Кубани. И прямо над ним и будет Полтавская. На Северо-Западе станицы знак (на снимке) Памятник. Миг-21. И прямо от него, на Северо-Запад уходит дорога. Двигаемся по ней... и каких-то 7-10 километрах найдёте тот самый неуловимый шестигранник. Вначале как бы непонятное?.. какая-то территория ограниченная дорогами, полями и пр. Но увеличив снимок, увидите самый чёткий из всей банды РСДН шестигранник и все семь мачт! Да, они выглядят как падающие, но это только видно со спутника, траектория которого (на момент записи) проходила восточнее... А теперь включите панораму и? И дороги вокруг засветятся. В том числе и вокруг шестигранника. Но Вы посадите жёлтого человечка (для начала, а потом куда хотите?) на краешек дороги идущей с Севера-Запада к станице, и? И покрутившись увидите те самые мачты. И на самых ближних даже антенные провода и оттяжки, удерживающие эти мачты...

   И наконец самая главная (ведущая) станция, Новосибирская область, Турнаево. Как и в случае с «Чайкой» все станции расположены лишь где-то поблизости от названных пунктов. В Википедии это обозначено как Новосибирск, хотя от него ещё километров 120-130 по шпалам до Болотное. А там пешком 13 км. почти на Север. Если Вы точно не знаете где это всё искать, то и не найдёте! А поэтому?.. Правильно! По карте от Новосибирска на Северо-Восток, к стыку границ: Новосибирской, Томской и Кемеровской областей, находим станцию Болотная. А чуть северней два населённых пункта, Витебск (нет не тот, что в Белоруссии) и Турнаево. Только не спешите в Турнаево, шестигранник находится примерно посередине прямой соединяющей эти два пункта. От Болтного, на север отходят две дороги. Нас же интересует только та, что прямиком направляется на Турнаево. От неё (само-собой) ответвляются опять две дороги. Но нам интересна только одна. Если одна (ближняя к Болотной) уходит далеко на Север, то наша почти сразу же заканчивается как Вы и догадались у того самого Т - образного здания, центра шестигранника! Всё, приехали! Правда всё это какое-то невзрачное и если Вы что-то и увидите, то с большим трудом!!! А как же посмотреть? Ну... Это только издалека и то по чуть-чуть... Ну, что, настаиваете на просмотр? Ну, ладно, сами напросились... Опустимся на Юг от всех дорого и найдём некую ДИВИНКУ... На восток от Болотного. Увеличим до появления главной улицы Дивинки. Улица засветится и будет состоять из трёх кусочков. возьмём тот, самый короткий. Тот который посередине и поместим на самый верхний (северный) край жёлтого человечка. Появится панорама. Покрутитесь и увидите совсем близко мачту. Но это не из тех, а мачта (вышка сотовой связи). Увеличьте снимок и пододвиньте мачту ближе к левому краю. Притемните изображение до вечернего вида и? И на горизонте увидите те самые мачты-антенны. Правда только очертания... Ведь расстояние от Дивинки до шестигранника где-то около 8 км. по прямой.

   И если станции «Чайки» работают на длинных волнах (100 кГц), то у «Альфы» на сверхдлинных. Особенность которых почти круглосуточно, огибая поверхность земли и проникая в воду (это про подводные лодки которое!) дают возможность определяться всем желающим... Передатчики этих станций излучают последовательности сигналов длительностью 3,6 с на частотах 11,905 кГц, 12,649 кГц и 14,881 кГц. Что это за частоты? Человеческое ухо может воспринимать звуки в среднем от 30 до 20000 герц. или до 20 кГц. То есть если перевести с электричества на звук, то мы эти станции услышим напрямую! А теперь, внимание! Гидролокаторы работают на частотах звуковых и ультразвуковых от 4 до 40 кГц. И это неспроста! На рис.1 Вы видите структуру радиоимпульса излучаемого станцией. ХТО — характерная точка радиоимпульса. С этой точки и далее начинается фазовое сравнение сигналов. Соединив вершины нашей синусоиды мы получим огибающую (синего цвета). Фишка всей этой затеи в том, что вторая производная нашей огибающей в точке окончания третьего импульса равна нулю! А раз нам это пытаются втюхать, то? То на эту точку и ориентируется система в момент измерения дальности?!

   При желании Вы можете как увидеть, так и услышать работу как «LORAN-ЧАЙКИ», так и «АЛЬФЫ» вот здесь:  http://websdr.ewi.utwente.nl:8901/

Для тех кто очень заинтересовался но не может справиться со всякими кнопками, вот здесь более подробно: http://www.proza.ru/2017/03/30/1411

На рис.4 врезка фото сделанное мной: работа «LORAN-ЧАЙКА», а на врезке рис.7 предположительно работа «АЛЬФЫ» (РСДН-20)??? Сигнал очень слабый... На рис.8 связной радиоприёмник «Волна», а на рис.4 часть его шкалы. В 60-м такой видел в радиорубке нашего теплохода. Возможно он и предназначен для водного транспорта и военного естественно. Его можно увидеть и в музее «Подводная лодка С-189» в Питере (возможно и в других?). Но меня удивило наличие в приёмнике двух диапазонов: длинноволнового, №2 и сверхдлинноволнового, №1. И частоты 100 и 12 кГц!!! Это же рабочие частоты «Альфы» и «Чайки». Оно конечно прямо на самом приёмнике Вы ничего не увидите, а вот получить информацию (для подводных лодок) можно и за 10000 км.

   На этой вот мини-лекции мы с Вами и закончим тему «Радионавигация». Всем, во всём я желаю успеха!


Рецензии
Владимир, спасибо за лекцию! Скажу честно, тема не моя, но я понял суть и поделюсь своими личными впечатлениями.
Я написал про Карачев статью в 2019 г. Через три года в мае месяце вновь приехал в Карачев. Хотел кое-что посмотреть по поводу 50-ой Армии. Она была окружена и выходила к своим в октябре 1941 г. В общем, иду я в лес, но до места не дошёл. Там было то, что Вы опичываете. Дорогу перекрыли и меня не пустили.
С уважением!

Ершов Максим Александрович   20.07.2024 10:23     Заявить о нарушении
Спасибо Максим Александрович! Вам повезло, Вас даже не пустили, а я и близко не был. Только по разным источникам. Хотя Вы не много и потеряли, ничего там интересного, одни мачты, да провода... Всего Вам доброго!!! С уважением!!!

Владимир Сысолятин   20.07.2024 11:37   Заявить о нарушении