Тайна михайловского золота

На сегодняшний день численность города Михайловска (кто-то из чиновников перепутал в свое время условные знаки на карте и присвоил это название селу Шпаковка, расположенному в Ставропольской губернии) перешагнула через отметку в 85 тысяч человек и продолжает расти. В среднем, начиная с 2010 года, количество его жителей с каждым годом в среднем увеличивается на 3 тысячи человек.
     Благодаря этому появляются новые улицы, строятся многоэтажки и коттеджи. Границы города расширяются, вносятся изменения в генеральный план. Кого же может не обрадовать такое положение дел? Ведь, раз строится жилье, значит, платятся налоги в бюджет государства. В общем, на первый взгляд может показаться, что только равнодушного человека, не верящего в прогресс бывшего села, могут не радовать успехи роста Михайловска.
     Но, как говорится, каждая медаль имеет две стороны. И не так оптимистично настроен заместитель председателя Общественной палаты Шпаковского района Василий Болгов, как многие ставропольцы.
КОГДА БЬЮТ В КОЛОКОЛ
«Так, в чем же суть вашей озабоченности?», - спросил я при встрече Василия Васильевича, когда он приехал в Ставрополь для беседы со-мной.
- Вопрос очень сложный. Здесь однозначно нельзя сказать, как все хорошо, или как все плохо. Дело в том, что раньше, задолго до начала строительства жилых объектов, сначала производились не только геодезические расчеты, но и составлялся полный план общей застройки. Учитывались такие моменты как, канализационные магистрали, местонахождения очистных сооружений, дальнейший вывод использованной и уже очищенной воды в природную среду. Причем, производились подобные работы, с далекой перспективой на будущее. Учитывался и тот факт, какие сооружения будут возводиться вблизи строящихся объектов в дальнейшем.
- А что же теперь? Как застраивается ваш город?    
- Мне, как общественнику, кажется, что без особого учета интересов горожан. Дело в том, что центральная канализация в Михайловске развита плохо. Есть она далеко не во всех районах. Жильцам приходится иметь у себя во дворах выгребные ямы. А их, в свою очередь, периодически вычищать, при помощи специальных служб. Вывозят они нечистоты за город и сливают в колодец, сооруженный на магистрали центральной канализации.
     Хотелось бы отметить, что она строилась еще в 70-ые годы прошлого века и ни разу не модернизировалась. Не мудрено, что в последние годы ее системы не справляются с тем количеством канализационных вод, которые в нее поступают. Причем, так же не справляются и наши старые городские очистные сооружения.
- Каков же ваш прогноз на возможную будущую экологическую ситуацию?    
     Дело усугубляется тем фактом, что в Михайловске идет масштабная застройка его районов многоквартирными домами. Подключаются они, естественно, к центральной канализации. К примеру, в жилом комплексе «Гармония», на данный момент, уже проживает порядка 10 тысяч человек. А в планах у застройщика, довести эту цифру до 40 тысяч. Причем, загруженность центральной канализации и очистных сооружений, во внимание не берется. Но и без учета «Гармонии» в Михайловске все больше и больше многоквартирных домов. Поэтому, вряд ли ошибусь, если скажу, что прогнозы весьма не утешительные. Но об их истинном масштабе можно лишь догадываться.
- Он, по-вашему, так огромен?    
     Получается, что, во-первых, с одного только микрорайона многоэтажек, в устаревшую канализационную систему попадает большое количество как твердых, так и жидких отходов. Причем, не ясно, насколько подконтролен этот процесс экологическими ведомствами? А, во-вторых, куда в итоге девается не менее колоссальное количество отходов с частного сектора, учитывая, что далеко не все ассенизаторы довозят содержимое своих цистерн до так называемого колодца?
- Почему?
     Да потому что, для них этот процесс связан с определенными расходами. И если человеческая жадность пересиливает нравственность, то на сохранность природной среды уже внимание никто не обращает. Я сам живу в частном доме с выгребной ямой. Периодически мне приходится ее чистить. Для этого я, как и все жители города, вызываю ассенизатора. Их у нас раньше в шутку называли «золотниками».
     С одним из них я как-то разговорился и спросил его, куда он выливает свое «золото», в колодец за городом? Парень ответил, что, нет, туда он не ездит. На мой вопрос, а куда же тогда, он, улыбаясь, сказал, что везет к себе на огород. Как одобрение. Конечно же, парень лукавил. Никто не станет выливать на свои грядки воду, которую использовала та же стиральная машина.
- А куда же?    
- Не знаю, куда выливает именно он, но мне не раз приходилось наблюдать в полевых лесополосах подобные лужи. А все в природе, как известно, взаимосвязано. И где нам аукнется еще эта мыльная водица – неизвестно. Но кое-что ясно точно. По Михайловску и за городом протекает река Чла. Она вбирает в себя на всем своем пути подземные и грунтовые воды. А, примерно, в восьмистах метрах от города лежат два пруда. Которые так же питаются подземными водами. А дальше, протекающая через них Чла впадает в реку Ташла, которая разносит свои потоки чуть ли не по всему краю, беря во внимание тот факт, куда она впадает уже сама.
- Но вы как-то пытаетесь бороться с происходящим?
- На данный момент Общественной палатой Шпаковского района подан запрос в администрацию Михайловска, с просьбой объяснить нам, что руководство города собирается предпринимать в будущем для урегулирования вопроса по центральной канализации? Предусмотрены ли на будущее какие-нибудь работы по ее ремонту, реконструкции или же расширению? Там же мы просим градоначальников принять во внимание и всю проблематику, связанную с ветхостью очистных сооружений.
     Правда, мы опасаемся того, что уже в который раз, можем получить от администрации города не полноценный ответ на запрос, а лишь отписку. Такое часто сейчас практикуется. Кроме этого, мы обращались в санэпидемстанцию краевого центра. Однако нам ответили, что функции проведения проверок, на данный момент, уже не входят в компетенцию данного органа.
     Были мы и в Роспотребнадзоре. Но его сотрудники, как оказалось, не принимают жалобы от общественных организаций. В общем, ходим по кругу. А ведь именно этими вопросами, задаваемыми нами чиновникам различных структур, очень интересуются многие жители Михайловска. Которых наша Палата и представляет. Знают ли региональные власти о том, что твориться в Михайловске? Подозревают ли о грядущей катастрофе?
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО АИДА
     Для того, чтобы воочию убедиться в масштабах возможного в скором времени экологического коллапса, я, вооружившись фотоаппаратом, выехал в город Михайловск. Первым делом отправился в местное отделение водоканала, в надежде побеседовать с каким-нибудь дежурным диспетчером. Правда, в административном здании никого не оказалось. Но мне удалось поговорить с охранником, несшим караул у ворот во двор. Прежде всего, я узнал у него, куда именно выливают Михайловские «золотники» свое «добро». Оказалось, что в районе конечной остановки 1-ой и 101-ой маршруток.
     Ориентируясь на местности с помощью обоняния, я без труда добрался до предполагаемого колодца с мертвой водой. Под его каменной плитой хорошо слышался шум мощной подземной реки, готовой вот-вот вырваться наружу. Казалось, что внизу ревет сама преисподняя. А через какое-то время к этому месту одна за другой подъехали две ассенизаторские машины. Без лишних слов, жрецы Посейдона размотали шланги своих колесниц и стали вставлять их в щели подземного царства. «Жидкое золото» полилось вовнутрь, данью властителю адских подземелий.
     В разговоре с «золотниками» выяснилось, что они, за свои деньги, собираются в будущем отремонтировать часть дороги, ведущей к этому колодцу, которая, и в правду, выглядела так, словно не чинилась со времен греческих колоний Причерноморья. Кроме того, ассенизаторы признались, что самостоятельно часто ремонтируют и сам колодец. Теперь мне стало ясно, почему не все их коллеги спешат сюда на разгрузку. Видимо, у этих людей существует что-то вроде своего профсоюза. С членскими взносами. И «золотники», что поэкономнее, предпочитают в него не вступать.
     На мой вопрос по поводу сильной загруженности центральной Михайловской канализации, служители древнего водного божества выразили свое возмущение. Мол, вопрос о работе этой магистрали, находится не в их компетенции. Далее они признались, что река нечистот и в правду еле сдерживается в границах своего подземного русла, но есть у них в городе и более существенная проблема. Это огромных размеров выгребная яма, расположенная за городом, в которую идет незаконный слив используемой воды, и не только, с такого района, как Вилла Нова. Теперь мой путь лежал именно туда.
     Стоит сразу упомянуть, что Вилла Нова, раскинувшаяся на окраине Михайловска, по праву могла бы претендовать на элитный городской поселок, как когда-то и планировалось. Если бы не ряд тяжких причин, тянущих ее в самый низ иерархии хуторских поселений. Сразу бросилось в глаза полное отсутствие асфальтированных дорог. Их здесь нет совсем.
     А все грунтовые дороги, как ведущие к самому коттеджному району, так и проходящие между домами, сплошь покрыты кратерами, по примеру поверхности Луны. То есть, ни ездить, ни ходить по ним практически невозможно. А одна из грунтовых дорог, ведущая к Вилле из города, по правой стороне обочины сплошь завалена мусором. В пакетах.
     Судя по всему, спешащие на работу в Михайловск счастливые новоселы, его выкидывают прямо из окон своих автомобилей, не сбавляя скорости. Иначе бы мусорные пакеты лежали не так близко к дороге. Многие из них разорваны бродячими собаками, мусор разбросан по округе. А животные «пасутся» по близости.
     При виде всего этого, в голове мелькает вопрос, а как, интересно, с ростом этой стихийной свалки борются местные градоначальники? И сразу же, как бы ответом на вопрос, на глаза попадается стоящий среди гор отходов не большой деревянный щиток с надписью: «Кто бросает мусор, тот урод». Ну, хоть что-то делают, можно отметить не без благодарности.
     В самом поселке, я пообщался с местными его жителями. Оказалось, что многие из них, объединившись, заключили договора с компаниями, специализирующимися на вывозе мусора. Получили пластмассовые контейнеры, сами за них платят, и не позволяют выкидывать в них мусор другим своим соседям, не проголосовавших рублем за сохранение экологической среды своего обитания.
     Вот те-то жильцы, коих здесь большинство, видимо на зло порядочным соседям, и засеяли полными целлофановыми пакетами всю обочину. А зачем в город везти, искать мусорные баки, тратить время? А возможно, что это часть их борьбы с городской администрацией, которая не спешит им строить нормальные дороги. Мол, раз вы нам асфальт ложить не хотите, то мы вам здесь все отходами и закидаем. А на то, что их дети живут и гуляют рядом с этой свалкой, их абсолютно не смущает. Возможно, что те и привыкли уже.
     Что касается канализации. Во дворах многих домов имеются выгребные ямы. Эта схема ясна. Но вот у некоторых, расположенных на центральных улицах, якобы имеется выход в городскую канализацию. Это, например, Георгиевская и Еремина. По крайне мере, так им сказал застройщик при продаже домов. И, разумеется, повысил на них цену. Но это не совсем так. Точнее, совсем не так.
     Выйдя за окраину Виллы, я обнаружил, на некотором расстоянии друг от друга, ряд мыльных луж. Догадываясь, что это и есть следы местной канализации, отправился в сторону полей, ориентируясь по этим дурно пахнущим болотцам. Примерно, в полутора километрах от коттеджного поселка, я и наткнулся на настоящее мертвое море, способное уничтожить все живое в районе. Это был конечный пункт местной «центральной» канализации.
     В землю здесь вкопана какая-то большая емкость. И она давно уже переполнена. Над ней возвышается маленький сарай. Колодец этой системы, выполненный в виде бетонной плиты, еле видим от заливших его нечистот. Стоит характерный запах порошка и испражнений. От «моря» отходит целая река, устремляющаяся в непосредственно сельскохозяйственные угодья. По всему его пути – серии мелких озер, покрытых мыльной пеной. Причем, такого рода озера сплошь покрывают и поля, на которых уже взошли какие-то культуры.
     Трава, растущая возле грязной речки, частично выжжена. А метрах в пятистах от эпицентра разлива зловонной жижи находится большой пруд. Вряд ли его воды избежали контакта с жидким «золотом». И пока рыбаки, делая вид, что ничего не замечают, проносятся на внедорожниках к этому самому пруду, сточные воды канализации все больше и больше разливаются по округе, отравляя и землю, и воду, и посевы. Которые, так или иначе, будут собраны в районе августа месяца и свезены на элеваторы. Потому что в этих краях принято экономить. 
     Не вселяет оптимизма и стоящая возле этого места, где из-под земли хлещет «михайловское золото» гудящая трансформаторная будка. Она, вероятно, входит в инфраструктуру проведенной рядом линии электропередач. А вокруг нее хлещут волны «мертвого моря», подбираясь к ней все ближе и ближе. Тишину нарушает лишь глухой шум ее работы, да легкий ветерок. Окружающее воспринимается, как затишье перед бурей. А впереди – самый настоящий апокалипсис. Который уже начался.


Рецензии
Знаете, что самое печальное? Что многие знают об этой проблеме, но, увы, никто не хочет этот вопрос поднимать. Видимо, каждый надеется, что "само рассосётся".

Пятнистая Нэко   03.09.2018 18:55     Заявить о нарушении
Всем чинушам нужна сеюминутная выгода. А не проекты общего блага. Хочу пригласить вас в один дистанционный проект. Вы есть в ВК?

Герман Фильберт   03.09.2018 21:40   Заявить о нарушении
Да, есть. Спасибо.

Пятнистая Нэко   04.09.2018 08:47   Заявить о нарушении
киньте ссылку на страницу

Герман Фильберт   05.09.2018 09:37   Заявить о нарушении