Ефремово, Ефрем, Ефраим - этимология

1) Существующая этимология

Эфраим (Ефраим; др.-евр. «плодовитый») — древнееврейское имя, от которого произошло распространенное русское имя Ефрем и фамилия Ефремов.

Колено Ефремово (Эфраимово, ивр...) — одно из колен Израилевых, родоначальник  Ефрем (Эфраим), младший сын Иосифа, который родился в Египте; занимало одну из лучших и плодородных частей земли Обетованной.

В православии почитаются святые, носящие имя Ефрем.

* Преподобный Ефрем Сирин (306-373) — богослов, гимнограф (400 гимнов), в русской иконографии образ святого предположительно выделяют с XIII века.
* Преподобный Ефрем Перекомский (1412-1492) — православный святой, основатель Перекомского монастыря под Новгородом, канонизирован в 1549 г.
* Преподобный Ефрем Малый (ум. 1101 г.) — грузинский богослов и церковный писатель.
* Преподобный Ефрем Новоторжский — православный святой, основатель Борисоглебского монастыря в Торжке, XI век, канонизирован в XVI веке.

2) Современная топонимика
 
Ефремово — деревня в Каргопольском районе Архангельской области.
Ефремово — деревня в Киржачском районе Владимирской области. Упоминание о деревне Ефремово содержится в грамоте великого князя Ивана Васильевича 1456 года.
Ефремово — деревня в Верхнеландеховском районе Ивановской области.
Ефремово — деревня в Лежневском районе Ивановской области.
Ефремово — деревня в Мосальском районе Калужской области.

Ефремово — деревня в Шатурском районе Московской области; известна по источникам с 1648 г. В письменных источниках деревня упоминается как Ефремовская, Афремкова, Афремова или Ефремова. Название связано с календарным личным именем Ефрем или фамилией Ефремов.

Ефремово — деревня в Навашинском районе Нижегородской области. Упоминается в составе Спас-Седчинского прихода имеется в окладных книгах 1676, 37 крестьянских дворов.

Ефремово — деревня в Мошенском районе Новгородской области.
Ефремово — деревня в Чудовском районе Новгородской области.
Ефремово — деревня в Покровском районе Орловской области.
Ефремово — деревня в Каснянском сельском поселении Вяземского района Смоленской области.
Ефремово — деревня в Гагаринском районе Смоленской области.
Ефремово — деревня в Руднянском районе Смоленской области.
Ефремово — деревня в Западнодвинском районе Тверской области.
Ефремово — деревня в Пеновском районе Тверской области.
Ефремово — деревня в Рамешковском районе Тверской области.
Ефремово — деревня в Торжокском районе Тверской области.
Ефремово — деревня в Кезском районе Удмуртии.
Ефремово — деревня в Красногорском районе Удмуртии.
Ефремово — село в Амгинском улусе Якутии.
Ефремово — село в Угличском районе Ярославской области.
Ефремово — деревня в Ярославском районе Ярославской области.

Ефремово-Степановка – слобода в Тарасовском р-не Ростовской обл., осн. 1720 г.
«Слобода Ефремово-Степановка была основана Степаном Ефремовым. Но из летописи известно, что предок Ефремовых московский купец 1-ой гильдии Ефрем Петров побывал на этих землях еще во второй половине 17 в. Здесь он и похоронен — на кладбище до недавних пор находилась надгробная плита «Ефрем 1614 – 1697»; Этот факт был задокументирован краеведом Кириллом Кугатовым».
Ефремовская — деревня в Котласском районе Архангельской области.
Ефремовская — деревня в Кирилловском районе Вологодской области.
Ефремовская — деревня в Егорьевском районе Московской области. В письменных источниках деревня упоминается как Зевнево (1554 год), Офремовская (1577 год), Ефремовская (1627 год). До XVIII века изредка в документах встречалось наименование Ефремовская, Зевнево тож, но с 1763 года название Ефремовская стало единственным.
Ефремовская — слобода в Болховском районе Орловской области.

Ефремов – город, Тульская обл., осн. в 1637 г.  В период колонизации Черноземья в XVII веке владельцем Ефремовского леса становится дворянин Иван Тургенев, который в 1630-х годах основал деревню Ефремовскую (по другим данным — сельцо Ефремовское). По указу царя Михаила Фёдоровича в 1637 году произведена реконструкция Тульской засечной черты, в ходе которой в Ефремовской был построен дубовый острог.

Ефремовский — хутор в Клетском районе Волгоградской области, существовал до 1873 г.
Ефремовский — хутор в Матвеево-Курганском районе Ростовской области.

3) Топонимика XIX века. Списки населенных мест Российской Империи, 1852-1914 гг.
http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=&full=1

Ефремово – Мещовский уезд Калужской губернии, 1859 г.
Ефремово - Тверской уезд Тверской губернии, 1859 г.
Ефремово – Новоторжский уезд Тверской губернии, 1859 г.
Ефремово – Осташковский уезд Тверской губернии, 1859 г.
Ефремово - Романово-Борисоглебский уезд Ярославская губерния,  1859 г.
Ефремово - Угличский уезд Ярославская губерния, 1859 г.
Ефремово – Муромский уезд Владимирской губернии, 1859 г.
Ефремово – Волоколамский уезд  Московской губернии 1862 г.
Ефремово (2) - Мосальский уезд Калужской губернии, 1914 г.
Ефремово (2) – Ярославский уезд Ярославская губерния,  1859 г.
Ефремово (2) – Покровский уезд  Владимирской губернии, 1859 г.
Ефремово (3) – Шуйский уезд  Владимирской губернии,  1859 г.
Ефремовская - Керенский уезд  Пензенской губернии, 1864 г.
Ефремовская (2) – Шенкурский уезд Архангельской губернии, 1859 г.
Ефремовская (2) – Егорьевский уезд Рязанской губернии, 1859 г.
Ефремовское – Мещовский уезд  Калужской губернии,  1859 г.
Ефремовское (2) – Пронский уезд Рязанской губернии, 1859 г.
Ефремовское (Карманово) – Мещовский уезд Калужской губернии, 1914 г.

4) Применение топонима и имени в русской литературе и актах. Национальный корпус русского языка

* В церковнославянский Библии -  Ефраим и Ефрем.

* Новгородская Карамзинская летопись. Вторая выборка (1400-1450): «Заложи в Переяславле Ефрем митрополит церковь на вратех градных святого Феодора, и другую церковь святого Андрея у церкви от врат».

* Архиепископ Ефрем. Данная ростовского архиеп. Ефрема Тр.-Сергиева м-ря иг. Зиновию на пустошь в Савине стану Ростов. у (1434.06.17): «Се яз, Ефрем, владыка ростовский и ярославский, дал есми святой Троице в Сергиев монастырь игумену Зиновью и с братьею пустошь домовную святые Богородицы в Карачеве, у святого Дмитрея, с лесы и с пожнями, со всем с тем, что к той пустоши издавна потягло».

* Поучение Даниила, митрополита всея Руси (1522-1539): «Подобно же сим и святый Ефрем глаголеть, яко не подобает играти и глумитися, якоже и священная правила глаголют, яко ходяй на игрище со идолослужители имат часть».

* Переписная книга Лопотова монастыря (1701.09.06): «Сундук, а в нем книги печатные в десть в переплете: два Евангелия воскресных, восмь Миней месячных, два Пролога во весь год, две Триоди постных, Триодь цветная, Полууставье старое, два Октая, три Псалтири со возследованием, Библия, «Обед душевный», Минея общая с праздниками, надвое розплетена, Требник, Трефолой, Апостол, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник. Евангелие напрестольное писмяное в десть, покрыто крашениной цветной, Спасов образ и евангелисты медные басемные, ветхи».

* Данная кнг. Евфросиньи, вдовы кн. Дмитрия Васильевича Небогатого, Иос.-Вол. монастыря иг. Даниилу на сельцо Столбично-Мисюревское с дер. Клинск. у (1517.02.11): «Се яз, княж Дмитреева Васильевича княгиня Ефросинья, дала есми в дом пречистые борогодици успениа Иосифова манастыря игумену Данилу з братьею … в Клинском уезде свое сельцо Столбично-Мисюревское и з деревнями, деревня Самково, деревня Руново, деревня Ефремово».

* Жалованная грамота ц. Ивана Васильевича арх. Чудова монастыря Левкию на монастырские вотчины (1556.05.28): «да в Углецком уезде в Городцком стану село Ефремово».

5) Обобщение и вывод

Имя Ефраим и производное Ефрем отмечены в Библии на церковнославянском языке. Русское распространенное (духовенство, светская власть, простонародье) имя Ефрем зафиксировано в письменных актах с XV века, топонимика (Ефремово) зарегистрирована с начала XVI века. Данный факт сообщает, что на территории Руси было повсеместно организовано обучение населения теологии иудеохристианства; нельзя же верить и ничего о религии и истории ВЕРЫ не знать.

а) Библейская топонимика

* Гора Эфраимова (гора Ефремова). БЭАН: «Нав 17:15, 20:7, находились к югу от долины Ездрилонской. Это название было дано цепи холмов, тянувшейся по южной границе удела колена Ефремова. Они состоят из покрытых лесами горных хребтов, пересекаемых длинными и плодоносными равнинами, за исключением впрочем горного хребта, лежащего по направлению к Иордану, который очень скалист и неудобен для восхождения».

* Эфраим (Ефраим) — город близ пустыни Иерихонской, в колене Ефремовом. БЭАН: «От Иоанна 11:54 — городок, бывший верстах в 15 на севере от Иерусалима, подле дикой и страшной от разбоев пустыни, в которой по преданию Господь постился 40 дней после крещения».

* Лес Эфраима (Ефремов лес), БЭАН: (2Цар 18:6) — местность, первоначально назначенная сынам Иосифа, была страна лесистая (Нав 17:10—16), и, вероятно, часть ее, оставшаяся не расчищенною, называлась лесом Ефремовым (1Цар 14:25—26, 4Цар 1:24). Другая подобная же местность лежала на западе от Иордана, близ Иависа Галаадского, и исторически замечательна битвою между Давидом и Авессаломом (2Цар 18:6), которая кончилась погибелью Авессалома».

б) Библейские образы

* Бытие 41:52: «А другому нарек имя: Ефрем, потому что говорил он Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего».

* Бытие 48:20: «И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии».

* Иисус Навин 16:10: «Но Ефремляне не изгнали Хананеев, живших в Газере; посему Хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань».

* Иисус Навин 17:15: «Иисус сказал им: если ты многолюден, то пойди в леса и там, в земле Ферезеев и Рефаимов, расчисти себе место, если гора Ефремова для тебя тесна».

* 2-я Царств 18:6: «И вышли люди в поле навстречу Израильтянам, и было сражение в лесу Ефремовом».

* Неемия 8:16: «И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот».

Таким образом, русское имя Ефрем, фамилия Ефремов и топонимы Ефремов, Ефремово,  образованы от  библейского имени ЕФРАИМ. Этот историко-лингвистический факт мы может отнести к религиозно-культурной деятельности русской православной Церкви.
 
В результате церковного обучения и воспитания населения  в духе иудеохристианства: молитва, проповедь, религиозные праздники, недельные, месячные и годовые циклы изучения Святого Писания, в лексикон русского языка вбрасывались слова-понятия сакрального иврита. Многократные повторения имени или термина сначала в устной речи, а затем и в письменной форме способствовали его ЗАПОМИНАНИЮ (формируется долговременная память).  Других институтов способных тиражировать и сохранять имя или термин на гигантском пространстве и во времени история не находит.

26.7.2018 г.


Рецензии