Как Онегин к фашистам попал

Отзвенел Последний звонок, отшумели в эйфории свободы выпускные вечера, закончилось нервно-тягучее ожидание результатов ЕГЭ, и выпускники школ, гимназий и лицеев ринулись покорять Олимп высшего образования. Пока будущие экономисты, юристы, врачи, педагоги и пр., «возбужденные победой»* над экзаменами, ждут приказов о зачислении в вузы, учителя, методисты и эксперты, смахнув слёзы и протерев запотевшие от проверки выпускных работ очки, засели за написание аналитических справок и отчетов по результатам единого государственного экзамена.

(*далее по тексту будем заключать в кавычки слова и выражения, взятые из сочинений выпускников)

Так как тексты сочинений по русскому языку, который сдавали все выпускники в обязательном порядке, «тронули меня заживо», а я сама «заимела новые грани мироощущения», то невозможно не поделиться своими впечатлениями от уровня и степени образованности сегодняшних выпускников, в жизни которых «роль книги играет большую важность и смысловую нагрузку». Видимо, с этой важностью и смысловой нагрузкой они станут овладевать профессиями экономистов, юристов, врачей и т.д. Ждем приказов о зачислении…

Не будем вдаваться в тонкости единого экзамена по русскому языку – по языку, который является для нас родным, на котором мы говорим, думаем, пишем, объясняемся в любви, с помощью которого воспитываем своих детей, на котором издаем законы и составляем пояснительные записки к проектам, описываем течение болезни и объясняем законы мироздания… Речь сейчас не столько о правилах грамматики, сколько о способности современных выпускников выразить свою мысль по поводу предложенного для размышления текста (всего лишь одна страничка!) и соотнести со своим опытом (в том числе читательским) то, что они поняли из прочитанного. Всего лишь 150-250 слов собственных раздумий!

Что могу сказать о внутреннем мире современного молодого человека, который убежден, что «книги не только переворачивают с ног до головы сознание, но и спасают жизни»?

Прежде всего, он, наш вчерашний школьник, патриот – любит свою «родную Родину», потому что «родной край навсегда отпечатывается в сердце и разуме» и «с самого раннего детства закрадывается в нашу душу», более того, «каждый человек начинается с любви к Родине», «каждый пронизан любовью к Родине». По-разному, конечно, «пронизан» этой любовью, вот например, природу наши дети любят, «но кто-то тихо, а кто-то громко», ведь «природа открыла ему глаза» и он, наш современный молодой человек, понял: «природа окружает нас повсюду, будь то леса, поля или просто животные», «стоит увидеть красоту природы, тут же в нее влюбишься, и она не сможет от нас ускользнуть».

Бедность, однообразие языка, алогизм мыслей полностью компенсируется у авторов сочинений стремлением «излить свою душу чернилами» и «в качестве аргумента своим словам» выдать безапелляционное утверждение: «Родина – часть тебя самого, ты находишь себя в каждом дереве, в каждом листочке, в каждой травинке», поэтому «сформировать настоящего человека, вырастить его под силу только родным полям, рекам, озёрам, деревьям». Так что родители могут не беспокоиться по поводу воспитания своих чад: есть кому (или чему?) заменить их, сгорающих на нескольких работах в добывании средств существования.

Вы еще обвиняете нашу молодежь в космополитизме и стойком желании уехать в страны развитого капитализма? Зря. «Родина заняла огромный кусок в сердце» молодого поколения, «и каждый будет за него бороться, ибо жить без сердца нельзя», а «посещение родины может вытянуть из нас разные мысли и рассуждения, которые потом помогут нам».

«Прекрасные чувства любви» рождаются «знакомостью пейзажев», «памятностью родных мест», любованием «стадом отлетающих журавлей», «каждым растущим в доме деревцем»… Именно поэтому, «хранив в себе воспоминания» о «местах рождения», вчерашние выпускники готовы «ворачиваться на родину» снова и снова, они «не могут не нарадоваться возвращению домой».

«Для нас родина будет та, где родились» - лейтмотив сочинений, посвященных проблеме отношения к Родине. Так что, с гражданской позицией у наших выпускников полный порядок. Готова подтвердить это и другими примерами, т.е. «закреплю свое мнение аргументом».

Активная гражданская позиция и «чувство гуманной человечности» авторов сочинений проявляется в осуждении грубости, хамства, равнодушия, отсутствия «капельки этикета по отношению к взрослым». Им «не хватает совести пройти мимо» «помощи к окружающим людям», потому что беспокоит «проблема человечности и расчеловечивания», ведь «за последние несколько десятилетий этот мир перевернулся» и «люди стали хладнокровны друг к другу», а «в нашей речи пропали такие формы общения, как вежливость и сострадание». «Торопятся куда-то, вечно недовольные, даже нету времени сказать «здравствуйте» или «спасибо». Где эта вежливость между людьми? Потерянное поколение» - делает вывод восемнадцатилетний автор.

Размышляя над проблемами современности, наши дети осуждают чёрствость Насти (героини рассказа Паустовского), к которой «вдруг пришла телеграмма», и эгоизм «людей с равнодушными лицами, на которых были пустые глаза»; считают, что «нельзя оставаться бездейственными» - «надо защищать животных редких видов от охотников, которые подвергают их вымиранию».

А как они сочувствуют Матрене («Матренин двор» Солженицын, или Солженитский – кто его разберёт?),  которая «отдавала себя социуму, работая на него изо всех сил»!
Им жаль Иона, чеховского героя, страдающего от одиночества, вынужденного «высказаться своей лошадке, которая заботливо выслушала его».
Не могут наши юноши и девушки остаться равнодушными к судьбе бедного Акакия Акакиевича: несчастный «пожелал купить себе шинель и поэтому экономил на всем – еде, воде и электричестве», а потом «ходил по станциям [т.е. - инстанциям] и просил, чтобы нашли преступников и вернули шинель». Итог жизни гоголевского персонажа печален: «герой рассказа «Шинель» Алексей Николаевич умер от того, что никто не обращал внимания на его проблему», да и вообще забыли, как зовут беднягу.

Конечно, преступление Раскольникова «отлично подойдет» для аргументации собственного мнения выпускника в ходе рассуждений о нравственной проблематике произведений и раздумий над социальными проблемами: «Раскольников решился на преступление, тем самым подавив в себе сострадание. В результате он получил угрызения и параною, но не богатство». Не беда, что Раскольникова звали Фёдором, а автор романа «Преступление и наказание» (или «Война и мир»?) так до конца и не установлен – то ли Толстой его написал, то ли Шолохов, то ли Михаил Достоевский… не суть. Важнее нравственная оценка жизненной позиции «риторического героя»: «в произведении Толстого «Война и мир» Раскольников, боясь своей смерти, предает Родину» - это уже, видимо, произошло после того, как он решил убить «старуху-монетщицу», чтобы она не мучила хороших людей.

Вот, например, как не восхититься мужественным поступком Наташи (или Татьяны – опять не суть!) Ростовой (или Ростовской – тоже не суть), которая «во время пожара в Москве переплавляет раненых на плотах через реку», хотя нет, она «становится сестрой милосердия и организует подводы для вывоза раненых солдат – за это и становится счастливой»!

Но выпускники объективны по отношению к любимой героине Толстого (или Толстова? – ну, это уж кто как просклонял фамилию писателя): легкомысленность некоторых поступков Наташи осуждается молодежью. «Наташа обручилась с Андреем Балконским [т.е. Болконским], будучи девчонкой по натуре. Пока Андрей был на войне, она влюбилась в Анатоля и побежала с ним под венец в тот же вечер, как познакомилась с ним. Её остановили, и она рассорилась с Андреем, и из-за желания поскорее выйти замуж потеряла всё». Так-то…

Страницы истории и литературы под пером людей «с разветвленным будущим» (то бишь авторов экзаменационных сочинений) превращаются в сюрреалистические сцены театра абсурда: засоренное мусором интернетных «сочинений на 100 баллов» и кратким содержанием произведений отечественных и зарубежных классиков, сознание выпускников выдает неожиданный результат.

Без комментариев и в оригинале:

«Ломоносов сбежал из дома в Москву, он поступил  в институт, выучился, несмотря на издевательства одногрупников и стал профессором химии»

«В одном из боев Кутузов отвлек на себя всю армию французов, почти в одиночку, чтобы пришло подкрепление»

«В «Вишневом саду» мы видим, как в этом доме медленно выносятся элементы декора, причем у них есть возможность сохранить свое фамильное гнездо, но из-за невежества, глупости и неумения копить деньги они его лишаются»

«Гринев отдал свою шинель замерзающему бродяге. Бродягой оказался революционер Пугачев»

«Сусанин стал героем посмертно; мужчина был причислен к лику святых»

«В «Грозе» Распутина, где Варвара вышла замуж, то ее свекровь не взлюбила сноху сразу, она не обращала на неё не какого внимания, и всегда жаловалась сыну, но Варвара была стерпима что она всегда молчала и некогда не возражала»

«Алексей Матроскин, который во время битвы за Сталинград бросился на немецкий командтанк с коктелем Молотова в руке…»

«Мцыри был цыган, отбившись от табора, он поселился в монастыре»

«Благодаря прочитанным книгам Спартак выработал тактику боя»

«Швабрин встал на сторону немецких захватчиков»

«Герой «Повести о настоящем человеке» Юрия Яковлева отказался пить за родину»

«В произведении Гончарова «Горе от ума» главный герой Базаров не хочет читать, ему лень даже слушать, когда ему читает его слуга Захар»

Больше всех досталось Онегину. Попробую составить собирательный образ. «Когда Онегин попал с сотником [видимо, имеется в виду Сотников – герой повести В. Быкова] в плен к фашистам, он повел себя очень мужественно и ничего не сказал немцам, в отличие от своего горе-товарища». Онегин не только героически ведет себя в немецком плену, он «честно дает понять Наташе Ростовой, что не любит ее», убивает на дуэли подлеца Грушницкого, а потом много путешествует и «уезжает умирать в Турцию», «потеряв весь смысл этой жизни». Да, забыла сказать, что он герой поэмы Лермонтова.

Экзамены сданы, результаты получены, и теперь «племя младое, незнакомое» (это Пушкин сказал – я точно помню!), «задумывается вопросом» получения высшего профессионального образования, так как понимает, что «книги доведут прогресс человечества до верхнего края». Так пожелаем им, будущим юристам, экономистам, врачам, педагогам и пр., «не забыть всё то, что нажито необъятным трудом всего человечества»!

А вам, уважаемые мои читатели, представляю

Рекомендуемый список для чтения от выпускников 2018 года:

стихотворение Паустовского «Танкист»;
Б.Полевой «А зори здесь тихие» (возможны другие авторы – В.Астафьев, В.Распутин);
В. Высоцкий «В списках не значился»
Пушкин «Слепой музыкант»
поэма Обломова «Как закалялась сталь»
Василь Быков «Василий Теркин»
Борис Полевой «Герой нашего времени»
Бредбери «Поскриптум»
Островский «На дне»
Чехов «Повесть о настоящем человеке»
произведение «Сталин Гулаг»
повесть Солженицына «Прощание с Матерой»; возможно, это произведение Д.Лихачева (под другим названием: «Любовь с Матерой / Возвращение к МатерЕ / Матерая / Прощание с Матерью»)
рассказ Сотникова
Куприн «Вишневый сад»
А.П. Чехов «Тарас Бульба»


Рецензии
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.