Принц датский, Гамлет - действие 1, сцена 1

Принц датский, Гамлет
Хроники и вольный пересказ событий, пропущенных Шекспиром


Действующие лица:
Гамлет - принц датский.
Лемонидус - старый солдат-наёмник, товарищ отца Гамлета.
Гораций – друг Гамлета.
Молчун – просто кот.
Слуга.

Действие 1, Сцена 1

Замок датского короля, покои принца Гамлета. Тёмный зал, длинный стол, свеча на столе. За столом двое – принц Гамлет, и друг его покойного отца – старый рейтар Лемонидус…

Принц (задумчиво, с грустью)

Да… Вот, вопрос! И выпить есть,
И закусить довольно, но сердцу тяжело -
И пенное вино не в радость, и закуска…

Лемонидус (уже изрядно подвыпивший)

Ну… Вот, притча!
Грустить, когда бутылка на столе!

(Зовёт слугу)

Как там тебя…  Парнишка…

(Обращается к Гамлету)

Гамлет, Принц! Пристало ль, в пору эту,
Тебе стенать и плакать – ночь на дворе!
Вели подать ещё огня… темно,
Как в заднице у мавра.

Лемонидус берёт со стола бутылку, вертит её в руках…

Да и вина извольте приказать –  (презрительно) бутылка!
Тут на один глоток лихому ветерану
И выпивохе… Такому, хоть, как я!

Гамлет (задумчиво)

Пожалуй… Прикажу. И три, и пять,
И сколько пожелаешь… Тебе я очень рад,
Отцову другу, добрый Лемонидус!

Слуга приносит корзину с  вином и факел.

Гамлет

Оставь всё на столе, я сам! Возьми себе бутылку и ступай!

Слуга берёт бутылку, уходит

Гамлет

Нас двое – горе мы зальём
Отличным виноградным!
Где кубок твой, рейтАр?

Лемонидус (радостно потирая руки)

Вот, это - дело! ОжИл покойник!
Из могилы встал… Решимость на лице,
Как у солдата, что в кабак стремится,
Украв последний талер у девчонки,
С которой ночь провёл …
Лей – кубок мой помят, но не дырявый!
Полнее наливай! Ночь длинная –
Согреться не мешает – камин остыл давно,
А слуги у тебя – ленивые повесы! Воры…

Гамлет

Эх, Лемонидус! Ты не пеняй на
Скудное моё гостеприимство -
Не радость нынче мне. Я - только с похорон...

(Наливает вино)

Бери свой кубок, встань! Мы короля помянем.

Рейтар встаёт и молча пьёт. Пьёт и Гамлет.

Лемонидус (задумчиво)

Да-ааа… Тут чудеса – в тишайшем  королевстве Датском…
Ну, милые датчане! Откуда что берётся! …
 
Лемонидус наливает себе ещё, выпивает один, нехотя продолжает…

Я, давеча, на рынке, услышал пересуд
Торговок яблоками…
Идёт молва, что Клавдий - дядя твой,
Наш нынешний правитель, тут руку приложил –
Взял и налил отравы в ухо королю -
Отцу тебе, а  мне – приятелю,
Товарищу дел ратных…  Господину…

Оживляясь, продолжает

Вот это был король! И на мечах, и за столом, и…
Словом, был Титаном! А этот?!
И траур не начался – он в шелка,
В румяна... Кольца на руках – да девка
Маркитанка – скромней, честней и праведней его!
Вина не пьёт! Какой, поведай мне, король
Пренебрегает этим?! Я так тебе скажу: (шёпотом) измена.
Нормальным голосом
От нынешнего - ждать лишь яду в кружке.
Нечего сказать – красавец дядя твой…

Заходит слуга

Принц! К вам Гораций, друг ваш… И не один!
С котом-бездельником, чёрным, словно смоль…
Прикажете впустить обоих?

Гамлет и Лемонидус, вместе

Впустить, конечно!

Лемонидус улыбаясь, как бы про себя

Вот, наконец-то! Он в раз печаль разгонит
Учёным разговором – Гораций…
С его я тёткой дружен был… Ну, что за девка!
Огонь и порох! Красавица! Смешливою была,
Шутила всё над нами – твоим отцом и мной…
Теперь – почтенная матрона. Не подступись!
Но, временами, словечко молвит – что твой матрос,
Уволенный за пьянство! Ну! … (Хохочет, вспоминая)

Действие 1, Сцена 2.

Входит Гораций, на руках его сидит чёрный кот

Мой принц! Приветствую тебя!
И дядя Лемонидус? - Славно! Я к вам на огонёк –
Иду и вижу: в окошке узком свет,
Ну, думаю, не спят в покоях этих, раз свечи жгут…

Гамлет, улыбаясь, показывает на кота

Привет, Горацио! А это кто с тобой?
Представь нам друга!

Лемонидус, вглядываясь

Да это же Молчун! Его узнал я…
Повар наш, проныра - толстяк Симон,
Его пригрел на королевской кухне…
Но дядя ваш, не к ночи будь помянут,
Прогнать велел кота.

Гораций

Всё верно… Ваш батюшка, король,
Привёз его из дальнего похода
И повару отдал ради забавы…
Диковинный зверёк!

Гамлет

Да где ж вы повстречались?

Гораций

Иду я из казарм, и вижу, в темноте –
Горящие два глаза… Даже оробел!
Но приглядевшись, признал я Молчуна –
Сидел он на стене и наблюдал за мною…
Наверно, голоден, бедняга…

Лемонидус

А вот, на блюде – хлеб и дичь!
Тут хватит всем. И нам, и Молчуну.
Я крылышко ему подвину… Ешь, Котик…
Жаль, что ты вина не пьёшь, а то была б потеха!
А верно ль говорят, что эти твари божьи
Способны видеть то, что людям не дано?

Гамлет (заинтересовавшись)

Как это? О чём ты, Лемонидус?

Гораций

Он говорит о том, что видеть могут призраков они,
И выходцев из Ада. Святая правда!
Да, много есть тому примеров, а в книгах
Иных, там прямо говорится, что кошка –
Житель двух миров!

Гамлет

Да так ли? Верить ли всему, что пишут в книгах,
А пуще – говорят! Возможно ли?

Лемонидус

А вот тебе рассказ… (удивлённо)
Да что это с котом?! Шерсть дыбом,
Хвост торчком и когти выпустил,
Как будто что почуял… Утробным
Голосом нам что-то говорит…

Кот с мяуканьем убегает в темноту

Гамлет

Что это было, право? Эко диво -
Кот нам тревогу протрубил!
Ужели правду о них твердит молва,
И пишут в книгах светочи науки? 

Лемонидус

Мне холодно вдруг стало как-то,
И хмель слетел. ЧуднО… Сдаётся
Правда всё, что нам сказал Гораций! Я вдруг
Почувствовал… Нет. Лучше промолчу… (наливает всем вина)

Все молча пьют, поглядывая друг на друга…

Конец первого действия.
Занавес

***


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.