Поэты-бойцы Великой Отечественной войны

   
 Историческая память принадлежит народам Советского Союза, соединяет прошлое,  настоящее и будущее. Память о Великой Отечественной войне 1941-1045 годов живет в воспоминаниях трех поколений. Люди общаются на уровне семей, друзей, несмотря на запреты и распоряжения пришлых наемников.
               
     - Кто мы?
      -Кому мы можем доверять и верить?
- Кто  реально изложил факты и описал события Великой Отечественной войны?
Поэты-бойцы Великой Отечественной войны, участники грозных событий короткого отрезка времени.  Они самоотверженно с оружием в руках защищали  независимость государства по имени  Союз Советских Социалистических республик.

Мы в  последние десятилетия 21-века так устали от лживых речей и наглого обмана.
Люди начинают понимать: верить нужно фактам, документам, рассказам очевидцев событий. Утверждение: истина то, во что я верю по идеологии прагматизма-капитализма
не находит понимания в сердцах людей.
 
В истории Великой Отечественной войны  неоспоримы:
 факт вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года,
идеология войны,
 причины  поражений,
источники победы, освобождения страны от фашистских захватчиков.
       
  Время нельзя остановить, нет властелина у времени, кроме Бога. Для подрастающих поколений литература о Великой Отечественной войне, часть культуры современного бытия.
 
Философ Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger) определил термин бытие (Dasein), как способ описания существования человека. По Хайдеггеру человеческая жизнь отличается от других форм жизни. Человек способен познать себя и рассказать о собственном бытие, опыте взаимодействия с миром, другими людьми. 
Обращение к поэзии фронтовиков, бойцов Великой Отечественной войны закономерно. Поэзия, как вид творчества, индивидуальна. В художественных образах она  отражает бытие, хранит его реальный язык.
    Читайте стихи поэтов, участников событий на фронтах войны,  от северной границы до южной границы Советского Союза.
         
     Сообщение о начале войны по всем радиостанциям и через связь по телеграфу перечеркивало мирную жизнь граждан Советского Союза. Они поняли, что неизбежно страшное дело,  защищать  Отечество, малую и большую родину. Деятели искусства вносили свой вклад в мобилизицию населения

       Первая патриотическая песня
  Текст первой  патриотической песни, которая призывала дать  отпор врагам, написал поэт Василий  Лебедев-Кумач, автор известных песен к фильмам советского периода. Музыку сочинил композитор Александров.

Песню пели на сборных пунктах, в воинских эшелонах. Название песни «Священная война», подчеркивало закономерное право и обязанность  защищать  свое жизненное пространство, вместилище бытия.

Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
   Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идет война народная,
Священная война.
  Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.

Не смеют крылья черные
Над родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
        Гнилой фашистской нечисти
        Загоним пулю в лоб,
       Отребью человечества
       Сколотим крепкий гроб.
      
Текст песни поднимал боевой дух защитников, вселял чувство уверенности в победе, несмотря на неудачи и потери первого периода войны.
   

       На помощь регулярной армии государство вынуждено было призывать резервистов, добровольцев. Из людей мирных профессий, рабочих, студентов, учителей, бухгалтеров и т.д.  формировались части народного ополчения. Воевать с врагом уходили вчерашние школьники.  Взросление на войне наложило отпечаток на их восприятие окружающего мира. Так появилось поколение поэтов-бойцов, участников Великой Отечественной войны.

Юлия Друнина
Одним из представителей поэтов-бойцов является  Юлия Владимировна Друнина,  годы жизни 1925-1991.  Родилась в Москве в семье учителя. В 11 лет начала писать стихи, мечтала стать литератором.

С начала войны, в 16 лет вступила добровольно в санитарную дружину при районном обществе Красного Креста.  Работала санитаркой в глазном госпитале, участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Москвой (Можайск), воевала в качестве санитарного инструктора в составе пехотного полка.

После ранения и выздоровления снова на фронте, в 218 стрелковой дивизии. Позднее в звании старшины медицинской службы сражалась с фашистами в Полесье (Белоруссия), в Прибалтике.  В одном из бесчисленных боев старшина медицинской службы Ю. Друнина   получила контузию и рану.
         
21 ноября 1944 года после обследования в госпитале ей выдан  документ об инвалидности, в нем сделана запись: «… негоден к строевой службе».
Девушка возвращается домой, в Москву. Ее отца уже нет в живых, погиб в эвакуации.  Юлии приходится привыкать к одиночеству после солдатской дружбы и оглушительного грохота боев. Она поступает в Литературный институт им. М. Горького, учится и  работает над стихами о войне. В тяжелые времена  взрослеют быстро.

В 1945 году в двадцать лет Юлия Друнина создает первый цикл стихов о войне.
Солидный литературный журнал «Знамя» печатает стихи молодой поэтессы

Стихотворение «Я ушла из детства…» воспринимается современным читателем,  как понимание причины  личного участия в сражении за родину в конкретный час опасности для нее.   «Потому что имя ближе, чем Россия не могла сыскать», - таков ответ юной девушки, патриотки, себе, своим сверстникам и будущим поколениям.    

Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.

Я пришла из школы
В блиндажи сырые,
От Прекрасной дамы-
В «мать» и «перемать»,

Потому что имя
Ближе, чем Россия»,
Не могла сыскать.(1942)
***
Война – тяжелая работа, платить за промахи приходится жизнями. На войне девушек, вчерашних школьниц, студенток поэтесса не равняет с мужчинами. Они только похожие на парней. Их роль - милосердие, срочная помощь раненым бойцам.

Медицинские работники, в основном женщины, выносили из зоны огня раненых, стояли у операционных столов, помогали восстановить здоровье после ранения тысячам бойцов.  В спасении мужчин-воинов  их подвиг в пределах сюрреалистического бытия войны.

Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы девчата,
Похожие, на парней.

      На войне, как известно, противники  стреляют друг в друга. Кто выстрелит быстрее и точнее, тот и победитель.  Но иногда прибегают к атакам рукопашного боя. Ужас рукопашного боя заставляет бойца уходить от своей человеческой сущности, ибо  у него нет выбора. Жизнь или смерть: третьего не дано.

Солдат уже не человек, а хладнокровный, расчетливый убийца, подданный Бога войны. Юный санинструктор Юлия Друнина видела наяву рукопашный бой, одно из обыденных событий фронтовой жизни. Действительная картина войны воспринимается как ужас яви,  повторяется в будущем бытие многократно во сне.

       Я только раз видала рукопашный
        Раз – наяву. И тысячу во сне.
        Кто говорит, что на войне не страшно,
        Тот ничего не знает о войне.
 (1943)

Историческое присутствие в военных событиях опасно, конечность бытия – смерть, всегда рядом. Стихотворение «Зинка» говорит о горечи потерь, о том, что война пожирает самых смелых, красивых  и умных.
Как сообщить близким людям бойца о его гибели?
Уцелевшие в кровавой мясорубке беспрерывных боев должны иметь мужество, несломленный дух для продолжения войны. Они не верят в конечность индивидуального бытия и хотят жить со славой.

Зинка
стихотворение посвящается памяти однополчанки  Юлии ,
Героя Советского Союза Зины Самсоновой


Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее,
На продрогшей гнилой земле.

-Знаешь, Юлька, я - против грусти
Но сегодня она не в счет.
Дома в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик,
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она  не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели русокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
      Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью,
Укрывала, я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала?

Горько терять фронтовых друзей-бойцов. Смерть на войне неизбежная реальность бытия. Но еще нужно мужество, чтобы послать известие о смерти близким родственникам, которое отнимет у них надежду на встречу после войны,  вселит в души горечь и боль навязанного войной одиночества.

Константин Симонов
Симонов Константин (Кирилл) 1915-1971.,  талантливый  поэт и прозаик советского времени. Автор известных стихов, прозы, пьес, сценариев для кинофильмов. Самое значительное произведение о Великой Отечественной войне трилогия «Живые и мертвые». Родился в Петербурге. Отец, Симонов М.А., полковник Генерального штаба  царской армии пропал без вести в гражданскую войну. Мать, княжна Александра Оболенская. Отчим, Иванишев А.Т., бывший полковник царской армии, преподавал военное дело в учебных заведениях Советской России.

Константин Симонов получил типичное образование для того времени: семилетняя школа, профессиональное училище. В 1934 году поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1938 . Работал фронтовым корреспондентом. К 1945 году,  в  29 лет, К. Симонов известный поэт и писатель, лауреат литературных премий, один из руководителей Союза писателей СССР.
 
Необходимость войны вырывала мужчин из привычных условий жизни, устроенного быта, уводила от родных и близких людей с вероятностью не возврата в привычный мир. Стихотворение фронтового корреспондента Константина Симонова «Жди меня», потрясающее обращение-просьба к любимой женщине ждать солдата с войны. Автор стихотворения уверен: вера любимого человека может оградить от вражеских пуль и других опасностей фронтового бытия. Стихотворение «Жди меня» было очень популярным в воюющей стране, его строки писали в фронтовых письмах бойцы Советской Армии своим любимым женщинам.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

 В тяжелое лето 1941 года Советская Армия отступала. Но в процессе отступления вела кровопролитные оборонительные бои.
Оборона в сочетании с боями сделала невозможным осуществлении плана гитлеровцев по молниеносному завоеванию Советского Союза.
По типовому плану фашистов  Франция была захвачена  молниеносно.
 
Роман Атуана де Сент Экзюпери «Военный летчик», книга о горечи поражения французской армии в войне против фашистов. Знаменитый писатель, как опытный пилот, становится военным летчиком. С прозорливостью талантливого художника Антуан де Сент Экзюпери констатирует: французы не объединены верой в победу, потерян боевой дух. Нет полководца, типа Наполеона, который объединил бы нацию в борьбе против фашистских захватчиков. Правительство и политические деятели Франции не смогли либо не сумели организовать сопротивление.

Вернемся в жаркое лето 1941 года в России. Советская Армия отступает, оставляет города и села. Однако  командиры и бойцы, мирное население верят в победу и скорое освобождение земли от захватчиков.

В стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»   Константин Симонов угадывает будущее населения сданных на милость победителей   сел и городов, как ужас разорения, порабощения и смерти: «Весь в белом, как на смерть одетый, старик».

Вековой опыт войн подсказывал русскому народу, что смысл их бытия не находит опоры в реальности, опущен в яму небытия.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! -
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук, ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За не верящих в бога внуков своих.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе, поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!" - говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!" - говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
1941
 
В стихотворении дана реальная картина отступления русских войск. Жители понимают факт неизбежности: они остаются без защитников против злых завоевателей. Обреченные на оккупацию жители не обвиняют власти, военных, правителей. На данном этапе войны у врагов больше солдат, современная техника, уверенность в победе. Надо подождать пока страна восстановит силы для разгрома фашистов.



Сергей Наровчатов

Годы  жизни  1921- 1977,  поэт-фронтовик. Окончил  Исторический факультет Петрозаводского университета.
 Воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Секретарь Союза писателей СССР.

Наровчатов Сергей написал стихотворение о том, что сделали фашистские завоеватели с захваченными селами и городами Советского Союза.
  Возвращение в разрушенный, искаженный рептилоидами мир человеческого бытия, взывает к мести за содеянное зло. 

Я проходил, скрипя зубами мимо
Сожженных сел, казненных городов,
По горестной, по русской,  по родимой,
Земле, завещанной от дедов и отцов.
         
Крови своей, своим святыням верный,
          Слова старинные я повторял скорбя:
Россия,  мати! Свете, мой, безмерный,
Которой местью мстить мне за тебя?

Прошли годы после окончания войны, возникла тема примирения русского  и немецкого народов. Отметим факт, народов, но не политиков, которые наказаны Богом и Правосудием. Преодолев себя нам нужно смириться, простить содеянное зло.

Простить не значит забыть. Пусть потомки завоевателей приедут и увидят землю, где погибли их предки. С трудом пошевелят мозгами, вспомнят наказ Бисмарка,
поймут, что холодные снежные равнины,  молчаливые леса, непроходимые болота, прекрасные города и храмы России не для них.


Залилов Муса Мустафович
     Среди поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны прославлен талантливый татарский поэт и прозаик трагической судьбы Муса Джалиль, псевдоним.

Залилов Муса Мустафович годы жизни,1906-1944.  Муса родился в селе Мустафино в семье крестьянина, правоверного мусульманина. Правоверные мусульмане отличаются от исламистов. Главное отличие правоверных мусульман. Правоверные мусульмане единая коренная национальность, татары, башкиры и т.д.. Настоящие мусульмане веротерпимы, не ставят цель бытия убийство людей иной веры.

 Начальное образование поэт получил в мадресе «Хусаиния», начальная школа для детей мусульман.  Стихи и прозу начал  писать с 13-ти лет  в смысле прошлого бытия.

После гражданской войны поступил на филологический факультет Московского университета. Его стихи, написанные на татарском языке, переведенные на русский, были популярны не только в студенческой среде. 

В 1931 году, после окончания университета, Джалиль, уже известный поэт и прозаик,  направлен в Казань. Молодой литератор талантливо  писал стихи, песни, поэмы, пьесы, публицистику. В Казани он стал председателем Союза писателей Татарской АССР, депутатом городского Совета.

Началась Великая Отечественная война. Сборник патриотических произведений Джалиля «За Родину» на татарском языке издан в августе 1941 года. Перо писателя по меткому замечанию В.Маяковского приравнивается к штыку: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…».

Джалиль подает заявление в военкомат с просьбой о вступлении и в действующую армию. Просьба удовлетворена, его направляют на курсы  подготовки политруков. После окончания курсов Джалиль воюет на Ленинградском фронте в качестве корреспондента армейской газеты «Отвага» 2-й ударной армии.

В 1942 году часть попадает в окружение. Группа солдат и офицеров, в составе которой находился Джалиль, с боями пробивается  из окружения к своему фронту. В одной из стычек с немцами пуля из пистолета пробила грудь поэта, но не задела сердце. У биографов Джалиля есть предположение, что стрелял предатель, по поручению немцев. 

Джалиль на долгое время потерял сознание. Когда очнулся, увидел, что
добротная одежда с него снята. Он одет в лохмотья, залитые кровью, руки связаны за спиной.

По негласному приказу для советских офицеров командир и политрук не должны сдаваться на милость врага. В критической ситуации предпочтительнее последнюю пулю пустить себе в лоб.

Джалиль, не смог этого сделать не по своей вине. Осознав свое положение военнопленного, горько переживает ужас смысла нового бытия.  Он представитель творческой интеллигенции Советского Союза уверен, что его не оставят в живых, постараются опорочить в глазах соотечественников, родных и близких.


Поверь мне родина, был орлом я,
Горела во мне орлиная страсть!
Уже и крылья сложил я, готовый
Камнем смерти в бездну упасть.

Что делать? Отказался от слова,
От последнего слова друг-пистолет.
Враг сковал мне полумертвые руки,
Пыль занесла мой кровавый след.

Я сижу за колючим забором,
Будто подняли знамя друзья!
Кровавой ненавистью рдеет
Душа полоненная моя!

Официально считается, что поэт пропал без вести, так как сведений о нем нет ни среди живых, ни среди мертвых.

Поэт жив. В стихотворении «Пташка» он обращается к птице, как вестнику, который передаст песню поэта на родину.

Ты, пташка, не на этом пой заборе,
Ведь в лагерь наш опасно залетать.
Ты видела сама – тут кровь и горе,
Тут слезы заставляют нас глотать.

Свободной песней пленного поэта
Спеши, моя крылатая, домой.
Коль сам погибну на чужбине где-то,
То будет песня жить в стране родной!

Враги надели на него оковы,
Но не сумели волю в нем сломить,
Пусть в заточенье он, поэта слово
Никто не в силах заковать, убить…


Идеологи фашистов знали, кто такой Мусса Джалиль. На войне нужно пушечное мясо, солдаты. Из попавших в плен мусульман, говорящих на татарском языке, немцы формировали легион «Идеаль-Урал», который по их расчетам должен был воевать на стороне фашистов.

Идеологи делали ставку на национализм, рассчитывали в своем деле на помощь известного поэта. Они не учли одного условия: мусульмане, христиане мирно сосуществовали еще в Российской империи. Новый глобальный мировой порядок  Третьего Рейха не был нужен ни тем, ни другим, так как уничтожал смысл их реального бытия.

Подпольный комитет военнопленных, в который входил Мусса Джалиль, вел агитацию против замыслов фашистов. В результате батальон «легионеров» в конце февраля 1943 года численностью 900 человек сдался  витебским партизанам.

Комитет, состоящий из двенадцати человек, был вычислен гестапо, обвинен в разложении татарского легиона, советской пропаганде, организации побегов пленных. Члены комитета были казнены.

Джалиля посадили в одиночную камеру берлинской тюрьмы Маобит. Фашистским судом он был приговорен к смерти. 25 августа 1944 года поэта казнили в тюрьме Платцензее, пригород Берлина, отрубили голову гильотиной.  В этой же тюрьме таким же способом  был казнен известный чешский писатель Юлиус Фучик, автор книги «Репортаж с петлей на шее».

Никакие правозащитные организации западного мира не выразили протеста против уничтожения фашистами талантливых  представителей национальной интеллигенции. Обозвать интеллигенцию гнилой подлой, пожалуйста. В беде господа защищайтесь сами, если не стали  помощниками завоевателей.

Мужество Муссы Джалиля в том, что приговоренный к смерти поэт, пишет сборник стихов «Маобитская тетрадь».  Среди охранников и узников Маобита  нашлись люди, которые сумели сохранить записи и позаботились о том, чтобы литературное произведение из стен тюрьмы дошло до читателей.

 Стихотворение «Былые невзгоды» выражает чаяния автора  на избавление от тьмы забвения. Его надежда сбылась. За мужество и стойкость в борьбе против фашистских захватчиков Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Боль минувших невзгод
И мучений былых-
Все в забвенье уйдет,
Словно не было их…

Ночь промчится, а там –
С днем встречаемся мы,
Любо, весело нам,
Словно не было тьмы…

Жизнь, однако, есть жизнь
Оттого-то сильней
Память радостных дней
 сохраняется в ней.
Тем сердца и живут –
Не смолкает в них зов
Драгоценных минут
И счастливых часов.


По мысли Джалиля враги могут надеть на поэта оковы, но не в их власти убить слово поэта.

Факты говорят нам: количество солдат и офицеров армии фашистов на день нападения -4,5 миллиона человек.

Вооружение: 4300 танков, артиллерия, самолеты, скорострельные автоматы, шмайсы.
Сталь заводов Круппа против стали Урала.

В основу фашистской идеологии войны была положена философия Ницше:
-Бог умер! Да будет мир ваш  - победой!
Убивать мирных жителей завоеванной страны не грех, а доблесть.
Идеологи войны внушали солдатам вермахта:
- Освободитесь от химеры под названием «совесть».
В кадрах кинохроники  тех лет мы видим разрушенные города и села нашей Родины.
На улицах завалы из трупов детей, мужчин и женщин.


Победа Советского Союза во Второй мировой войне не случайность, а закономерность.

К 40-м годам 20-го века в Советском Союзе были построены крупные заводы, восстановлено машиностроение, подготовлены кадры, значительно улучшилось материальное положение населения. Люди имели работу и надежду на лучшее будущее. Война прервала мирное течение жизни.

Источники победы над врагом – единство воинов и населения многонациональной России. Солдаты и офицеры Красной Армии не бросали оружия и не разбегались. Они сражались с упорством обреченных. Выбор был небольшой: победить или умереть. Лучший вариант: победить.

Для достижения победы с византийской изобретательностью совершенствовали технологию войны, использовали опыт предков в ведении многочисленных войн за независимость государства.

Ученые и конструкторы разрабатывали новые виды оружия. Заводы  и предприятия скоростными  методами увеличивали производство танков, самолетов, пушек, снарядов.
-Все для фронта, все для победы!
Под таким девизом, воевали, работали, жили.
Ради справедливости нужно  сказать доброе слово о руководящей роли в борьбе  Всесоюзной коммунистической партии большевиков, руководителя Иосифа Сталина, Джугашвили. Сталин и его правительство  не бросили народ на произвол судьбы.
Граждане знали о героической работе руководителей Советского Союза.
-За Родину!
-За Сталина! Призывы командиров и политруков к бойцам перед боем.

Поэты-бойцы Великой Отечественной войны.


Екатерина Ершова-Киреева,
 псевдоним Ершовой Екатерины Алексеевны
Санкт-Петербург, июль, 2018
Знаков с пробелами -23 305
Источники. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах. Москва, Современник, 1984 год.
Материалы лекций, прочитанных автором для учащихся Кировского и Московского районов в рамках работы общества «Знание».
Материалы конференции к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, проведенной под руководством Бойцовой Ирины Борисовны, заместителя главы администрации Кировского района в ДК им. Газа 18 апреля 2006 года.


Рецензии
Меня, как и Вас, интересует тема военнной поэзии. С волнением прочитал стихи,
приведенные в Вашем эссе. В моем произведении "Подвиг" приведено очень
редкое стихотворение Семена Гудзенко: "Лежат глубокие снега, на всем пути
бойцов,четыре дня метет пурга и ветер бьет в лицо. Героев было 25, а немцев
батальон, чекист не смеет отступать, пусть враг со всех сторон. Шел бой,
еще не рассвело; протяжно мины пели, шел бой за русское село, ряды бойцов
редели." Рекомендую Вам его прочитать.
С уважением Сергей Цура.

Сергей Цура   31.07.2018 15:41     Заявить о нарушении
Доброго времени суток! Сергей спасибо за рецензию!
Мне подарили книгу стихов Семена Гудзенко.
О стихах Гудзенко планирую написать специльную статью.
Програмное стихотворение С.Гудзенко
"Мое поколение"
Пусть живые запомнят и пусть поколения знают
эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
это наша судьба,это с ней мы ругались и пели,
подымались в атаку и рвали под Бугом мосты.
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

Екатерина Ершова-Киреева   31.07.2018 22:43   Заявить о нарушении
В 1999 году вышла антология "Русская поэзия век ХХ". В ней большая подборка на военную тематику воевавших поэтов. Когда-то для меня было целым открытием, что их так много.
Я помню чайку над заливом,
Почти припавшую к волне,
И дерево, зелёным взрывом
В глаза ударившее мне.
Шлда, вы с грохотом идёте
И где-то падаете все,
А я - всё там - на повороте
Того бессмертного шоссе
Стою, навеки удивлённый,
А крымский берег подо мной
Всё машет мне листвой зелёной,
Всё машет синею волной.
(Иван Елагин)

ПРОСЬБА СТАРОГО СОЛДАТА

Я, матушка Россия,
С просьбой к тебе великой:
Будет ежели трудно,
Меня окликай.
Помнишь, как это было
В сорок первом году?
Я приду!
(Александр Люкин)

Надежда Рязанова   01.08.2018 00:33   Заявить о нарушении
Не заметила ошибки! Прошу прощения. Нужно читать:"Года, вы с грохотом идёте..."

Надежда Рязанова   01.08.2018 00:37   Заявить о нарушении