Есть ли у нас свобода выбора действий?

Люди, пробудившиеся от духовной спячки, так называемые «просветленные», часто проводят одну любопытную идею. Они говорят о том, что мы, человеческие существа, лишь по видимости являемся свободными, что все происходящее с нами в жизни, с нами «случается», а не является результатом нашего выбора. Эта идея с трудом «переваривается», а, чаще всего, отвергается людьми, не имеющими опыта самонаблюдения, самоисследования. Думаю, однако, что она заслуживает внимания и рассмотрения. Сам факт популярности этой идеи среди многих «просветленных», независимо от их национальности, места и времени проживания, говорит в ее пользу.

С метафизической точки зрения, а именно такая точка зрения нам более всего понятна, человек есть существо двойственное, состоящее из двух начал: психофизического (тело+душа) и духовного. (Диалектическая точка зрения, утверждающая первоначальное единство всего живущего, единого и многого, субъекта и объекта и т.д. мало полезна для нашего рассуждения). По мнению Г.Гурджиева, наши душа и тело, в совокупности, представляют собой (своего рода) машину, механизм, реагирующий на внешние раздражители определенным образом. Мне кажется, такое понимание человека не лишено оснований.

Все действия человека происходят из его мотивации, из его желаний. В основе этой мотивации лежат испытанные ранее человеком приятные или неприятные ощущения и эмоции, его образование, мировоззрение, приобретенные привычки и т.д. Все эти влияния и превращают человека в «механизм», о котором говорит Гурджиев, живущий по определенным законам, плохо нами осознаваемым. Мотивация нашего психо-физического механизма нацелена на получение чувства удовольствия, удовлетворения, всего того, что мы считаем для себя благом. Вероятно, эта мотивация является эгоистической, даже в тех случаях, когда мы ставим себе целью достижение «просветления», «Царства Божьего, близости с Христом и т.д.
«Даже в добродетели, конечная цель наслаждение» - писал Монтень. Предположу, что, помогая другим людям из чувства сострадания, мы также ищем самоудовлетворения, пытаясь избавиться от этого болезненноного чувства и внутреннего дискомфорта.

Духовное Начало в нас не имеет никакой личной мотивации, Оно "не от мира сего". Мотивация психо-физического начала обычно постоянна, стабильна, ибо вытекает из индивидуальных особенностей человека. Для того, чтобы эта мотивация и, соответственно, жизнь человека изменились, ему необходима какая-то встряска, толчок извне: тяжелая болезнь, вступление в брак или развод, смерть кого-либо из близких, вынужденная смена профессии или другие серьезные изменения. Но и в этом случае, приспособившись к новым обстоятельствам жизни, человек норовит вернуться к прежним, естественным для него, привычкам и занятиям.

Изменение мотивации нашего поведения (наших желаний) происходит также под влиянием накопленного опыта, приобретенных нами знаний и жизненной мудрости. В процессе земной жизни и созревания разума, к нам приходит осознание пагубности некоторых наших желаний и привычек, их ненужности, возникает желание воздержаться, избавиться от них. Напротив, у нас могут появиться другие, новые, соответствующие возрасту, желания и выйти на первый план.

Поступки, которые по видимости кажутся нам свободными, представляют собой результат «конкуренции» наших желаний, в которой более сильные желания побеждают более слабые. От этой конкуренции желаний, в которой, как нам кажется, последнее слово остается за нами, и происходит иллюзия нашей свободы. На самом деле, нас мотивируют и нами двигают желания, которые не находятся в нашей власти. Мы можем только эти желания осознавать, но и для этого нам нужно желание! Одновременно с желаниями, побуждающими нас к действию, в нас существует инерция души и тела, порождающая нежелание что-либо делать, особенно сильная у людей ленивых, пассивных, по своей природе и энергетике. Эта инерция также влияет на решения, принимаемые человеком, на его образ жизни. Иногда она вмешивается в конкуренцию противоположно направленных желаний и способствует победе одного из них.

А что же ум человеческий, какова его роль в нашей личной жизни? Очевидно, что сам ум не является непосредственным "мотиватором» наших поступков. Однако, он способен косвенно влиять на нашу мотивацию, на ее изменение, в ходе своего развития и накопления опыта, о чем уже говорилось выше. В некоторых случаях, ум способен предупредить нас об ожидающей,на пути к цели, опасности, и тогда ЖЕЛАНИЕ избежать этой опасности, может победить ЖЕЛАНИЕ достичь цели. Таким образом, точка зрения «просветленных» о том, что все происходящее с нами в жизни с нами «случается», по-видимому, является верной и свободу человека, если о ней вообще возможно говорить, нельзя понимать, как свободу выбора действий.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.