Шахтёры

                «Месторождение – природное скопление
                полезного  ископаемого   в  земной  коре,
                разработка которого экономична»
                (Ю.Н.Давыдов «Технология подземных горных работ»)

                «Звезды встретятся с Землёю расцветающей
                И на Марсе будут яблони цвести»
                (Е.А.Долматовский)

Астрономию я не любил. Не знаю, почему? Может быть потому, что не понимал, зачем мне знать, сколько миллионов километров до Марса? Какая разница? Сто миллионов или один миллион? Я что туда лететь собираюсь?
 
А может быть потому, что наша «астрономичка», она же «географичка», она же «классная», она же «Нинка», она же Нина Анасимовна была педагогом высшей квалификации, гением в своем роде. Обычный педагог, когда рассказывает урок, просто бубнит набор цифр и букв, не хочешь слушать – не слушай. Дар Нины Анисимовны заключался в том, что когда она рассказывала предмет, то уклониться от прослушивания было совершенно невозможно. «Астрономичка» как бы мысленно «зависала» над классом, как бы заполняла всё его пространство, а голос её – спокойный и методичный, с некоторым металлическим оттенком, но без дребезжания, буквально прошивал каждого. И, даже, если ты сидел на самой дальней парте, создавалось впечатление, что наша «классная» стоит рядом и буравит тебе мозг отбойным молотком. Глаза в это время у нее маниакально расширялись, руки описывали плавные, магические жесты, походка становилась  пластичной и упругой. Я на неё смотрел и думал: «Вот маньячка. Дай ей волю, она заставит до Марса пешком топать».

Астрономию я не любил. Но однажды, в военном училище, на экзамене по тактике, мне попался билет, ответ на который я не знал. Преподаватель, намереваясь поставить «неуд», в сердцах бросил: «Тоже мне, наследник бога войны Марса. Ты хоть знаешь, где эта планета находится?». Вот тут я, совершенно неожиданно для себя, и выдал всё, что знал о Красной планете, включая расстояние, массу, атмосферу, климат, оксиды железа, Фобос с Деймосом и еще много чего и стал единственным из группы, кто получил «отлично».

Обезьянку или ёжика невозможно научить русскому языку или химии. А человека можно. Значит, знания это как полезные ископаемые. Они где-то глубоко в нас. Знания не закладывают, знания наоборот – добывают. Этим педагоги и занимаются. Учителя это горняки-проходчики, шахтёры, заходящие каждый раз в класс, как в забой, ежедневно пробивающие дорогу в  страшной темноте нашего невежества к светлым и живительным пластам образования.
 
Знания это самый экономичный из «полезных ископаемых», они постоянно обогащаются и приумножаются, им нет предела. Знания, и ничто иное позволят вам, друзья мои, читать, а мне писать. Знания, когда-либо, превратят Марс из пустыни в сад, из Красной планеты, в планету Зелёную.

Но, никогда, увы, знания не смогут лишить нас наследства бога войны.

Скорее наоборот, учёность делает нас наследниками первой очереди.

Но это уже не вина учителей.


Рецензии
Очень мудрые мысли, Валентин! К сожалению, прогресс многих ученых превращает Землю в Красную планету, вместо того, чтобы бороться за спасение ее. Виной всему деньги. Но разве они спасут их потомков? Прочитал Ваше произведение и с теплотой вспомнил своих учителей.
Желаю Вам от всей души творческих успехов и крепкого здоровья!

Гарри Велиас   01.12.2020 19:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Гарри Еремеевич! Всего Вам хорошего.

Валентин Губарев   02.12.2020 10:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.