Евреи в Европе в XIX и начале XX века

  Следом за великими политическими и культурными потрясениями XIX и XX веков - развалом Австро-Венгерской, Османской и Российской империй и возрождением Польши, для евреев Европы стала страшным испытанием Вторая мировая война, когда было уничтожено большинство из них. К моменту трагедии Холокоста евреи были народом, достигшим в Европе успешного экономического, социального и культурного роста. Период между началом еврейского Просвещения и установлением нацистского режима в Германии принято рассматривать как современную еврейскую историю.
    В восемнадцатом веке все европейские евреи жили своей традиционной жизнью и общей культурой, религиозные и культурные различия между евреями в Восточной и Западной Европе не были существенны. Язык идиш объединял еврейские общины по всей Европе.  При этом каждая община самостоятельно управлялась своим органом руководства (кагалом), но не было общего руководства общин.
    От народов Европы к началу процесса еврейского Просвещения евреи отличались религией и языком, образом жизни и экономической активностью. Они даже одевались, писали и говорили по-другому, чем европейские народы. Для них имели место ограничения во всех правах, в том числе они были исключены из занятий сельским хозяйством, из обычной торговли, из системы светского европейского образования, они  находились на периферии экономического развития, и их экономическое положение было крайне неблагополучным.
    В середине восемнадцатого века, в связи со значительным отставанием евреев в области светского образования и его важностью, возникло стремление дополнения религиозного образования светским, как со стороны европейских просветителей, так и отдельных еврейских интеллектуалов.  В Германии, когда расхождения в жизни христиан и евреев стали весьма ощутимы, Моисей Мендельсон (1729-1786), религиозный еврей и его последователи, стали инициаторами еврейского Просвещения (Гаскалы). «Примите нравы и конституцию страны, в которой вы оказываетесь, - писал Мендельсон, - но будьте тверды в том, чтобы отстаивать религию отцов ваших». Мендельсон перевел Пятикнижие с иврита на немецкий язык и для его единоверцев, говорящих до тех пор только на идиш, он стал ключом к современной немецкой культуре.
    Мендельсон стремился укрепить стремление собратьев-иудеев на равенство в гражданских правах с немцами. Характерно, что это движение столкнулось с сильнейшей оппозицией большинства раввинов из-за страха отдалить евреев от веры своих предков. Даже перевод Пятикнижия был запрещен польскими раввинами, которые считали, что эту книгу следует читать только на священном языке - иврите. Этот страх, как показало время, в значительной мере оказался оправданным.
    В 1778 году, первая современная еврейская школа была основана в Берлине Дэвидом Фридлендером, и это послужило моделью для других таких школ, которые возникли вскоре после этого, и распространилось в еврейских общинах Западной Европы и Америки. В них иврит и религиозное обучение сохранилось вместе со светским образованием с учетом растущих потребностей населения в знаниях. В то время как Мендельсон сочетал еврейскую и европейскую культуру, следующее поколение в Западной Европе начало игнорировать еврейские традиции и выступало за религиозные реформы в иудаизме. В Германии они отказались от общения на западном диалекте языка идиш, перешли на немецкий язык, приобщились к немецкой культуре и стали меньше изучать иврит. Еврейская религия, которая ранее доминировала почти во всех аспектах жизни, подвергалась реформам, чтобы было легче адаптироваться к современной жизни. В последующих поколениях многие евреи (среди которых были родители Карла Маркса, дети и внуки Мендельсона и др.)  решили просто обратиться в христианство, чтобы получить доступ к работе, собственности и другим основным правам.
    Одним из следствий просвещения стали значительные культурные и религиозные различия между восточными и западными евреями, которые привели к отчуждению их друг от друга. Культурная революция, которая произошла в течение двух поколений в Западной Европе, оказала заметное влияние на большинство евреев, и способствовала улучшению их экономического положения.
  С самого начала Гаскалы евреи Западной Европы не только стали потребителями европейской культуры, но и участвовали в ее создании.  Вскоре очень талантливые евреи проявили себя   в искусстве, экономике, науке. В конце девятнадцатого века Вена, Берлин и Прага превратились в культурные центры с сильным участием еврейских элит.  Наиболее известными среди них являлся Зигмунд Фрейд (1856-1939), венский создатель психоанализа; чешский писатель Франц Кафка (1883-1924); немецкий физик Альберт Эйнштейн (1879 - 1955). При этом собственная еврейская культура утратила свою значимость для многих из них. Вдохновленные Мендельсоном, еврейские реформаторы полагали, что их миссия состояла в том, чтобы привести иудаизм в соответствие с современностью; они также пропагандировали идею о том, что молитвы должны произноситься на местном языке, а не на иврите.  Реформаторы отвергли идею о том, что прошлое может диктовать образ жизни во все более светском и промышленно развитом обществе. Они изменили многие из своих религиозных практик, следуя за немецкими христианами, которые, к примеру, поощряли музыку в синагоге, подобную той, что слышали в церквях, и многие даже хотели заменить традиции субботы на воскресенье. Став на путь Просвещения, евреи не могли себе представить, что геноцид для них может вскоре произойти в западной культуре, к которой они примкнули.
    Но, в Восточной Европе Гаскала никогда не занимала столь важные позиции. Бедные массы продолжали традиционную жизнь, соблюдая еврейские религиозные законы.  Другое религиозное течение, хасидизм, возникло в Восточной и Центральной Европе. Основанное в восемнадцатом веке раввином, Израилем Баал Шем Товом, хасидское движение фокусировалось на мистическом толковании священных текстов и возможностях приобщения к вере необразованных евреев. В противовес радикальному реформаторскому иудаизму просвещенных евреев, стремящихся войти в европейское общество, две группы - ортодоксальных евреев, митнагдим, и их хасидские коллеги выступили против Просвещения.
  Эмансипация евреев стала эталоном, свидетельствующим о переходе европейских стран к современности. Следом за французскими евреями первыми, получившими полные гражданские права, последовали в отношении евреев другие страны Западной и Центральной Европы. Полное правовое равенство с другими гражданами и правом свободного поселения было распространено на объединенную Германию в 1871-72 годах.
    Потребовалось 125 лет, чтобы эмансипация стала эффективной для всех евреев в Европе. Эмансипация позволила предоставить евреям равные права с христианами, сделать их гражданами и интегрировать их в общество. И еврейские, и христианские реформаторы предполагали, что в конце этого процесса евреи по-прежнему останутся религиозной общиной, но в экономических, социальных и культурных условиях больше не будут представлять собой социальную группу, отличающуюся от других членов гражданского общества. Но на самом деле они по-прежнему    были ограничены в ряде конституционных прав.  Получение евреями всех прав было фактором, который сильно варьировался от государства к государству, а также с течением времени.
     Сказывалось воздействие антисемитизма на общество. Антисемитизм существовал во всех европейских обществах девятнадцатого века. Но в то время, как на Востоке антисемитизм даже привел к расширенным погромам, на Западе он по большей части выражался нападками на евреев в печати.
    Благодаря эмансипации и Просвещению в девятнадцатом веке имела место в Западной Европе значительная по численности ассимиляция евреев.  Некоторые сторонники ассимиляции предполагали, что еврейское меньшинство в конечном итоге полностью примет христианство и, наконец, исчезнет как национальное образование. Имела также место аккультурация, которая подразумевала, что люди примут новую культуру или ее часть, но не откажутся от своих собственных традиций.  Благодаря эмансипации произошло резкое улучшение   социального положения западных евреев в девятнадцатом веке, которое напугало буржуазный средний класс, ставший главным сторонником антисемитских идей. Консервативно-реакционные силы конца XIX века обвинили евреев   в негативных последствиях индустриализации. К концу 19–го века, антиеврейская идеология внедряется в народное сознание.
       Термин антисемитизм введен в 1879 году. Антисемитизм — это расистское мышление, утверждающее, превосходство элитных наций (арийцев) над евреями. Антисемитизм породил ложный образ евреев, как низшей расы, как общественно опасных людей для большинства европейцев. После Первой мировой войны распространялась идея о том, что евреи несут ответственность за социально-экономические кризисы.  Антисемитизм получил влияние в Веймарской республике. Там антисемитские лозунги, карикатуры и речи правых партий находят отзвук среди широких слоев населения из-за поражения в Первой   мировой войне, глобального экономического кризиса и инфляции. Из-за кризиса возникает высокая безработица и разорение многих компаний среднего класса. Именно в этом климате нацистская партия пришла к власти в 1933 году.  Расово мотивированный антисемитизм усиливается во времена национал-социализма, еврейское население исключается из политической, экономической и социальной жизни. Волна антисемитизма затронула евреев в Европе и во всем мире. 
    В Польше и России, где проживало большинство европейского еврейского населения, в основном поддерживались свои культурные традиции. Символическим выражением этого был язык - идиш.  Царское правительство загнало евреев в «черту оседлости», где большинство евреев жили в большой бедности, в переполненных местечках и городах, часто составляя большинство жителей. Многие из них вообще не имели работы и полагались на милостыню.  В 1887 году в Российской империи была введена система ограничительных квот для еврейских студентов, из-за чего многие русские евреи учились в Германии, Австрии или Швейцарии.  В России до первой мировой войны произошло много антиеврейских беспорядков и погромов. Это и крайняя нищета евреев привели к их массовой эмиграции. Царское правительство с небольшим успехом пыталось втянуть хасидов в современную жизнь, основав еврейские школы со светскими предметами в учебной программе.  В конце девятнадцатого века даже здесь стали заметны перемены, связанные с Гаскалой.
  В 1894 году французский капитан Альфред Дрейфус был ложно обвинен и осужден за продажу секретов немцам. Среди политических и экономических потрясений в Западной и Центральной Европе национализм стал пользоваться спросом, и начали распространяться псевдонаучные идеи, направленные против евреев.  Крайняя нехватка работы вынуждала некоторых евреев превращаться в промышленных рабочих, где они столкнулись с социалистическими идеями.
Возникло еврейское национальное рабочее движение.  В 1897 году евреи основали «Бунд», федерацию еврейских рабочих из Литвы, России и Польши. Эта организация стала затем частью Русской социал-демократической партии.  В России между 1881 и 1914 годами насильственные погромы и экономическая нестабильность заставили более двух миллионов человек эмигрировать в Соединенные Штаты. Некоторые видели решение этой проблемы в возвращении в Сион и в основании еврейского государства.   Небольшая часть пионеров алии прибыла в Эрец Исраэль (землю Израиля). Только февральская революция 1917 года наделила евреев России всеми гражданскими правами.
  Параллельно с полной правовой эмансипацией и в связи с индустриализацией и ее развитием происходят изменения в жизни евреев. Многие еврейские семьи переезжают в города. Евреи также приобщаются к внештатным профессиям как писатели, художники, архитекторы, юристы и врачи. Период в межвоенной Европе был характерен проявлениями ассимиляции среди евреев, которая вызвала открытый или скрытый антисемитизм среди большинства местного населения. В определенной степени это сопровождалось страхом перед советским режимом на Востоке, который воспринимался как еврейский, или с экономическими и социальными проблемами, которые сопровождали подъем капитализма и индустриализации, и ставились в вину евреям.
  Ответом на растущий национализм и антисемитизм конца 19-го и начала 20-го веков стало объединение религиозной идеи о возвращении в библейскую родину еврейского народа со светскими идеями о строительстве национального государства. Сионизм, как движение еврейского национализма конца XIX века, возникает в России. Теодор Герцль превратил сионизм в политическое движение. Он, как журналист, наблюдал в Париже возрождение фанатичного антисемитизма, следя за процессом Дрейфуса. Этот судебный процесс против сотрудника еврейского происхождения за предполагаемую государственную измену, был обусловлен антисемитскими заявлениями и течениями. Герцль в книге «Der Judenstaat» (Еврейское государство), написанной в 1896 году, представил свои идеи о создании еврейского государства. Он считал, что эмансипация бесполезна. Сионизм становится глобальным движением, начиная с первого сионистского конгресса в Базеле в августе 1897 года. В Германии до 1933 года сионизм находит мало последователей. Многие ассимилированные евреи видят в сионизме отход от эмансипации. Общая ассимиляция проявляется в том, что большинство евреев считают себя местными нациями с еврейской ориентацией. В Западной Европе сионистское движение столкнулось с сильной оппозицией большинства евреев. Евреи были патриотическими гражданами своих стран и в значительной степени достигли благополучия, став средним классом. Они не хотели, чтобы их лояльность к их стране подвергалась сомнению или ставила под угрозу их гражданство и экономическое положение.  В Западной Европе сионистское движение росло очень медленно и в основном среди молодежи. Очень немногие западные евреи уехали в Палестину до 1933 года.
    Сионизм обрел силу только после Холокоста, превратившись в большое движение после того, как стало ясно, что евреям нечего надеяться на поддержку и защиту со стороны других народов. Важно отметить, что сионизм был всего лишь одной из форм еврейского национализма, некоторые евреи боролись за территориальную и политическую автономию в разных частях земного шара. 
  Концентрация еврейского населения в крупных городах, где у них были лучшие возможности заработать, оказала сильное влияние на их образ жизни и сделала их вклад более заметным в экономике и культуре. Все больше и больше евреев отходило от религиозных установок. Часть сохраняла светскую еврейскую идентичность, вступала в еврейские организации и в брак только с евреями. В двадцатом веке около половины евреев на Западе и на Востоке оставались в своих традиционных профессиях в сфере торговли.  Западные евреи, которые были торговцами, теперь стали лавочниками, торговыми представителями или даже оптовыми торговцами, основали первые универмаги и первые почтовые предприятия. Некоторые даже перешли от коммерции к производству, открыли типографии и издательства и очень успешно вошли в швейную промышленность. Европейские евреи продолжали активно заниматься банковской деятельностью и финансированием. В Германии евреи также становились предпринимателями в металлургической, химической и электротехнической промышленности, в добыче угля.  Увеличилась доля евреев, обучающихся в университетах и вступающих в новые для них профессии, в 1925 году в Германии 26 процентов всех адвокатов и 15 процентов всех врачей были евреями, в то время, как евреи составляли лишь один процент от общей численности населения.
    В Восточной Европе даже еврейский средний и высший класс оставался небольшим и лишь частично подвергся ассимиляции. Евреи по-прежнему жили, придерживаясь своих традиций, говорили на идиш и считали себя отдельной нацией. В царской России большинство евреев были мелкими торговцами или бедными ремесленниками, часто работающими портными, а некоторые занимались производством и становились важными предпринимателями в определенных секторах экономики.
  Многие выдающиеся писатели, такие, как лауреат Нобелевской премии Исаак Башевис Зингер (1902-1991), писали на идиш. В 1925 году в Берлине был основан Институт академического изучения языка и культуры идиш (YIVO) и вскоре переехал в Вильнюс, в то время принадлежавший Польше. Польские евреи основали несколько политических партий, включая сионистскую, Бунд и Паалей-Цион. 
    Когда был основан Советский Союз, политика советского правительства вынудила еврейское население полностью изменить свою социальную структуру и расстаться со своей религиозной самобытностью. Многие из 2,7 миллионов евреев в Советском Союзе потеряли свои доходы, потому что производство и торговля стали государственными, а частная торговля стала незаконной. Еврейские партии были запрещены; еврейские общины, религиозные школы и большинство синагог были распущены. Даже использование языка идиш практически было прекращено. Все это вело к ассимиляции. Евреи были вынуждены воспользоваться возможностями карьерного роста, занимая посты в государственных учреждениях и партийных органах.
    Вопреки всему, по всей Европе необычная история еврейского успеха имела место до начала нацистского режима. Но, учитывая тот факт, что эта история закончилась изгнанием и массовыми убийствами европейских евреев, обычно не решаются говорить об успехе, о выдающихся достижениях еврейских граждан в то время. Удивительными были достижения еврейских художников и ученых, знаменитых музыкантов и исследователей, изучающих естественные науки, уважаемых докторов, замечательных архитекторов и математиков, знаменитых актеров и великих режиссеров. До 1933 года почти 1/3 всех Нобелевских премий были присуждены немецким ученым, из которых не менее 30% были евреями. Евреи занимали социальные и политические места на многих уровнях, вплоть до самых высоких - в национальных, региональных и муниципальных парламентах.  Выраженная урбанизация еврейского населения в каждой европейской стране, внесла решающий вклад в модернизацию еврейского образа жизни. Образовательный уровень еврейского населения к началу XX века был намного выше, чем средний уровень образования христианского населения в разных странах и стал одним из важнейших факторов восходящего благосостояния евреев в современном обществе. В Варшаве в 1847 году, 17 из 20 частных банкиров были еврейскими; к концу века две трети из 26 крупных банков города принадлежали евреям. В Будапеште, Варшаве и Вене примерно в 1900 году на евреев приходилось более половины всех врачей, в Вене до 1914 года, почти половина юристов и журналистов были евреями. В Великобритании до 1914 года, где евреи составляли 0,3% населения, более 20% миллионеров были евреями, а в 1908 году в германском рейхе евреи составляли 31% самых богатых семей. Евреи в Германии, как и во многих других европейских странах, представляли значительную часть буржуазии, как экономически, так и с точки зрения образования. Социальный подъем евреев, которые до недавнего времени были презираемым меньшинством и часто даже не имели гражданских прав, развязал чувства зависти и другие негативные реакции у христианского населения. Нацисты опирались на многовековую ненависть к евреям, они обвиняли их во всех бедах и несчастьях, которым подвергались общества, в которых они жили. К началу Второй мировой войны, 58 процентов населения еврейского мира жило в Европе. Трагическая судьба ашкеназских евреев, особенно, в Восточной Европе и сефардов на Балканах возникла из-за расширения нацистской Германии, которая начала подчинять себе национальные государства или устанавливать марионеточные режимы, сотрудничавшие с правительством Гитлера.
    После трагедии Холокоста в судьбе евреев мира появилась новая надежда, связанная с созданием еврейского государства. Несомненно, это событие играет важнейшую роль в дальнейшей истории еврейского народа.


Рецензии
Здравствуйте!
Я сочувствую пострадавшим евреям. Но что последовало потом?
Еврейское население решило собраться на родине своих предков. Однако земли эти были заняты.
После изгнания евреев из Палестины, там продолжали жить арамейцы, которые после захвата этих земель арабами, сами стали арабами.
Вы пишите о страданиях евреев. Но представьте, как на землю, где проживал другой народ. вторглись пришельцы, понастроили синагог и устроили своё религиозное государство.
После этого, в положении евреев оказались арабы.
Напишите о его страданиях.

Не лучше бы было евреям собраться где-нибудь в Антарктиде, чтобы не конфликтовать с другими народами.

Владимир Иноземцев   16.11.2020 10:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.