Женщины предпочитают трусов
Нам вот всё говорят, что мы, бывшие советские люди, иные, чем западные, потому нам и трудно, мол, понять друг друга. А в чём именно иные – не объясняют. Ну да, я помню – где-то прочитала – что если ТАМ в гостях тебе предложат выпить виски или содовую, и ты предпочтёшь второе, то хозяин по пути к холодильнику прикинет: сколько он на этом сэкономил? И из знакомства с американкой Элен Хоумэн, которая в Петропавловске четыре года представляла Корпус Мира США, я получила этому подтверждение: пригласив нас, группу своих друзей, на встречу Нового года, Элен и пирожков в магазине не купила – мы сами натаскали закусок, а я умудрилась даже притащить жареного гуся!
Но мало, мало у меня знакомых иностранцев… Чем же мы так уж отличаемся? Приходится опять руководствоваться литературой… Например, меня давно занимает вопрос – а совершают ли и ТАМ подвиги? Например, чтобы спасти человеческую жизнь? Наши-то способны – вот и лётчик в Сирии опять отличился, подорвав себя гранатой вместе с врагами, а про тех что-то такого не слышно…
Что ж, опять обратимся к литературе. Вот читаю книгу американского писателя Ирвина Шоу (не путать с английским писателем Бернардом Шоу), рассказ «Тогда нас было трое». В нём два молодых американца и их подруга путешествуют по Франции. Парни соперничают из-за девушки, она должна сделать выбор…
Однажды с берега они становятся свидетелями трагического случая – на их глазах лодка в море перевернулась, люди стали тонуть. Это была тоже молодая пара. Сначала оба цеплялись за лодку, потом тонущий парень решил рискнуть доплыть до берега – лодка (и девушка) были обречены. Ничтоже сумняшеся, парень оставляет и лодку, и подругу, плывёт к берегу. Но он плохо плавает, и призывает стоящих на берегу (наша троица, больше никого нет) помочь ему! Тем и в голову не вступает придти на помощь – они собираются вернуться в город и доложить о происшествии в полицейском участке.
Понимая, что дело идёт к печальному концу, один из парней всё же решается помочь тонущим. Он не сигает безрассудно с обрыва в море, хотя бы мог. Нет, он сходит с него, стараясь не сбить дыхание (!), хладнокровно раздевается, аккуратно укладывая одежду и надеясь, что дело решится без него, и потом вступает в воду, плывёт. Он не думает – как быстрее и надежнее спасти мужчину – он думает, как бы не утонуть самому…
В результате он никого не спасает – подоспели другие люди на лодке, зато их девушка убеждается, что такому непредсказуемому человеку, который может рискнуть своей жизнью ради спасения чужой, доверять своё будущее нельзя – и выбирает труса!
Вывод – ТАМ женщины предпочитают трусов, а у нас геройство в крови!
Ещё могу припомнить один «подвиг», описанный в литературе Сомерсетом Моэмом – английским писателем. Франция… За две недели фашисты без особого сопротивления с разбоем и насилием заняли государство. Обыватели примолкли, многие поверили в силу врага и готовятся жить под пятой агрессора, строят планы на дальнейшую жизнь, начинают сотрудничать…
Некий Ганс изнасиловал дочь фермера, избил их самих, и часть проследовала дальше. Через некоторое время фашисты возвращаются на прежнее место дислокации, и Ганс решает навестить запомнившуюся семью. Узнаёт, что девушка забеременела от него…. Она совсем не в его вкусе – изящная, умная, темноволосая француженка, работавшая в городе до войны учительницей. Вообще-то он предпочитает здоровых, крупных, белокурых,работящих деревенских девушек, но постепенно проникается мыслью, что станет отцом. Прикидывает, что ферма неплохая, начинает планировать будущую жизнь здесь в качестве хозяина – родители-то девушки уже старые…
Но девушка Ганса ненавидит – у неё убит брат, погиб в немецком концлагере жених – тоже учитель. Она не идёт ни на какие компромиссы, голодает, не желая употреблять продукты, которые доставляет им Ганс, думает только - как отомстить за поруганную жизнь? Родители её уже сдались, готовы принять Ганса как зятя, привечают его.
Ганс всё больше увлекается мыслью, как будет здесь хозяйничать. Он тоже из фермерской семьи, пишет домой, что свою долю уступает брату за деньги. Вместе с будущим тестем-французом они планируют как расширить ферму, какие механизмы купить, он даже начинает обнаруживать достоинства в том, чтобы иметь умную жену, красивую на французский лад… И жена его полюбит – он же всегда нравился девушкам! Ганс искренне любит своего будущего сына, который, конечно же, пойдёт в его породу: крупный, светловолосый, голубоглазый…
И он появляется, сын – крупный, светловолосый, голубоглазый! Совсем не похожий на француза… И патриотичная француженка, едва оправившись от родов, бежит с ребёнком к ручью, и… топит младенца! Так велика её жажда сделать больно ненавистному насильнику!.. Чего она и достигает…
Хотела сделать больно немцу или думала о себе?.. Известно ведь, что после освобождения Франции от фашистов много девушек понесли от немецких вояк, родили светлых детей. Как их преследовали опомнившиеся обыватели! Все вдруг почувствовавшие себя патриотами, героями, вояками! С девушками-то, изнасилованными или проявившими слабость к оккупантам, воевать легко!..
Вот такой сомнительный подвиг французской девушки я смогла припомнить из литературы… А вы, мои читатели, что об этом думаете?
На фото автор, на берегу Чёрного моря, в Одессе, ноябрь 1017 года.
Свидетельство о публикации №218080700202
У Моэма (не встречал эту вещь) тоже (независимо от того, что он думал при этом), в сущности, рассказ о похожей логике наоборот, к которой подталкивает ненормальная жизнь.
Что ещё хорошо - оба писателя отнюдь не воспевают описываемое, пусть выводы сделает читатель. А уж его выводы будут зависеть, как обычно, от его испорченности...
Вспомнилось письмо, подавшегося на заработки в Египет, супруга оставленной дома беременной жене (датируется где-то 1 веком н.э.) Текст там, что, мол, если родится девочка, то выкинь. а мальчика оставь.
И это безо всяких желаний свершить подвиг. Представления были такими, практичными, а женщина за человека не считалась, являясь производным от мужчины (как, кстати, и Ева в Библии). У римлян дочь не имела собственного имени, нося имя отца под номером... Благо, если их было три, то могла быть, например, Юлия старшая, средняя и младшая, а если больше, то и Октавией и Септимой могла быть (латинские числительные). Да и женские имена, если знаете, все - производные от мужских, которые первичны. Даже Ирина от Иринея, а Татьяна от Татия.
К чему я это? К тому, что наши представления меняются, а здравый смысл, как было замечено, это - предрассудки времени, в котором существуем.
А как вы относитесь (благо, оба ваши примера - о выборе девушек) к подвигу Зои Космодемьянской?
С одной стороны, героиня, исполняя приказ, погибла на виселице оккупантов. И это факт.
С другой (я даже не о её диагнозе: "шизофрения", что вытащили на свет спустя столько лет), приказ был оставить выжженную землю вокруг Москвы на много километров и во исполнение его Зоя со товарищами пыталась поджечь дома селян, которые её поймали и сдали, как поджигательницу :( И это тоже факт. Их судили за это после войны.
С третьей стороны, у Зои был забран в Гулаг отец, и она пыталась доказать, что она - советский человек (и, может быть, тем облегчить его участь, не ведая о его судьбе) и спастись сама. Тоже выбор был... не из лучших и не из лёгких.
Кто, по-вашему, виноват в её дилемме:
"время" (на него свалить легче всего, оно безответное и как будто никто не виноват, выбора нет, ведь "времена не выбирают, в них живут и умирают"),
"система" (разница с первым, вроде, невелика, но есть),
или конкретные люди в конкретных обстоятельствах?
Можете дать и свой ответ.
Я пишу об этом потому, что всё не так просто и плоско, а довольно многогранно и каждый выбирает тот угол... зрения, с которого ему удобнее смотреть.
Вы же, судя по вашему резюме, поездили, сравнивать можете и видите жизнь не по телевизору)
Ааабэлла 07.02.2019 20:44 Заявить о нарушении