Северные дневники Глава 14 На баре

      Два месяца мы трудились в море. Работа нехитрая.  При северных нагонных ветрах глубина на баре повышается до трёх-четырёх метров, а когда ветер с юга, то по бару можно бродить в охотничьих резиновых сапогах. Постоянное место “Баскунчака” за баром, в море.
      Как только начинает дуть  норд, мы подтаскиваем к морским судам баржи для погрузки, а после их наполнения возвращаем на речную сторону, где передаём речным буксировщикам. Сами же возвращаемся за бар ждать очередной сухогруз. Болтаемся в море и в шторм, и в штиль, не имея права уйти к берегу.

                *      *      *

      С приходом на бар наш экипаж пополнился двумя матросами и мотористом. В середине навигации трудно найти хороших специалистов, все они разобраны по судам. Матросы, Лосев и Колокольцев, к нам попали прямо из Чокурдахского вытрезвителя: несмотря на сухой закон, они нажрались одеколона и немного подебоширили.
      Лосев, молодой парень с узким лицом и тонким, кривым носом, жил в Москве, но был изгнан оттуда за 101-й километр. Пинок был настолько сильным, что Лось долетел аж до Индигирки. Пока он трезв - парень золото.
      Колокольцев по национальности эвенк и, как многие из северных людей, пристрастился к спиртному с детства. Зовут его Ландышем. На одном из вечеров художественной самодеятельности он в перерыве между номерами вышел из зала на сцену с флаконом одеколона “Ландыш”, на глазах у всех выпил содержимое и спел модную в то время песенку: - Ландыши, ландыши, светлого мая привет... С тех пор его зовут только Ландышем, и он к этому привык.
      Третий член экипажа, моторист, представился как токарь-универсал и шофер первого класса. Он был непьющим, хотя имел двухлетнюю отсидку за хулиганство. Его слабостью были женщины, от которых он виртуозно скрывался. Точнее сказать, скрывался он не от женщин, а от исполнительных листов. Эти листы, как тени, неотступно следовали за ним по всему Северу.

                *      *      *

      Подошла «Ангара» - полярный десятитысячник с крепким корпусом и ледовым поясом толщиной более 40 миллиметров. Таких кораблей всего пять, они обслуживают арктические и антарктические трассы. Строили их в Голландии. Отличные мореходные качества, надёжное оборудование - всё это является предметом гордости моряков, плавающих на «Ангаре».
      Сначала Минморфлот намеревался заказать несколько десятков таких сухогрузов, но не нашлось нужного количества валюты. По этому же проекту стали строить у себя, в Комсомольске-на-Амуре. Получилось очень плохо - ненадёжно и грубо. «Пенжина» и «Амгуэма», побывавшие у нас на баре - из этой серии. Я был на «Пенжине». И по внешнему виду, и по механической начинке - никакого сравнения с «Ангарой».
      Капитан и главный механик «Ангары» пригласили нас с Никитичем в гости. Капитан Яффе, известный моряк, впоследствии ставший Героем Социалистического труда, никак не мог согласиться с тем, что наше судно строили финны. Ему, привыкшему к идеальным обводам морских кораблей, видеть утюгообразный корпус «Баскунчака» было, по меньшей мере, необычно.
      Меня больше всего поразило то, что на «Ангаре» все предметы не были принайтовлены. У нас же всё, что можно, привязано, пристёгнуто, прибито. Даже стулья и табуреты зафиксированы к полу. Размеры нашего судёнышка таковы, что и на малой волне его раскачивает как ваньку-встаньку. Поэтому мне было непривычно ощущать под ногами не качающуюся палубу, а неподвижную твердь.
      В конце разговора Яффе доверительно сказал нам:
     - Я всегда считал истинными мореходами рыбаков и парусников. Вас это не касается, потому что вы не моряки, вы - смертники.
      «Ангара» пришла к нам после ремонта, который производился в Китае. С этой страной у нас ещё были неплохие отношения. Было странно слышать от членов команды нехорошие высказывания в адрес китайцев. Мы еще не знали, что грядёт “культурная революция”.
      После разгрузки «Ангара» ушла в Канаду за зерном. Это был 1963-й год. А годом раньше наш государственный и партийный лидер Н.С.Хрущёв торжественно заявил, что собранного на целине хлеба хватит на четыре года. Видимо, «Ангара» должна была привезти запасы на пятый год.
               
                *      *      *

      На какое-то время наш теплоход превратился в своеобразный штаб, здесь обосновался со своими людьми начальник Индигирского эксплуатационного участка Виктор Сергеевич Стрелков. Мы смирились с этим. У нас мощная радиостанция, и начальник может переговариваться со всеми судами. У нас тёплые каюты и камбуз, даже есть провизионная камера.
      От того, удачен или неудачен будет завоз морских грузов, зависят судьба и благополучие большого региона. Вот поэтому начальник с помощниками здесь, на баре, где можно оперативно решать любые вопросы.
      Мы не против начальствующих гостей. Но когда они стали нас учить судовождению, капитан не выдержал и вылил на них такой поток отборной боцманской матерщины, что у них пропала охота показываться в рубке.
      Со мной Никитич продолжает быть исключительно корректным. Даже когда нас однажды при отводе баржи от «Ангары» стало прибивать ветром под нос сухогруза из-за того, что заглохли дизели, он не произнёс ни единого бранного слова. С немым укором он смотрел на меня, судорожно пытавшегося запустить машины, но молчал. А качающийся форштевень “Ангары”, как гильотина, уже нависал над нами… Потом, когда мы всё же успели выбраться из-под моряка и, опустошенные, сидели с ним на рундуке, он только качал головой и повторял:
      - Ну, Андрияныч... Ну, Андрияныч...
      На большее у него не было сил.

                *      *      *

      Под разгрузку подошёл сухогруз владивостокской приписки с названием «Родина». Это единственный оставшийся в эксплуатации пароход из знаменитой серии «Либерти». Корабли такого типа строились в США во время второй мировой войны для перевозки грузов союзникам. Они составляли основу конвоев. Как утверждают моряки, эти суда строились всего на один переход из Америки в Старый Свет, поэтому у них были слабые корпуса, тонкая обшивка, а само строительство корабля занимало не больше месяца. Применённый метод блочного строительства судов, когда на сборку судна приходят готовые, нашпигованные механизмами и оборудованием блоки, озолотил Соединенные штаты. За два года всего лишь два сборочных завода  умудрились построить более двух тысяч морских пароходов.
      Потом, когда некоторые «либертосы» были введены в состав нашего морского флота, им подкрепили корпуса, и они ещё долго бегали в каботаже. Но время шло, и из большой серии остался один.
      Я был на «Родине». Всё здесь рационально, нет ничего лишнего. Вертикальная паровая машина в три тысячи шестьсот лошадиных сил обеспечивает ход со скоростью четырнадцать узлов. Для сравнения замечу, что мощность дизелей на «Ангаре», имеющей примерно такую же грузоподъёмность, составляет девять тысяч  лошадиных сил.

                *      *      *

      Восточно-Сибирское море редко бывает спокойным. Тихим и солнечным мы его видели считанное число дней.
      В штиль мы блаженствуем, так как бар мелеет, и нам не нужно таскать баржи. Они стоят с речной стороны, сгрудившись в кучу. А мы в то время охотимся на уток. В сентябре сюда прилетает масса перелётных птиц, видимо, для них здесь есть корм. Охота проста до примитивности. Заметив приличную стаю, мы врубаем все свои лошадиные силы и мчимся к ней. На носу “Баскунчака” стоят все, кому достались ружья, а ближе к корме располагаются ловцы с сачками, привязанными на длинные мерные намётки. Когда утки оказываются на расстоянии ружейного выстрела, следует залп. А потом остаётся только подобрать дичь.
      Однажды в такую штилевую ночь в конце сентября мы увидели грандиозное северное сияние. Мне и раньше приходилось наблюдать это явление, но то было зимой, осеннее сияние я вижу впервые. Весь наш экипаж вышел на палубу и, словно завороженный, окунулся в гипнотизирующую симфонию сполохов: розовых, голубых, красных, зеленоватых... Краски поражают мягкостью и волшебством оттенков. Такой могучей игры природы я ещё не видел. Подумалось, что  великий Скрябин прав в своих попытках найти общность музыки и света. Жаль, что эту его идею беззастенчиво и грубо изуродовали, создав балдёжную светомузыку.

         Продолжение следует http://www.proza.ru/2018/08/10/1117


Рецензии