Безалкогольный день рождения

      Год 1986. Недавно, под давлением общественности, был принят указ Верховного Совета СССР  «Об усилении борьбы с пьянством».  Пьянство действительно стало повальным. Пили не только в ресторанах, столовых и кафе, но также на работе, дома, в подъездах, на детских площадках и на демонстрациях. В середине восьмидесятых на душу населения приходилось более 20 литров алкоголя, и от него умирал каждый третий мужик страны Советов.
       Основная причина заключалась в низком прожиточном уровне подавляющего числа советских людей и обезоруживающем дефиците товаров. Они не могли купить дорогую вещь, им приходилось выстаивать месячные очереди, чтобы приобрести холодильник или телевизор. Дефицитным было всё: одежда, обувь, электротехника, строительные материалы, радиоаппаратура и многие продукты питания.  Постоянное напряжение и стрессы люди снимали с помощью спиртного. Бутылка стала мерилом комфорта, единицей денежных расчетов и премиальным стимулом.
       Пивные ларьки с утра окружала толпа жаждущих с бидонами и трехлитровыми банками. Появились группы вымогателей, которых называли «душманами», они просто отнимали наполненные тары у одиноких очередников.
      Вспоминая то время, хочется отметить, что у многих весть о «сухом» законе поначалу была принята доброжелательно, потому что дальше так жить было нельзя.  В законе речь шла не о полном запрещении продажи спиртного, а о сокращении и упорядочении продажи. Продажа спиртного разрешалась с двух часов дня и до семи вечера. На две трети сократилось число магазинов, торгующих алкоголем. Запрещалась торговля на разлив, в кафе и столовых.
      Первый год действия закона дал отличные результаты – смертность в стране снизилась на 50 процентов. Потом пошло по принципу – «хотели - как лучше, а получилось - как всегда». Вместо того, чтобы увеличивать долю малоалкогольных вин, сократили их продажу. Было вырублено треть виноградников. Резко возросло потребление самогона и наркотиков. Появились первые токсикоманы, балдеющие даже от клея БФ.
      У наших друзей день рождения. Решено отметить его в ресторане привокзальной гостиницы-высотки, которая построена недавно, и в ней всё модерновое. Новым было и то, что в ресторане было запрещена продажа и распитие спиртного. Ну что ж, решили мы, в жизни у нас были разные приключения, надо испытать и это.
      Столы были накрыты щедрыми дарами ресторанной кухни, была даже красная рыба. Вместо привычных бутылок с винами и водкой стояла модные «Пепси-кола», «Тархун» и минеральная вода. Не было даже пива.
      Мы подняли тост за новорожденную и, опорожнив бокалы, по привычке дружно накинулись на вкусно приготовленные салаты. Конечно, ощущения было не те, что следовали после принятия водочки, но мы думали, что это пройдёт. Потом последовали второй, третий и следующие тосты, но после очередного принятия порции безалкогольного, есть хотелось всё меньше и меньше, а веселье всё не наступало. Гости вымученно улыбались, говорили какие-то очень умные вещи, но их лица оставались бледными под лучами ламп дневного света.
      Мужикам было тяжело. Они порывались вырваться из-за стола, чтобы смотаться домой, где у каждого в холодильнике стояла, полученная по талонам бутылка. Как бы она была кстати в такой компании, как бы она скрасила праздничные будни и как бы было здорово! Но жены твердо удерживали их от безрассудных поступков.
      Вяло заиграла музыка, ресторанный оркестр был тоже не в ударе. Танцующих было мало, только самые отчаянные выкаблучивались посреди пустой площадки и делали вид, что им весело. Остальные за столами хмуро переговаривались с ближайшими соседями, старательно обходя тему «сухого» закона. На столах ещё оставалось много съестного, но все отводили глаза даже от деликатесов. Тоска заполняла души присутствующих. Постепенно самые неустойчивые под разными предлогами откланялись, попрощавшись с хозяевами, и исчезли в сумраке ночи. Для других это был повод для ухода. Праздник закончился...
      Наутро все проснулись с сильнейшей головной болью, ещё никогда похмелье не было таким тяжелым. Насколько я знаю, безалкогольных праздников никто из наших друзей и знакомых больше не отмечал.
      На те годы приходится сочинение вот этого опуса.

      Нас – тьмы, нас – тьма:
      по мнению историков
      никто не знает, с коих давних дней
      вдруг объявилось племя алкоголиков
      - весёлых и общительных людей

      Вот говорят, мол, мы – больные-хроники,
      но кто не пьёт, тот – нравственный урод:
      кто больше нас в структуре экономики
      даёт стране товарооборот?*

      Бываем мы порою невозможными,
      бывает - отрываем от семьи,
      но как нам быть, когда звучат тревожные,
      пронзительные ноты: - До-си-ми!**

      Для нас открыты спецпрофилактории***,
      нас берегут, с нас не спускают глаз,
      а кто обидит нас, людей истории,
      история заступится за нас!

      * - в начале 80-х годов доля от продажи спиртного в общем товарообороте составляла 30%.
      ** - как уже отмечалось, алкоголь продавали с двух часов до семи.
      *** - лечебно-трудовые профилактории  (ЛТП)


Рецензии
Борис, добрый вечер!
Я к Вам с ответным визитом.

Ваш рассказ прочитал с интересом. Были-были времена... Вам довелось испытать безалкогольный день рождения и тяжелое похмелье на следующее утро от недоперепития. Нам же довелось испытать безалкогольную свадьбу, а свадьба - событие более значительное, чем день рождения. Кстати, на другой день после свадебного застолья даже лёгкого похмелья не чувствовалось, видимо употреблявшаяся нами "минеральная вода" была качественный, да и закус к ней был отличным. А как прошла безалкогольная свадьба, если пожелаете, можете узнать из моего рассказа о ней, получившего многочисленные отклики читателей. Даю ссылку: http://www.proza.ru/2012/12/14/1083.

С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   17.10.2019 21:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.