Клада - колода великая? Этимология
В первом политическом документе Древней Руси, Повести временных лет, некоторые термины, на взгляд автора, требуют уточнения содержания. Одним из таких слов-понятий является слово «КЛАДА», который обычно переводят как «колода» (великая).
См. в предисловии Повести временных лет (перевод О. В. Творогова) http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
* Оригинал
«И аще кто умряше, творяху трызну надъ нимь, и посемъ творяху кладу велику, и възложать на кладу мертвеца и съжигаху, и посемъ, събравше кости, вложаху въ <...> ссудъ малъ и поставляху на столпе на путехъ, иже творять вятичи и ныне. Си же обычаи творяху и кривичи и прочии погании, не ведуще закона Божиа, но творяху сами себе законъ».
* Перевод
«И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».
2) Существующая этимология
Словарь Академии Российской 1789 г.
Клада, 1) Колода; 2) Колодки; 3) В старинном употреблении означало Срубъ. Посемъ творяху кладу велику, и възложать на кладу мертв;ца и съжигаху. Ник. Лет. 1.10.
3) Обобщение
«Удивительным» образом древнерусский термин КЛАДА и условия, ситуация его применения (что это? для чего это?), совпадает с содержанием слова иврита ДАЛАК. Надо только прочитать его наоборот, как в иврите – русск. КЛАДА = наоборот АДАЛК = А+ корень ДАЛК = ивр. без гласных Д.Л.К., с огласовками ДАЛАК гореть, пылать.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
русск. КЛАДА = наоборот АДАЛК = А+ДАЛК = ивр. ДАЛАК гореть, пылать, для сжигания, для разжигания, для воспламенения. ДЕЛАК чтобы сжечь; т.е. СОЖЖЕНИЕ чего-либо.
В современном иврите
ДАЛАК - гореть, зажигаться, загораться.
ДЕЛЕК – горючее, топливо; ДЕЛЕКА – пожар; ДАЛУК – горящий.
Источник
* См. стронг иврита 1814-1815, ДАЛАК, ДЕЛАК
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 103;
б) Библейский образ
* Притчи 26:23: «Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные (ДАЛАК) уста и сердце злобное».
* Иезекииль 24:10: «Прибавь дров, разведи (ДАЛАК) огонь, вывари мясо; пусть все сгустится, и кости перегорят».
* Авдий 1:18: «И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа - пламенем, а дом Исавов - соломою: зажгут (ДАЛАК) его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это».
Вывод
Скорее всего, древнерусское слово КЛАДА описывает установленное место для кремации покойников или организацию сжигания (похорон) умерших, имеет логико-лексическую связь с термином иврита ДАЛАК - сожжение чего-либо.
Вероятно древнерусский летописец (монах Нестор) живший на рубеже XII века (уже христианское время) в Киеве употребил этот еврейский термин для обозначения обряда трупосожжения, существовавшего в Киеве до принятия христианства.
* Повесть временных лет
«И аще кто умряше, творяху трызну надъ нимь, и посемъ творяху кладу велику, и възложать на кладу мертвеца и съжигаху…».
Вероятный перевод
«И аще кто умряше, творяху трызну надъ нимь, и посемъ творяху СЖИГАНИЕ велику, и възложать на СЖИГАНИЕ мертвеца и съжигаху».
Таким образом, применив библейский иврит и образы, мы установили логико-лексическую связь между неясным древнерусским термином КЛАДА и термином иврита ДАЛАК. Слова тождественны, содержат одинаковый набор согласных знаков К.Л.Д. = Д.Л.К., обозначают одно явление действительности – СЖИГАНИЕ умершего человека.
* Примечание
Любопытная история совершается с именем "Нестор", согласно ЕБ (Болгарская энциклопедия) в XI веке – боярин из Македонии; в это время Болгария находилась под византийским господством.
Нестор был назначен в 1074 константинопольскими властями управителем в Дръстьл (Силистра, на Дунае) для борьбы с восстанием болгар. Прибыв на место, боярин перешел на сторону восставших и возглавил восстание в Подунавье, успешно действовал и громя византийские гарнизоны, дошел до Константинополя. После окончания восстания судьба его неизвестна.
Карамзин, проведя исследования списков "Повести временных лет" выяснил, что Нестор (киевский) появился в Киеве до кончины игумена Феодосия в 1074 г., каких-либо данных о его жизни нет. Что же получается, Нестор болгарский (1074 г.) и Нестор киевский (1074 г.) жили точно в один промежуток времени, возможно, ли такое совпадение?
Если мы вспомним про Охридскую (македонскую, 886-1767 гг.) книжную школу, существовавшую в это время то, появление в Киеве образованного летописца Нестора владеющего исключительно важной для того времени политической, исторической и географической информацией не будет загадочным.
14.8.2018 г.
Свидетельство о публикации №218081400644