На дизель-электроходе

      Мне повезло с практикой, которую мы, студенты-механики, проходили после третьего курса. По плану три месяца нам надо было  практиковаться на судоремонтном заводе, а ещё три – на судах в должностях мотористов. Мне хотелось работать на судне, и я договорился с однокурсником, который жил в Новосибирске и не горел желанием плавать, поменяться местами – я проведу всю навигацию на судне, а он – на заводе.
      Так, я очутился на дизель-электроходе «Композитор Балакирев». Это был хороший пассажирский корабль, только что построенный на чехословацкой верфи в Комарно. На Оби он выполнял роль плавучего дома отдыха.
       Командовал судном капитан-директор Черкасов Василий Иванович (на верхней фотографии он в центре композиции). У него славная биография. Во время Отечественной войны ему пришлось перегонять по Ледовитому океану речные плоскодонные пароходы с Печоры на Обь, а потом десять лет он работал на Колыме. Старшим механиком был Юрий Ильич Голещихин, отработавший после окончания нашего института несколько лет на рыбопромысловых судах, а впоследствии долгое время был механиком-наставником в Западно-Сибирском пароходстве.
      Мы работали при постоянной вахте в машинном отделении. Это было против всех санитарных правил, потому что шум от дизелей и работающих механизмов был такой, что после четырехчасовой вахты проходило не менее получаса, пока к человеку возвращался слух. А через восемь часов отдыха надо было вновь идти на вахту. Но когда тебе девятнадцать лет, на такие мелочи кто будет обращать внимание.
      В соответствии с назначением «Балакирев» ходил по своим туристским, экскурсионным и развлекательным маршрутам. Мы заходили в старинный Томск, добирались до Нарыма, чтобы показать отдыхающим музей товарища Сталина, останавливались на отдых там, где было приятно проводить время. Экипаж и команда обслуживания была большая – около семидесяти человек. Капитан, как и положено на корабле, был единовластным начальником. Помню случай, когда неисправимо пьющих отдыхающих высадили на пустынном берегу, как в давние времена высаживали пиратов на необитаемые острова.
      Для нас, практикантов, работа давала возможность хоть что-то приобрести из вещей. Последние месяцы, когда меня повысили до третьего помощника электромеханика, зарплата оказалась достаточной, чтобы купить себе костюм и китайскую синюю шубу на козьем натуральном меху. Эта шуба с капюшоном здорово выручила меня позднее на Колыме.
      Работа на «Балакиреве» мне вспомнилась, когда вся страна узнала о трагической гибели однотипного судна с названием «Булгария» (первоначальное название – «Украина»). Судно утонуло 10 июля 2011 года при входе в Куйбышевское водохранилище. Я знаю, отчего оно утонуло, потому что с «Балакиревым» едва не произошла аналогичная трагедия.
      Связано всё с корпусными иллюминаторами и человеческой беспечностью. Под обносами корабля расположены иллюминаторы, от нижнего края которых до поверхности воды чуть более метра; часть из них наглухо закрыты, а другие могут открываться и закрываться на резиновых прокладках с помощью барашков. Иллюминаторы нужны для освещения помещений, находящихся под главной палубой.
       В носовой части по проекту располагались каюты рядового состава экипажа. Я жил в одной из таких двухместных кают и помню, что сам открывал и закрывал в жаркие дни иллюминаторы, чтобы уменьшить духоту. Систем кондиционирования в те годы на судах не было, а от обычной вентиляционной системы толку было мало.
      После жаркого летнего дня мы вышли из шлюзов и пошли по Обскому водохранилищу. Поднялся ветер, который погнал приличную волну. Одна из волн хлестанула по скуле корпуса и промчалась вдоль борта. Через открытые иллюминаторы вода хлынула в корпусные помещения. Хорошо, что в каютах были люди, отдыхающие после вахты. Иллюминаторы быстро закрыли, и большой беды не случилось.
      На «Булгарии» произошло то же самое, но закрыть иллюминаторы было некому. Для увеличения пассажировместимости носовые каюты были объединены в одно помещение, где в злополучном рейсе размещались дети. В момент выхода судна в водохранилище детишки были на верхней палубе, где проходило какое-то массовое мероприятие. Из-за жары иллюминаторы были открыты, потому что когда судно шло по реке и шлюзам, волнения практически не было. К несчастью, на судно обрушился шквал именно при выходе в водохранилище из подводного канала. Ударов нескольких десятков волн было достаточно, чтобы носовое помещение заполнилось водой, что привело к дифференту на нос и увеличению поступления воды в корпус. Мало того, вахтенный, видимо пытаясь поставить судно поперек волны, сделал резкий поворот и судно накренилось, что усугубило положение.
     Удивительно, что экипаж «Булгарии» проявил ужасную беспечность. Наверное, в правилах прохождения водохранилищ есть упоминание о корпусных иллюминаторах. Я помню, что после случившегося на «Балакиреве», при каждом выходе в водохранилище следовала обязательная команда по судну – «Задраить иллюминаторы!» И за выполнение этой команды отвечал вахтенный штурман.
       Беспечность рано или поздно оказывается наказуемой.


Рецензии
Борис!
Простая, не переполенная запятыми речь. Читается легко, поэтому интересна.Придираться не к чему. Это я о редактировании.
Меня смущает то, что к тому, что просматриваю, нет реценций.

Станислав Сахаров   05.05.2019 05:16     Заявить о нарушении
Меня это тоже смущает, но не особо расстраивает. Видимо, для современной читательской и писательской публики это не ко двору. Спасибо за рецензию.

Борис Колпаков   05.05.2019 07:33   Заявить о нарушении