Слагаемые

Рецензия на "Смысл жизни" В.Филатова


Можно отдельно разбирать и спорить с каждым блестящим предложением, но в целом остаётся впечатление изящной конструкции, изящного решения задачи из заранее заданных слагаемых - общепринятых понятий, трактовок понятий.
Но слагаемые могут быть другими.
Возьмём смысл, смысл жизни - даже не слагаемое, а, собственно, задачу. Ребёнок до подросткового возраста может вообще не иметь этого понятия в своём багаже - как-то вне интересов - при этом в разуме ему не откажешь, как и в жизни, которая поярче всей последующей. Следовательно, Ваши и другие подобные мучительные изыскания для него равны нулю. Таким образом, есть мир, гуляющий рядом с нами, где смысла жизни нет. И это не воспринимается трагически, с заламыванием рук - вопроса нет как такового. Если спросить: "А зачем ты живёшь?" - "Живу, и всё". "А если завтра умрёшь?" - "Умру, и всё. Какие проблемы, дядя?". Почему такую трактовку не взять за слагаемое следующей книги? В ней может быть о-очень много чего - из того, что мы пережили и ощущали в детстве, можно составить целые тома. И в этом будет... свой смысл жизни, притягательный смысл, который, в отличии от подростка, по прошествии лет мы уже в состоянии осмыслить и оценить по достоинству. 
Насколько наша система слагаемых правомочнее его?
Возьмём другие. Жизнь - отрезок от сих до сих, начало и конец. А почему не это настоящее мгновение, ведь, прошлого и будущего по факту нет. И тогда сравнивать нашу жизнь с вечностью Вселенной не имеет смысла - сейчас они равны и равны этому мгновению.
Ложь, ложь существования. Может, всё дело в том, что наша система слагаемых, на которую мы возлагали такие надежды, летит к чертям? И это не ложь вовсе, а другая система?
Иллюзия. Если наши ум и чувства откликаются на неё, если она руководит нашими действиями и жизнью, втягивая в свой круг другие - насколько она иллюзия? Может, наоборот, наша правда - иллюзия?
Разум. О, это великое слово. Но чего стоит разум, не отвечающий на элементарные вопросы жизни и смерти? Вопрос вопросов, ткань нашего существования неуловима "великому разуму". Разум ли это? Разум ли дал Бог, и... Бог ли это был?
Я взял навскидку первые попавшиеся, но многие другие вытекают из этих.
Итак, я вижу Человека, который, сидя в тёмной-тёмной комнате, вынужден только, что играть некими умозрительными понятиями, естественно отражающим его печальное существование. Он не чувствует радость жизни - и сооружает из книг помост для петли. Он не понимает смысл - и выдумывает Божье провидение. В этой темноте Я - единственное, что у него есть, и он обвиняет тёмную Вселенную, не догадываясь о её красоте за этими стенами. Он не видит смысла - потому что единственный доступный для него смысл - дохнуть в темноте.

Можем ли мы перестроить наш разум, имеем ли причины для этого? Вернуться к состоянию, при котором не ищем ответов, потому что нет вопросов? А их нет, потому что ответы и так ясны, слагаемые из ощущений других понятий? Можем. И картина мира будет холодна или горяча, но не пуста.

Я специально взял примером подростка, а не алкаша, пошляка или сумасшедшего - у него светлая, трезвая голова и далёкие идеалы. Его мир не убог, чего не скажешь, положа руку на сердце, про розановский "чай с малиновым вареньем". Он наполнен отзвуками трансцендентального, естественно и легко. Можно сказать, что тёмная комната его ещё только обволакивает и разум, множащий печали, ещё только вступает на авансцену. Да, этот разум именно этим и занимается. И когда ребёнок, порой, с недоумением и сожалением смотрит на взрослых, может, он более прав, его картина мира ближе к истине? И там надо искать ответы на вопросы?


Рецензии
Ну, если честно, автору этих размышлений нужно было сначала начитаться умных книг, притом много и разных, пресытиться ими, чтобы потом поставить под сомнение авторитет того самого ума...
Так было и с Львом Толстым. Когда этот титан мысли начал высказываться против цивилизации и её достижений, его начали за глаза называть выжившим из ума стариком.
...
"Возьмём другие. Жизнь - отрезок от сих до сих, начало и конец. А почему не это настоящее мгновение, ведь, прошлого и будущего по факту нет. И тогда сравнивать нашу жизнь с вечностью Вселенной не имеет смысла - сейчас они равны и равны этому мгновению". Да, так оно и есть. "Призрачно всё в этом мире бушующем, есть только Миг - за него и держись".

Валерий Ветер   31.01.2019 01:30     Заявить о нарушении
Если Филатов, адресат моей рецензии, такой умный, то мог бы, хотя бы, процедить сквозь зубы хоть что-нибудь в ответ. Но обе мои рецензии удостоились глухого молчания. И думаю не из-за спеси, а из-за того, что ему нечего сказать. Вся его "гениальная" теория строится из одной парадигмы, а я выложил другую. Это иной срез осознания, другая картина мира, во многом плод, кстати, личных ощущений. Если ты претендуешь на пророка в последней инстанции, выдвини контраргументы. Только вся штука в том, что главенствующая часть философии и науки и базируется на сложившейся тысячелетиями определённой ментальности, в истоке довольно подозрительной, где некоторые определения имеют слишком большой вес. Скажем, "смерть" некоторыми справедливо отмечается несуществующим для каждого явлением - до последней секунды мы живём, а дальше неосознанное ничего. Смерть мы видим только со стороны, но тем не менее это основная страшилка всей жизни. Это интересная тема для осмысления, имеющая большой внутренний потенциал. Повторюсь, другая картина мира и себя. Уж если ты ищешь истину, принимай каверзные выпады.

Спасибо за согласие.

Андрей Рамодин   31.01.2019 23:25   Заявить о нарушении
Кстати, его теория заключается в какой-то гитлеровской ненависти к жизни как заведомой мерзости, сплошном страдании, дарвиновском "человек человеку волк". Таких в Средние века вполне справедливо отправляли на костёр.

Андрей Рамодин   31.01.2019 23:35   Заявить о нарушении
Я не знаю этого человека...
Но уверен в одном: возмущаться, бунтовать можно, порой даже нужно;
а вот унывать ни в коем случае нельзя.
Или холоден, или горяч.
...
Вообще, когда болит зуб, или ушла к другому жена, отношение к жизни меняется...
Поэтому сложно объективно оценивать людей, их поведение, не зная их состояния.
http://www.stihi.ru/2019/01/31/9545
(Изложено сегодня)

Валерий Ветер   01.02.2019 00:28   Заявить о нарушении
"Жизнь - отрезок от сих до сих, начало и конец. А почему не это настоящее мгновение, ведь, прошлого и будущего по факту нет. И тогда сравнивать нашу жизнь с вечностью Вселенной не имеет смысла - сейчас они равны и равны этому мгновению". — Глубокий отрывок. Действительно, что есть пресловутое время - скорость оборотов небесного тела вокруг своей оси и относительно далеких звезд. [А что же там за кругом земель, за хором планет, «где ни мрак, ни свет и где времени нет». Кому-то нужно перелопатить горы литературы по физике и философии, чтобы в итоге придти к пониманию иллюзорности времени, а кто-то как вы, Андрей, подобно Эдгару По, схватываете интуитивно.]
Так и для человека никакого будущего и прошлого нет - есть лишь скорость движения молекул в отдельно взятом теле. На микроуровне царят свои законы - хоть я и не поклонник редукционизма, но в данном вопросе действительно лучше не усложнять. Привычное нам время возникает на макроуровне, в ткани социального. Так, капиталист извлекает прибавочную стоимость из прибавочного времени работника. Время, таким образом, суть трудочасы, которые, опять же, можно выразить в материальной форме прибавочного продукта, либо в виде денег, эквивалентных "времени". Не зря ведь говорят "время - деньги".

Паша Цвибышев   03.02.2019 11:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Паша, за научное обоснование, или допущение, моих слов. В общем-то, у меня никогда не возникала мысль придавать своим ощущениям какой-то логический облик - просто, автор раззадорил. Почему я говорю об ощущениях? Потому что, конечно, "в здравом уме" подобные идеи вряд ли придут в голову - против них восстаёт весь наш опыт и вся наша картина мира. И только потеря ощущения времени заставляет присмотреться к иному рисунку бытия посерьёзнее. И здесь же лежат и ответы на капитало-часы и вообще социалку - они порождение привычного видения себя, своей жизни и чужой как определённого отрезка времени, которого можно как-то кроить, планировать, рассчитывать. К сожалению, на деле столь вдумчивый подход чаще приводит к бездарному разбазариванию времени-жизни. Мы собираемся жить в будущем, или жили в прошлом, но текущий момент уныло струится сквозь пальцы. Конкретней - что можно сказать о 8-ми и больше рабочих часах в течении многих драгоценных лет, которые, как правило, не приносят никакой радости? Чуть ли не вся жизнь приносится в жертву более-менее сносного существования, банально что-то пожрать. Это жёсткая схема, из которой не выскочишь. Но выстроена она и держится благодаря общему упомянутому взгляду на время. В противном случае неизбежно случился бы бунт, человечеству бы пришлось активно искать другую социально-трудовую повестку, ещё лучше, если бы она строилась изначально - в таком случае, все мы имели бы совсем другую картину мира (и жизнь), и нашу нынешнюю, возможно, так же оценивали, покрутив пальцами у виска. По крайней мере, было бы с чем сравнивать. Возможно, и жажда наживы капиталюг также не имела бы места. В-общем, этакий коммунизм, о котором, кроме предположений, сказать что-либо трудно.
С другой стороны, легко - во снах мы в этом коммунизме. Но сны и есть сны - там всё каким-то макаром уже есть, и ты занимаешься чем угодно, но не стоишь по 8 часов у станка.

Андрей Рамодин   03.02.2019 16:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.