Признание

      Я благодарен судьбе за то, что она предоставила мне возможность побывать во многих уникальных и прекрасных местах нашей большой родины. Я видел величественные мачтовые сосны на байкальских берегах, загадочные могильники в желтых степях Хакассии, разноцветье приамурских гольцов и покрытые пихтачом изумрудные склоны Горной Шории, поющие на ветру кедры нарымской тайги и подснежники индигирской тундры. Мне довелось бывать во льдах Северного Ледовитого океана и сплавляться на плотах по бурному Гилюю. Я любовался редкими субтропическими растениями в батумском ботаническом саду на Зеленом Мысе и наблюдал сполохи северного сияния на другом Зеленом Мысе, что расположен в низовьях могучей Колымы.
      Но сердце мое, как это ни странно, отдано скромному уголку северной Руси, который расположился между двумя древними городами - Ярославлем и Угличем. Не знаю и не могу объяснить, чем привлек меня, сибиряка, этот край - то ли реликтовыми сосновыми борами и роскошными березовыми рощами, то ли святой стариной, но, раз побывав здесь, а случилось это более чем сорок лет назад, я уже не могу представить свою жизнь без этого милого края. Иногда в душу закрадывается крамольная для материалиста мысль о том, что во мне говорят гены, сохранившие далекую память предков, живших когда-то в этих местах. Может быть…    
      Как бы то ни было, но я счастлив от того, что на Земле есть место, куда постоянно стремится моя душа, есть люди, которым ты рад и небезразличен. Где бы я ни жил, но в период летних отпусков для меня нет выбора, куда ехать. И если мне позволит судьба, остаток своей жизни я проведу здесь.
     Благословенна земля борисоглебская. История возникновения местного монастыря восходит к временам памятным и великим. Сам Сергий Радонежский одобрил выбор места для его строительства, а разрешение на возведение храмов дал князь ростовский Константин Васильевич, зять Ивана Калиты. И было это в 1363 году от рождества Христова.
      Как-то по особому смотришь на могучие башни и стены борисоглебского кремля, когда узнаёшь, что именно здесь служил иноком легендарный Пересвет, вышедший на смертельный поединок в защиту земли русской с монгольским батыром Темир-мурзой.
      Внук Дмитрия Донского, прозванный Василием Тёмным, находил в этом монастыре приют и защиту в период непримиримых свар со своим дядей, князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Шемякой и Красным. Недалеко от Борисоглеба на реке Могзе состоялась известная историкам битва между этими противниками, в честь которой установлена церковь в селении Никола-Бой.
      В Борисоглебском монастыре  был крещен в 1440 году Иван 111, сын Василия Тёмного. Внук Ивана 111, тиран Иван Грозный, тоже бывал в монастыре и не раз жертвовал большие деньги на его обустройство и содержание. Навещали борисоглебский монастырь спасители русской земли Скопин-Шуйский, а чуть позднее - Дмитрий Пожарский.
      Но вернемся к началу истории борисоглебского монастыря. Основателями его считаются пустынножители Федор и Павел. Деревянный поначалу, монастырь в 16-м веке был обнесен каменной стеной со сторожевыми башнями. Были построены: Благовещенская церковь, собор великомучеников Бориса и Глеба, звонница, настоятельские покои и другие здания.
      У местных  богомольцев наибольшим почитанием пользуется монах-затворник Иринарх, житие которого пришлось на время великой смуты начала 17-го века, когда польские и литовские отряды Лжедмитриев бродили по русской земле в поисках наживы. Разорив ростовский кремль, пришли они и к борисоглебской обители, в то время уже превращенной в мощное оборонительное сооружение с многометровыми каменными стенами и могучими сторожевыми башнями. Имея запас воды во внутреннем пруду и достаточные запасы продовольствия, эта крепость могла бы стать неприступным бастионом в борьбе с иноземными разбойниками, но не стала. Почему? Пока что историки достаточно обоснованного объяснения не имеют.
      Известно, что когда монастырь был окружен воинами Яна Сапеги, к ним в качестве парламентера вышел старец Иринарх. Ум и добронравность монаха пришлись по душе Сапеге, и он пообещал, что не сотворит зла местным жителям, если они добровольно откроют ворота кремля. Ворота были открыты, иноземцы сдержали слово и, пробыв какое-то время в монастыре, ушли искать приключения и добычу в другие края.
      У Иринарха просил благословение князь Скопин-Шуйский, когда шёл освобождать Москву. Иринархово  напутствие помогла собраться с силами Дмитрию Пожарскому. Когда объединенные войска ополчения прибыли в Ярославль, на князя было совершено покушение. В ополчении началось смятение. Князь Пожарский пришел к Иринарху за советом. Старец сказал ему: «Иди, и ты победишь!». Предсказание сбылось.
      С именем Иринарха связаны многие местные поверия. Так, говорят, что когда-то в здешних местах было много змей, доставлявших жителям массу неприятностей. Не ведая, что делать, люди обратились к старцу с просьбой избавить их от этой нечисти. Иринарх выполнил их пожелание, он обошел вокруг Борисоглеба, окропив свой путь святой водой, и змеи исчезли.
      Не знаю, насколько правдива эта история, но за долгие годы блуждания по окрестным лесам и лугам в радиусе пяти-шести километрах от Борисоглеба я ни разу не встречал змей. В более отдаленных местах я видел этих  гадов неоднократно, а рядом с поселком - никогда.
      Уже много лет богомольцы устраивают крестный ход от Борисоглеба до Кондаково, где родился святой старец. Люди идут пешком около 35 километров. И с каждым годом их становится все больше и больше.
      Борисоглебский кремль не столь блистателен и знаменит, как его сосед в Ростове-Великом, но он не менее уникален и грандиозен. Около двух километров составляет путь вдоль его стен. Особую прелесть этому архитектурному ансамблю придает окружающая природа - истинно русский, волнующий сердце Валдай.
      Селение, постепенно разросшееся около монастыря, называлось когда-то Борисоглебскими слободами. Само название говорило о том, что здесь жил свободный торговый люд. В пятидесятые годы нашего просвещенного двадцатого века кому-то показалось, что слово “слободы” звучит слишком архаично, и его убрали из названия. Поселок стал называться Борисоглебским, чтобы не выделялся он из стройного ряда поселков Советских, Депутатских, Первомайских и прочих “ских”. Местные жители, да и все ярославцы во все времена любовно зовут его Борисоглебом.

                Борисоглебский кремль (фото из Интернета)


Рецензии