Нищий духом о Боге
1 Иоанна, гл. 4:8
Нищий духом сказал: «Малый червь проник в яйцо и растворился в его недрах - таково начало бытия моего. Девять месяцев взрастал я в горячей тьме, в глубинах соленых вод. Следуя свету Луны, совершил я тысячи удивительных превращений от крошечной зиготы до млекопитающего. И вот я сделал первый вздох на земле, летящей сквозь бесконечные ледяные бездны. Зачем?
Мириады лет существует вселенная, а жизнь моя от рождения до смерти лишь ничтожно краткий миг. Люди пробудили мой разум и научили меня помыслам и делам человеческим. Я стал человеком благодаря им, ибо не будь их, я сделался бы зверем и мысли мои и поступки были бы звериные. И вот я стал человеком. Зачем? Чтобы породить потомство и продолжить хрупкую цепь жизни? Но только ли для этого рожден человек?
Разум побуждает нас к поискам смысла. Но может ли быть хоть какой-то смысл в мире, где нет милосердного Бога? И сказал я в сердце своем: «Мир без любящего Бога не имеет смысла, как и бытие человеческое». И пошел по кругу земли искать Его.
И вот передо мною великий базар, на котором кружит многоголосый и пестрый сонм торговцев. Они торгуют богами. В их лавках стоят боги на все вкусы и на все случаи жизни. И торговцы под стать своим богам – в золотых рясах, увенчанные рогатыми митрами, в расшитых балахонах с драгоценными нагрудниками, в пурпурных плащах и набедренных повязках, в грязном рубище, лысые и бородатые, с умасленными локонами и с грязными космами, кишащими вшами. Они гремят курильницами, кимвалами, бубнами и трещотками, шелестят древними свитками и стучат резными дощечками, бормоча молитвы у ног своих ухмыляющихся истуканов.
И вот я вижу множество богов – похотливых и злых, мстительных и завистливых, крылатых и многоруких, одноглазых и пузатых, рогатых и змиевидных, являющихся в огне, вихре и облаках, потрясающих молотами и перунами, насылающих казни и гремящих громами, истребляющих непокорных и отпускающих грехи за кровавые жертвы. Это князья боли и неизбывных страданий, это исчадия человеческих кошмаров. И я тороплюсь поскорее миновать их дымящиеся алтари.
А торговцы вопят мне вслед: «Эй, путник, иди к нам! Посмотри на наших богов – они могущественны и всеведущи! Это боги-ревнители, мстящие грешникам и пламенеющие яростью на врагов! Поклонись им в страхе и трепете душою своей! Исполняй волю их! И они спасут тебя от несчастий и одарят многими благами, если падешь перед ними ниц! А если останешься глух к нашим призывам – наши боги жестоко покарают тебя, поразят неисцелимыми язвами и скорбями, а когда ты умрешь – заточат душу твою в вечные наиужаснейшие преисподнии, откуда нет надежды выбраться. Принеси дары свои нам, служителям великих богов, внимай нашему слову и подчиняйся нашей воле, как раб. И тогда мы расскажем нашим богам о твоем благочестии, и они окажут тебе милосердие, склонятся к твоим молитвам и сотворят для тебя желанные чудеса!».
При этом торговцы, со злобой и остервенением плюют друг в друга и сквернословят о чужих богах, вопя: «Не верь им, их боги ложны! Их боги слабы и ничтожны в сравнении с нашим! Их боги бесы!».
А между разукрашенных лавок бродят пустоглазые шарлатаны, которые кидают в торговцев лепешки навоза и пачкают их сверкающих истуканов комьями грязи: «Нет никаких богов!» - вопят они, брызгая слюною. – «Нет никаких богов, потому что мы не боги! Боги мертвы!». И подобно нечестивым некромантам учат безумию: «Жизнь случайно возникла из небытия и неизбежно уйдет в небытие». Но может ли мертвое родить живое? И как безликая тьма могла породить свет разума?
Вижу я и третий род безумцев, восседающих с раскрашенными лицами на высоких подмостках. Они кричат: «Если и есть боги, то это мы! Ибо мы богаты и наделены властью, и являемся владыками своей судьбы! Мы превосходим других человеков знанием и силой и можем истребить любого из них из одной только прихоти. Мы презираем жалких людишек, ибо они всего лишь пыль на наших роскошных одеждах. Мы пастухи человечьего скота! Мы судьи и мясники для презренных овец! Мы боги-волки - архонты этого мира! Иди к нам, освободись от предрассудков черни и стань таким же могущественным как мы!».
Так призывают душу мою со всех сторон. Но я не отдам свою свободу страшным богам и их служителям, ибо богов, говорящих верным своим: «Поднимите мечи свои и убейте неверных! Истребите грешников до последнего колена!» - почитаю я за кровожадных дьяволов и восстаю против злобы их. А потому прохожу мимо окровавленных алтарей, смердящих мертвечиной, серой и ладаном.
Обхожу стороной и грязных пустоглазых кликуш с их ничтожной мудростью.
Спешу я и мимо высоких подмостков с размалеванными глупцами, мнящих себя богами, но в безумии своем забывшими о серпе смерти.
Долго скитался я по земле и теперь возвращаюсь в дом свой, потому что открылось мне, что не на суетных базарах людского тщеславия следует искать Бога, а на высотах сердца человеческого, ибо там сокровенная обитель Его.
Я ищу Бога, живого для мертвых и для живых. Я знаю, что Он милосерден и сильнее смерти, что Он мудр и животворящ, что Он прощает и милует, поддерживает и укрепляет, что Он чужд мести и зла, что Он не творит вечных мук и преисподен, что Он не наказывает, а спасает, что Он любит людей, как заботливый Отец, и научает их милосердию и любви, что Он идет на жертвы, ради спасения своих детей.
Только такому Богу я скажу в сердце своем: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». И только такому Богу я добровольно отдам свою душу.
И если бы такого Бога не существовало, то бытие не имело бы смысла, а смерть была бы предпочтительней жизни. Но скажет ли мудрый, что тьма превосходнее света?».
Свидетельство о публикации №218081700469
Хорошо, что религиозная философия жива. Текст резко выделяется на фоне бесконечного потока псевдорелигиозной литературы. С интересом прочитал. Спасибо.
«Я ищу Бога, живого для мертвых и для живых».
Люди всегда искали Его. Наверное, есть смысл познакомиться с Откровениями. К сожалению, допотопные Откровения до нас не дошли, а в текущей цивилизации, на мой взгляд, пока было семь величайших Откровений: Шумерские тексты, Ригведа, Авеста, Пятикнижие (Тора), Типитака (учение Будды), Евангелие (Новый завет) и Коран. Все имеют возможность их прочитать. «Знание – сила». Существует ли между всеми Откровениями связь? Полагаю, да.
Конечно, есть и другие удивительные тексты: «Египетская книга мертвых», «Тибетская книга мертвых», «Дао Дэ Цзин» и так далее.
«Нет никаких богов!» - вопят они, брызгая слюною. – «Нет никаких богов, потому что мы не боги! Боги мертвы!». И подобно нечестивым некромантам учат безумию: «Жизнь случайно возникла из небытия и неизбежно уйдет в небытие».
Некоторые из них рассуждают иначе: «Бог (боги) есть. Но это люди придумали для себя бога (богов), а не бог (боги) создали людей. Мир познаваем. Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение». Другой вопрос, что в основе такого подхода тоже лежит своеобразная метафизика, но это уже нюансы).
«Если и есть боги, то это мы! Ибо мы богаты и наделены властью, и являемся владыками своей судьбы!
Желающие исполнять роль Бога на Земле были, есть и будут. В любом сообществе есть определенный процент сумасшедших, опасных для социума. В людях есть много всего разного, в том числе и антиразумного, и антигуманного)
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 19.03.2024 13:42 Заявить о нарушении
О Боге написаны тысячи тысяч религиозных текстов, зачастую взаимоотрицающих и противоречащих друг другу, но все они имеют один источник – желание познать Бога, как причину смысла бытия человека - смертного существа наделенного разумом. Без Благого и Любящего Бога, смысл жизни человека относителен и жалок, поскольку все его "земные ценности" (слава, власть, богатство, удовольствия и проч.) преходящи и отрицаются смертью. Мы ищем некоего вечного смысла личного бытия человека и жаждем верить, что человек не случайное явление на этой Земле, и что жизнь наша имеет некий абсолютный безусловный смысл. И без Бога этот вопрос невозможно решить положительно. Любая же форма материалистического атеизма неизбежно приводит к нигилизму и отрицанию любых непреложных смыслов, как таковых.
За свою историю человечество накопило громадный опыт богопознания, опирающийся на опыт отдельных личностей испытавших теофанию – пророков, святых, философов, мистиков и простых людей. Этот опыт многократно переосмыслен, перетолкован и переварен в массовом сознании, замутнён фантазиями безумцев, лжепророков, шарлатанов и суеверных невежд, извращён глупцами, изуверами, фанатиками и лжецами. В итоге, имеем то, что имеем. И каждый сам решает, по своей совести и по своему разумению, из какого источника ему пить, разве, что услышит таинственный голос: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?".
Всего доброго!
P.S.: В цикле "Нищий духом", есть миниатюра и о сотворении богов,
Лео Корсо 19.03.2024 22:56 Заявить о нарушении