Агеево, Агеевская, Аггей - топонимы, этимология

Во єдину книгу совокупляются сіи дванадесять: осіа,
амосъ и третій міхей, потомъ іоиль, потомъ іона, авдій,
наумъ, аввакумъ, софоніа, аггей, далее захаріа и малахіа

Книга Правил святых апостолов, святых соборов,
вселенских и поместных, и святых отцов.
Все правила и послания, М., 1876
 
 
1) Существующая топонимика

Агеево — деревня в Славгородском районе Могилёвской области.
Агеево — деревня в Белозерском районе Вологодской области.
Агеево — деревня в Великоустюгском районе Вологодской области.

Агеево — деревня в Санчурском районе Кировской области. Царевосанчурский уезд, первая ревизия 1723 - 1724 г.г., указана Починка Агеева. По спискам 1859-1873 гг. Агеево, большая деревня, жителей 313 чел.

Агеево — деревня в Слободском районе Кировской области.
Агеево — деревня в Темниковском районе Мордовии.
Агеево — деревня в Верещагинском районе Пермского края.
Агеево — деревня в Жарковском районе Тверской области.
Агеево — посёлок в Суворовском районе Тульской области. Деревня Агеева показана на карте: Трехверстовка Тульской области. Военно-топографическая карта, 1874 года.

Агеево — деревня в Даниловском районе Ярославской области. Показана на карте Менде Ярославской губернии, 1857 года; http://www.etomesto.ru/map-yaroslavl_mende/

Агеево — деревня в Некрасовском районе Ярославской области.
Агеева Слобода — деревня в Юхновском районе Калужской области.

2) Топонимика XIX века по Спискам населенных пунктов Российской Империи
http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=&full=1

Агеева - Лихвинский уезд Калужской губернии по сведениям 1859 г. По карте Шуберта 1867 г.,  лист Лихвин 14-14, показана деревня Агеева, неподалёку к западу монастыри: Покровский Добрый (у с. Доброе), Троицкой Лютиков (на реке Ока). Также: Трехверстовка Тульской области. Военно-топографическая карта, 1874 года.

Агеева - Медынский уезд Калужской губернии по сведениям 1859 г.
Агеева (2) - Поречский уезд Смоленской губернии по сведениям 1859 г.
Агеева Слобода – Медынский уезд  Калужской губернии по сведениям 1859 г.
Агеево - Романово-Борисоглебский уезд Ярославская губерния по сведениям 1859 г.
Агеевская – Пинежский уезд Архангельской губернии, 1859 г.
Агеевский – Жиздринский уезд Калужской губернии по сведениям 1859 г.
Агеевский хут. - Жиздринский уезд Калужской губернии, 1914 г.
Агеевщина – Поречский уезд Смоленской губернии по сведениям 1859 г.
 
3) Применение имени и топонима в русском языке

а) Автор calibrator37, Мои предки; https://zhevskaya.livejournal.com/20253.html

По отказным книгам в 7190 т.е. 1682 году отобрана деревня Шабанова у капитана Смоленских стрельцов Никифора Калашнитина. Григорию Афанасьеву Мальковскому  … в 190 и в 191 годах пожаловано имение в Бельском уезде Днепровской волости деревня Шебанова с деревнями и пустошами (на речке Непреце) д. Вязовая. Пустоши: Прудниково, Прудки, Марозонки, Агейково, Глухое, Хватово, Захарково.
 
б) Национальный корпус русского языка

* Выпись из писцовых книг Ивана Федоровича Хидырщикова на вотчину Ник.-Угр. монастыря с. Горы с дд. в Кистемской вол. Переславского у., рыбные ловли в р. Нерли и монастырские дворы у Соли Переславской (1543-1544): «во дворе Стенка Агеев, во дворе Матюк Васильев».

* Правая грамота суда ярославских писцов Семена Александровича Плещеева и Василия Иванова сына Беречинского приказчику Сп.-Яр. монастыря с. Кормы Шестаку Артемьеву и монастырским крестьянам по тяжбе между ними и людьми кн. Ивана Федоровича Мстиславского. Включает более ранние документы (1509, 1538) (1543.01.18): «И перед писцы княж Ивановы старожилцы Захар Агеев и его таварищы сказали по крестному целованью…».

* Судное дело в Приказе Казанского дворца по челобитью служки нижегородского Благовещенского монастыря В. Шадрина (1621-1622): «И в нынешнем во 130-м году генваря в 27 день писали ко государю царю и великому князю Михайлу Федоровичю всеа Русии с Курмыша писцы Тимофей Павлов да подьячей Агей Федоров…».

* Записная книга Московского стола 7155 года (1646, сентябрь – 1647, август) (1646-1647): «Въ Порхове новгородецъ Агей Борановъ, посланъ во 153 году».

4) Обобщение и вывод

а) Библейский пророк Аггей

Аггей, ивр. Хаггай праздничный (родился в праздник) - пророк Ветхого Завета, ок. 520 г. до н.э. Пророчества его направлены к  предводителю первой группы евреев, возвратившихся из Вавилонского пленения в Иерусалим,  Зоровавелю и первосвященнику Иисусу. Он упрекает их в бездействии и поощряет к возобновлению работы по восстановлению Иерусалимского храма.
 
При раскопках на площади Харам эс Шериф, прежде занятой иерусалимским храмом, была найдена древнееврейская печать с вырезанною на ней буквами древнееврейского шрифта с надписью: «Аггея, сына Шевании».

В русской иконографии одно из ранних изображений Аггея в пророческом ряду иконостаса, сохранилось на иконе 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

б) Иконография XV века, в деловых актах имя и фамилия фиксируются с XVI века, топонимика с XVII века. Когда появился церковнославянский перевод Книги пророка Аггея неизвестно (данных найти не удалось). Вероятно в конце XV века, первая Библия в полном составе была собрана новгородским  архиепископом Геннадием в 1499 году, до этого Священное Писание было распространено в отдельных списках, отрывках и книгах по разным монастырям.

Вывод
Очевидно, что русское имя Агей (Аггей) и топонимы Агеево, Агеевская, Агеевское и подобные, исторически, логически и лексически связаны с именем библейского пророка Аггея.

5) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Еврейское имя ХАГГАЙ (Аггей) выведено из термина иврита ХАГ праздник, праздничное торжественное жертвоприношение (ивр., арам., финик.).
 
Примечание

См. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный (метод транслитерации)

Хет (Х) = ch (от него происходят греч. ; (эта, ита, э-и, лат. h, слав. И), в большинстве случаев не выражается в русской транскрипции никакой буквой; ср., например, Аваккум, Азаил, Анна, Аггей, Ева, Р()овоам, Ио()анн, И()езекииль, Езекия, Олда(ма). На конце слова оно выражается иногда через Й: Зарай, Иеффай, Ной (искл. Силоам). Иногда "хет"; = Е или А: Финеес, Исаак; однако встречается и как Х: Хеврон, Хорив, Нахор, Рахиль и т. д., и как Г: Си(г)он.

* Итак, еврейская буква ХЕТ (Х) при транслитерации имен и терминов на русский язык в большинстве случаев опускалась (не произносилась), читался видимо знак огласовки,  в данном случае - А, откуда в русском языке (Х) Агей.
 
б) Библейский образ

* Эздра 5:1,2: «Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, говорили Иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их».

* Аггей 2:1-4: «В седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка: скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа: кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф».

Таким образом, появление на русском лексическом пространстве имени Агей и топонима Агеево связано с деятельностью русской православной Церкви. Церковь (духовная и светская власть, контроль над мировоззрением населения) увековечила память о пророке в русских именах, фамилиях и топонимах; один из методов распространения библейского термина и имени в пространстве и времени.

18.8.2018 г.


Рецензии