Бобры

      Впервые мне довелось увидеть бобра около деревни Сабурово, километрах в двух от районного центра.
      Пробравшись через кусты и заросли жгучей крапивы к берегу реки, я обосновался с удочкой у небольшого омутка, где мне не раз попадались голавли и крупные плотвицы. На этот раз клевало неважно, и, вдоволь накормив комаров, я уже собрался уходить, но тут за ближайшим поворотом реки послышался мощный всплеск.
      - Щука хлестанула, - подумалось мне, но в следующее мгновение рядом с моим поплавком появилось нечто, похожее на гигантскую крысу, покрытую густым, лоснящимся, темнобурым мехом. Маленькие глаза-бусинки животного внимательно, но без всякого страха рассматривали мою фигуру. Я бросил зверю корку хлеба, но он на нее даже не взглянул, только на метр отплыл в сторону. Деловито осмотрев меня, бобер исчез под водой, махнув на прощанье своим хвостом-лопатой.
      После этого я встречал бобров в глухом уголке акуловской старицы, а также на Алмазихе. Но самым неожиданным было для меня появление этих животных в самом Борисоглебе. Я их регулярно встречаю в границах поселка с начала девяностых годов. Они облюбовали тальниковые заросли напротив Кунидовки. Заросшее травой мелководье и густой кустарник на нежилой стороне реки сделали это место относительно безлюдным и спокойным: рыбакам там делать нечего, купальщикам - тем более. Вот и устроили звери здесь себе летнюю кормовую базу. Активная жизнь бобров проходит ночью, поэтому мало кто из борисоглебцев видел их, разве что рыбаки да любители утренних купаний.
      Бобер - зверь солидный, основательный и не без чувства собственного достоинства. Движения его неторопливы, во всем поведении этого животного ощущаешь осознанность и серьезность. Правда, иногда он не прочь и пошалить.
      Как-то я наблюдал забавную картину. К плывущему бобру, выставившему на поверхность воды только кончик носа, из прибрежной травы устремился утиный выводок. Любопытство или иные причины были у пернатого семейства, но штук десять утят во главе со своей мамашей организовали вокруг плывущего зверя своеобразный хоровод. Сценка была весьма живописной - так дети на утренниках кружат около именинника, поздравляя его с днем ангела, не хватало песенки - каравай, каравай, кого хочешь - выбирай...
      Это карнавальное шествие совсем не смущало бобра, и он в окружении утиного эскорта неторопливо продолжал прогулку. Круг, по которому двигались утята, становился все меньше и меньше - утятам, видимо, было очень интересно поближе рассмотреть того, кто совсем не похож на них, но тоже плавает. Когда они чересчур осмелели, бобер изо всех сил ударил по поверхности воды своим могучим хвостом.
      Боже мой, надо было видеть, с каким ужасом бросились утята врассыпную!.. Это был веер, состоящий из хлопающих крыльев, мелькающих перепончатых лапок, водяных брызг, писка и кряканья. А бобер, как ни в чем не бывало, вынырнул  и поплыл дальше.
      Я считал представление законченным, но ошибся. Через некоторое время я увидел того же бобра, плывущего в обратном направлении. Когда он оказался на траверсе того места, где обитала утка с семейством, утята вновь выплыли на середину реки и организовали хоровод. Картина повторилась до мельчайших подробностей: вновь было торжественное сопровождение, потом мощный всплеск  и паническое бегство утят...
      Кто знает, может в зверином и птичьем царствах шутке и игре отводится не меньшее место, чем в сообществе людей.


Рецензии