Плотина

     Дождливая погода приходит в Борисоглеб чаще всего с запада. Если ветер развернул полотнище флага над зданием районной администрации в сторону кунидовского магазина, то все знают, что скоро начнутся нудные, долгие дожди. Северный ветер обычно приносит холод, но редко - влагу, южный ветер порой сопровождается сильными грозами, а массы воздуха, приходящие с запада, почти всегда несут противную атлантическую слякоть.
      Когда дуют западные ветры, настроение у местных рыбаков падает до критической отметки, и они, к большой радости домочадцев, активно начинают заниматься хозяйственными делами: пилят и колют дрова, ремонтируют сараи и теплицы в огородах, добывают комбикорма для домашней живности... Мало ли дел у сельчан кроме основной работы.
      В один из таких тоскливых ветреных дней я всё же выбрался порыбачить. Сел на мотоцикл и поехал за плотину.
      О плотине следует сказать особо. Она находится на восточной окраине посёлка за детскими лагерями. Когда-то, после войны, здесь была небольшая гидроэлектростанция. Старожилы уверяют, что станцию построил один человек: сам спроектировал и изготовил деревянное колесо гидротурбины, сам установил конструкцию на место. Только в отсыпке насыпи и устройстве затворов ему помогало общество. Эта маленькая станция десяток лет достойно и безотказно снабжала, небольшой тогда посёлок, дешевой электроэнергией. Потом сюда протянули линию высоковольтной передачи, а гидростанцию сломали, посчитав её ненужной. Плотину, правда, оставили для регулирования уровня реки.
       Спустя некоторое время усилиями воды и людей затворы бесхозной плотины были разрушены. Хорошо еще, что нашлись здравые головы, которые понимали, что не зря их деды и прадеды устанавливали водяные мельницы и делали сливные полуплотины, которые, регулируя уровень воды, не только облагораживали пойменные луга, но и поддерживали определенный микроклимат в прибрежной зоне. Был заключен договор с военными строителями, и те за пару недель соорудили нерегулируемую сливную каркасно-засыпную плотину на месте старой электростанции. Так и стояла она с семидесятых годов, принося пользу людям. Но не рыбакам.
      Сразу за плотиной, в сливной чаше, рыбачить запрещено. Сюда, к обрывистому берегу, привозят на отдых туристов, путешествующих по Золотому Кольцу России. Отечественный и зарубежный приезжий народ любуется здесь борисоглебскими красотами, накачивается спиртным, разводит костры, купается в мутном и опасном омуте, иногда тонет. А вот рыбачить удочкой в этом омуте нельзя, рыбинспекция регулярно делает набеги и штрафует зазевавшихся рыбаков.
      В тот пасмурный день я сменил несколько мест, выбирая закрытые от ветра заводи, но так ничего и не поймал. В эти утренние часы река словно вымерла - ни людей по берегам, ни рыбы в воде. Поминая недобрым словом ненастье, я поехал домой. У самой плотины мой мотоцикл увяз в грязи и, вытаскивая его, я весь вымазался в липкой глине, что не прибавило мне настроения.
       Когда я отмывал свои сапоги, спустившись к подплотинному берегу реки, в голове вдруг мелькнула шальная мысль - уж коли всё так паршиво, не попытать ли мне рыбацкого счастья здесь. Я знал, что у плотины рыбачить нельзя. Знал, что, несмотря на запрет, в хорошую погоду берега омута заполнены рыбаками как медовый пирог пчёлами. Знал, что рыбалка у плотины ничуть не лучше, чем в других местах, разве что лещи здесь попадаются покрупнее. Слышал я о рейдах ростовских рыбинспекторов, после встреч с которыми оказывались сломанными или конфискованными снасти у местных рыболовов.
      Словно в давние средневековые времена, когда Ростов был Великим, и оттуда в Борисоглеб наезжали сборщики дани, так и ныне рыбинспекция из соседнего района приезжает сюда со своим уставом, считая реку своей собственностью... Естественно, обо всем этом в тот момент я не думал, бес толкал меня под ребро, и я размотал удочку…
      Ещё моя снасть не успела коснуться поверхности воды, как из близлежащего лесочка выскочил зелёный УАЗ, а ещё через минуту я уже стоял, окруженный инспекторами рыбохраны, как фальшивомонетчик, застигнутый за печатанием ассигнаций. Это была первая в моей жизни встреча с грозными стражами порядка на водах, я растерялся и, не пытаясь оправдываться, честно назвал свою фамилию и адресные координаты.
      Около  тридцати лет я занимаюсь любительской рыбалкой и никогда не пользовался запрещёнными снастями и способами; более законопослушного рыбака, выдерживающего сроки и нормы вылова, трудно найти на берегах Устья. Но ужение удочкой у малой плотины я никогда не считал браконьерством, ловили же раньше без всяких ограничений у плотин водяных мельниц, и от этого не скудели рыбные запасы...
      Вот с такими мрачными и оправдательными мыслями после составления протокола я отправился домой. Уже на въезде в посёлок мою мятущуюся душу посетило трудно поддающееся анализу сомнение, я развернул мотоцикл и поехал обратно к  плотине, но не по той дороге, что идет вдоль забора бывших пионерских лагерей “Звездочка” и имени Германа Титова, а лесной тропкой, по которой я не раз ездил за грибами. Осторожно, пытаясь не газовать, я подъехал к опушке леса и выглянул из-за кустов.
      Инспекторский УАЗик стоял на прежнем месте, но людей ни в нём, ни вокруг него не было. Куда они подевались? - подумал я, но тут послышались людские голоса, и я увидел своих обидчиков. Стражи порядка ловко орудовали мелкоячеистым бреднем, использование которого для простых смертных карается очень жестоко. Работали они со знанием дела - один заводил крыло бредня на надувной лодке, а остальные тянули бечеву к берегу.
      Я помахал бурлакам рукой, давая понять, что их скромный труд по охране рыбных запасов страны не останется без внимания. Они видели меня, но никак не отреагировали, даже не погрозили кулаком. Как я жалел, что оставил дома свою кинокамеру!
     А штраф я уплатил. Высылая квитанцию в адрес рыбинспекции, я написал письмо, в котором выразил всё, что думал о случившемся. Мне не ответили…


Рецензии