Связь времен и поколений. Приданное княжны Варвары

В этой статье я постараюсь рассказать, на основе известных мне документов, о Поимской вотчине, ее хозяине графе Шереметеве П.Б. и его влиянии на жизнь крепостных крестьян, в том числе моих предков. Это в будущем и определило их жизнь на новом месте, последнем пристанище - селе Топориха. Поим для моих предков, это не только вторая родина, но и на протяжении веков, начиная с момента их переселения с «насиженных мест»  по настоящее время является как духовной столицей, так и местом где находились их корни. Село, в трудные годы подставляло плечо своим бывшим сельчанам. И не зря большинство жителей моей малой родины вновь вернулись доживать свои дни в наше время в Поим. Я хочу рассказать немного о самой вотчине и о последнем насильственном переселении крепостных крестьян на новые земли, в том числе  и моих предков фамилии Кошелевых. Но обо всем по порядку.

***

  После кончины князя Алексея Михайловича Черкасского, княжна Варвара - единственная дочь князя, стала наследницей несметного состояния государственного канцлера. Она долгое время не выходила замуж, отвергая женихов, которые были охочи до ее богатств. Но шло время, и княжне было чуть более 30- лет, когда наконец-то ей подобрали жениха. Граф Петр Борисович Шереметев был моложе своей невесты на полтора года, но также был из именитого рода, хоть и менее богат. 28 января 1743 года брак состоялся, и все состояние стало общим имуществом супругов Шереметевых. Так Поимская вотчина стала приданым, которое граф получил вместе с рукой княжны Варвары Черкасской. Граф Петр Борисович Шереметев – сын фельдмаршала Б. П. Шереметева, соратника Петра I. Вступив во владение большим хозяйством, граф начал обустраивать доставшуюся ему землю в Поимской вотчине. Само село удобно расположился по обеим берегам одноименной реки Поим, которая недалеко от села впадает в реку Ворона.

 
***

  Но прежде чем рассказать об освоении земель графом П. Б. Шереметевым в Поимской вотчине, я хотел бы «забежать» немного вперед по времени. Это позволит показать более детально как портрет самого графа, так и его поступки. Знакомясь с работами историков и исследователей о самом графе, я не переставал удивляться  той деятельности П. Б. Шереметева в отношении крепостного крестьянства. Честно говоря, это выглядит как то странно на фоне того мракобесия, бесчинства, которые творили многие землевладельцы России XVII- XVIII веков над своими крепостными крестьянами.

***

 Наиболее полно как мне показалось, описывает в своих трудах « Вотчинные крестьяне рода Шереметевых» профессор Ивановского химико-технологического университета В. П. Столбов жизнь и деяния графа П. Б. Шереметева. А также его отношение к крепостным крестьянам, стараниями которых множилось богатство  графа.

 В своей работе он показывает, как управлялись вотчины в имении. Делами вотчины руководил приказчик, если он назначался из дворовых людей, или управляющий, если он назначался из вольных людей. В некоторых вотчинах обязанности приказчика несли выборные крестьяне, которые выбирались на сходе. Демократично, не правда ли.

  В Поимской вотчине управление велось управляющим, то есть лицом наемным.

 Сам процесс управления вотчиной был определен инструкцией, изложенной 20- ю пунктами. В них оговаривалось следующее:
- условия деятельности приказчика или управляющего;
- вопросы судебного характера (творить суд и расправу);
- обеспечение сбора с крестьян, как «государевых», так и хозяйственных сборов;
- мирские расходы (содержание управленческого аппарата, ложились на плечи крестьян, которые помимо государственного и помещичьего оброка, должны были содержать вотчинную администрацию, оплачивать все расходы, связанные с делами и повинностями, относящиеся к населению вотчин по сдаче рекрутов и т.д.).
 Не менее важны были обязанности приказчика (управляющего) следить за правильным распределением тягла среди крестьян, за тем, чтобы по окладной книге оброчных денег не опускать и прибыль показывать, за тем, чтобы сев и уборка были в « угодные дни»  и т. д.

***

  Бывший владелец Поимской вотчины, князь А. М. Черкасский заселяя эти земли, умело подобрал переселенцев в свою вотчину. Это позволили быстро развить по тем временам  местное производство.

  Граф Шереметев П. Б., вступая во владения новым хозяйством не только сохранил, но и приумножил богатство своего имения. А благодаря своим действиям, позволил крепостным крестьянам проявить себя и рачительными хозяевами.

 Российский историк, генеалог А. В. Краско - автор книги,  «Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события», изданной в 2009 году пишет об этих введениях так: «Он ввел централизованную систему управления, во главе которой была «Крепостная коллегия», куда входили управители всех вотчин. В основной вотчине (с. Останкино) был создан так называемый «канцелярский институт» - школа по обучению кадров «которые до дома нужны», - то есть  готовили будущих управляющих имений».

 Барщина являлась наиболее обременительной формой эксплуатации, до предела стеснявшей хозяйственную инициативу крестьян. Поэтому часть помещиков, особенно в лесной зоне, переводила крестьян на оброчную систему. Для них это было выгодно получать с крестьян денежный оброк.
  Крестьяне графа П. Б. Шереметева находились на оброке, барщину не знали, и в разное время платили от 2 до 3 рублей.

 Возможно, это изменило их отношение к оброчному налогу, ведь старому хозяину - князю А. М. Черкасскому они платили с неохотой, а порой и вовсе отказывались. О чем я писал в предыдущей статье «Князья Черкасские».

 Оброк представлял крестьянину больше свободы в ведении своего хозяйства, в известной мере избавляя его от личной опеки со стороны приказчиков графа.

   Благодаря такому подходу  хорошо  было развито местное производство: пеньковое, овчинное, мукомольное, кирпичные заводы, маслобойни. Поим славился бондарями, плотниками, столярами, жестянщиками и каменщиками. Хорошо было развито гончарное искусство и особенно по изготовлению глиняных игрушек. Мужчины, как правило, делали посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Им помогали в этом и дети, которых приучали к этому древнему ремеслу с 7-8 лет.

***

  Все это позволило успешно проводить в Поиме ежегодние ярмарки, которые проходили по нескольку дней. Торговый путь из Тамбова в Москву также способствовал этому. Обилие трактиров, постоялых дворов делало село как шумным, но и создавало праздничное настроение.

   О Поимских ярмарках написано много в исторических документах, которые хранятся в историческом музее села Поим. Сам музей находится в здании бывшего трактира управляющего Уварова. Ярмарки были столь многочисленны и представительны по товарам, что о них знали даже в Петербурге.

  Об этом пишет в своей работе и профессор Ивановского химико-технологического университета В. П. Столбов, ссылаясь на воспоминания немецкого ученого о  ярмарках Поимской вотчины:

   «В 1840 году немецкий ученый барон Д. Гакстгаузен побывал в селе Поим. В своей книге «Исследование русской жизни в особенности сельских учреждений России» писал: - самые лучшие базары в Пензенской губернии считались Поимские, и бывали они по субботам, а по пятницам бывали так называемые подторжье. Главный товар торговли: хлеба, кожевенные изделия, и железо. Продавались также овес, гречиха, пшено, льняное и конопляное семя.
Так крестьяне села Никольский Поим, принадлежащего графу Шереметову П.Б., все состоя на оброке, помимо хлебопашества занимались изготовлением сапог и валенок, торговали хлебом и шерстью, Поим был  торговым бойким селом, в нем имелось 10 лавок, по субботам проводились базары, а в 10- ую пятницу после пасхи устраивалась ярмарка…»

   К концу XVIII века село был известен рукодельницами, кожевенным промыслом, а местные мастера поставляли для армии обувь.
  Владельцы вотчин улавливали прогрессивные тенденции экономического развития и способствовали этому. Что позволило развить в крестьянском сословии двойное подчинение.Это когда крестьянин, будучи, крепостным имел в своем деле (фабрика, завод, артель) рабочих крепостных крестьян.
А многие жители Поима, были настоль богаты, что имели миллионные состояния. И были случаи, когда они давали взаем своим хозяевам Шереметевым.
 
***
  Вотчинное село Поим являлся еще и центром старообрядчества среднего Поволжья. Шереметевы терпимо относились к вероисповеданиям крестьян в своих вотчинах, более  того они делали пожертвования на строительство церквей.

 Переселенные крестьяне внутри Поимской вотчины также были староверами, но относились к разным течениям. Так жители села Агапиха были староверами-беспоповцами, а села Топориха – поповского согласия, села Поганка (Шереметево) – молокане. Это укрепляет меня в мысли, что в Поиме они проживали отдельными улицами (слободками), и это им позволяло придерживаться своей веры. Население этих сел отличались от населения других окружающих сел, своим окающим говором.
 О староверах вотчины я писал в статье «Староверы: кто вы?» от 8.03.18 г.

***
 
 Крепостные крестьяне Поимской вотчины были не только умелыми землепашцами и  успешными торговцами, но и очень грамотными по тем временам. Вот как писал об этом великий русский историк Н. М. Карамзин (1766- 1826 г. г.) в своей книге «История государства Российского»: - « В числе подписчиков на «Историю» много шереметевских крестьян, среди которых хорошо образованные люди, очень много читающие и любители театра и даже стихотворцы». Очень много уделяли грамотности староверы, они в большинстве своем обучали своих детей грамоте самостоятельно на старинных книгах.Так священник Борис Боголюбов в статье "Храм во имя Святого и Чудотворного Николая в селе Поиме Чембарского уезда Пензенской епархии" пишет в "Пензенских епархиальных ведомостях" (№19 от 1913 года) следующее: "учатся они чаще путем настойчивого самообразования, стремятся просвятить свой ум истинными веры и религии". У многих староверов были прекрасные домашние библиотеки.  Было развито и школьное обучение в церковноприходских школах. В начале XX века только в Поиме было 5 (пять) школ.

  Быстро росла  и численность населения, так по «ревизской сказке» население Поима в 1717 году составило 1763 человека, а уже к 1913 году – 13000 человек. К сожалению уже при Советской власти численность населения шла по убывающей кривой, и тому были ряд причин: 1959 год– 4846 чел, 1989 – 3714 чел, после перестройки – 2012 г. – 2891 год.

 В дни Пугачевского восстания на территории Поимской вотчины не было никаких беспорядков. Отряд хоть и создался, возможно, из беглых крестьян, но о его действиях на этих землях в исторических документах не известно. Это склоняет меня к мысли, что в вотчине не было разительных противоречий и расслоения общества.

 Профессор В. П. Столбов в своей работе показывает, что на протяжении всей истории родом Шереметевых наряду с собранием земель и крестьян осмысливалось также проблема улучшения положения крестьян. Так в 1767 году П. Б. Шереметев принял активное участие в составлении проекта нового уложения,  по которому должно было бы облегчаться положение крестьян. Он изъявил полную готовность освободить крестьян от крепостной зависимости.  Такого не ожидала даже царица Екатерина II. И она под давлением других членов комиссии по составлению проекта о крестьянах, вынуждена была отказаться от вольнодумства некоторых членов комиссии, а графу П. Б. Шереметеву  дала отставку от гражданской и военной службы.

 Но знакомясь и с другими источниками о деятельности графа, я засомневался в этом. Так А. В. Краско в своей книге пишет следующее: « … ему приписывают малореальную, в то время идею отпустить своих крестьян на волю, но вряд ли было это правдой». А отставку графа от воинской и гражданской службы, которая состоялась в 1768 году, объясняет трагическими событиями в семейной жизни Шереметева П. Б. (2.X. 1767 года умирает жена Варвара Алексеевна, а в мае 1768 года от болезни умерла старшая дочь Анна). В связи с этим и произошла отставка графа, так  Екатерина II подписала указ данный сенату 28 июля 1768 года: « Генерал-аншеф, Двора нашего  обер - камергер и сенатор граф Шереметев просил Нас об увольнении его от всех военных и гражданских дел …». Думаю, что историки когда-то поставят в этом неясном вопросе точку.
   
  Последний потомок рода Шереметевых, владелец  Поимской   вотчины А. Д. Шереметев отдал свою усадьбу под земскую больницу. Она и сейчас находится на ее территории, но уже работает как поликлиника.

  Очень показательно Духовное завещание правнука графа С. Д. Шереметева своему сыну: « Будь верен преданиям рода нашего Шереметевых, служивших независимо и честно Родине и дорогому нашему крестьянству; носителю смиренному исконных наших заветов. Избави бог тебя от суеты и гордости». Наверно и в эти дни такой  лозунг полезен для «некоторых любителей крестьянства».
   
И  естественно при таком отношении к крепостным крестьянам переселение последних в 1743-1746 годах на новые места было несколько облегченно. О чем я расскажу в заключительной статье.

***
    
 В настоящее время от былого величия села Поима XVIII века осталось в память потомкам усадьба управляющего вотчиной графа Шереметева П. Б. (на фото), здания особняков купцов и дворян, а также исторический музей, хранящий тайны прошедших времен. Памятуя о корнях староверческих, в селе сохранились и церкви ).


Рецензии
Здравствуйте, Евгений!
Не совсем понимаю, зачем заниматься переизложением того, что когда-то и кем-то уже было написано.
Я не могу сказать, что сведения не точные, как и утвердить обратное. Но есть такое негативное новомодное течение в данный момент, в котором факты истории могут быть представлены потомкам в иносказательном виде.
А за искажение истории потомки несут горькую плату.
И это не первая статья, которую я у вас читаю о конкретных Великих людях, литераторах, живших несколько веков назад.
Вы сами присутствовали при изложенных событиях? Думаю, что нет. В любом случае вы черпали информацию из других источников. Так где же указания на эти источники, ссылки на литературу?!

Вот этого недостаточно:
* В этой статье я постараюсь рассказать, на основе известных мне документов. .(с)
Что говорить о двух веках назад, если буквально то, что было года три- четыре назад, где мы, сами, были свидетелями исторических событий, уже искажается, у нас на глазах. Уже сегодня, читая ту же Википедию, диву даёшься, как ловко упускают важное, оставляя акценты на "нужном".
Но кто это делает, кому это нужно, кто этим процессом руководит?!
Вот и, глядя на вас, хочу задать тот же вопрос:" Зачем вы это переписываете своими словами без указания первоисточников?"
В наших же с вами интересах передавать достоверную информацию в кристально чистом виде.
http://nauchniestati.ru/blog/ssylki-na-istochniki/
Допускаю, что неправильное оформление библиографических сведений вами -оплошность ... И для понимания, как наглядный пример, можете взглянуть в Вики в теме любого события на Украине, и убедитесь сами.

Марта По   29.10.2018 08:34     Заявить о нарушении
Марта! Спасибо за замечания, они для меня существенны. Но я руководствовался не только своими убеждениями, но и частью документов,которые мне были известны. Повторение выписок из этих документов считал важным для полноты событий. Постараюсь учесть в будущем Ваши предложения. С уважением Евгений.

Евгений Кошелев   29.10.2018 08:33   Заявить о нарушении
Благодарю за понимание.

Марта По   29.10.2018 08:37   Заявить о нарушении
Прида́ное — имущество, выделяемое невесте её родителями и находящееся в её собственности при вступлении в брак. Приданое было неотчуждаемым имуществом женщины.

Сергей Шрамко   17.04.2021 16:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.