О минералах и трудностях перевода

Слово «минерал» уже неделю слышать не могу. Минералы нагло вклинились в мою размеренную жизнь, потеснили купание в заливе, волейбол, чернику и прочие летние наркотики.
Друзья по Университету попросили побыть переводчиком на конференции по этим самым, не к ночи будь помянутым, минералам. Тряхнуть стариной, какгрицца. Русский-английский и обратно. Конференция по масштабам хоть и маленькая, а по сути - круглый стол, но ударить в грязь мордорылом не хочется. Решила как следует подготовиться. В интернете смотреть - себя мучить: открываешь одну статью, там почти каждое слово подчёркнуто, призывает кликнуть и нырнуть в ещё одну статью. Кликаешь - а и там всё ссылками, как метастазами, обросло. Взяла из библиотеке талмуд с неброским названием «Минералы». Просто и в точку. Так книженция эта толщиной сантиметров 15-20 и весит 3 кэгэ.
Полистала я её, напомнив самой себе блондинку, которая открыла капот автомобиля и СМОТРИТ туда. Дочитав до восьмой страницы (подвиг!), я всё же поняла,  что остальные семьсот не осилю.
Пошла проторенной дорогой, какой идут переводчики, а именно попросила спикера, к которому меня «прикрепили», написать на бумажке все мудрёные слова, какие он собирается употребить. То есть, то, что касается минералов напрямую. В моём случае, это всё, что не артикли, потому что минералоги и геммологи - это такие живые существа, которые не говорят на нормальном человеческом русском, они умудряются даже предлоги изымать из своего арго.
У моего спикера речь не подготовлена, потому что он против бумажек принципиально. Хорошо, говорю, составьте список ваших терминов, а всё, что в этот список не войдёт, будет переведено «эта штучка». И Бог толмаческий меня простит.
Спикер кивнул и через пару часов прислал мне список о десяти листах.
Простите, говорю, но у вас выступление по регламенту пятнадцать минут. При всём желании вряд ли дойдёте до третьего листа, даже если будете просто зачитывать список ваших минералов беглой рысцой, не разбавляя глаголами.
На что мой учёный ответил честно: «А я импровизировать буду. Может, захочу об одном сказать, может, о другом. Пойму только когда мне микрофон дадут. Так что, вам лучше выучить ВСЁ».
Я вычитала, что есть такой минерал - ванадинит. Говорят, самый тяжёлый на планете. Запустить бы им кое в кого!


Рецензии
Очень смешно! Спасибо!

Вера Эльберт   26.11.2023 23:18     Заявить о нарушении