Надежда отдыхает

«Друзья! Товарищи! Собраты! Поздравляю вас всех со сточетырнадцатой годовщиной со дня рождения нашего дорогого и непревзойденного дедушки! Кончина его христианская дала нам и сиротство и в то же время пример любви и преданности ко всем нам и дорогому нашему отечеству. Его молитвы не покидают нас ни на час, ни на минуту. Пример его жизни стоит и будет до конца наших с вами дней стоять перед нашими глазами. Он обладал высочайшей русской культурой. Ему был дарован светлый ум и непревзойденный талант. Не побоюсь высокого слога, но наш дедушка воистину помазанник Божий. Без помощи и заступления Пресвятой Богородицы невозможно было бы стяжать такую духовную силу, коей он обладал. Я радуюсь, что мы с вами имеем еще одного покровителя воинов и заступника отечества…»
Далее текст обрывается. Это все, что удалось прочитать на полуистлевшей бумаге. Кто-то из нашей родни вел дневник. О ком идет речь, я не знаю. О каких событиях говорится – тоже большой вопрос. Мне вспоминается только одна традиция, которая передавалась на Руси из поколения в поколение. Ночью вся семья поднималась на три земных поклона. А когда старший в семье умирал, он говорил напоследок одну фразу: «Храните веру вашу!» Поминать своих предков до десятого колена было обычным делом. Так и стояла Русь. Это нынче не знает никто, как звали продедушку и пробабушку.
Когда я была ребенком, а детство мое приходилось на шестидесятые и семидесятые годы, было ощущение полной защищенности, потому что в семье ребенок растет как в некоем теплом и прочном гнездышке. Повзрослела, вылетела из гнезда птица, пытается сесть на гнездо обратно – да не помещается, потому что хвост слишком большой. Такую картину я наблюдала у нас на даче. Сорока пыталась сесть  обратно в гнездо, в котором родилась и выросла. Гнездо так и осталось свитым на клене около калитки. Только теперь оно пустовало за своей ненадобностью. А сороке приходилось привыкать к дикой жизни на беззащитной свободе. Видимо, и ее терзали светлые воспоминания недавнего «детства». Всем приходится взрослеть.
Я помню, как мама однажды приехала на дачу после работы. Дедушка сидел во главе стола. Мама вошла, стала разбирать сумки, и дает в руки дедушке плитку шоколада. Шоколад был в голубой обертке с нарисованным парусником. Дедушка взял в руки эту шоколадку, и лицо его уподобилось лицу Штирлеца, скучающего по родине. Дедушка съел кусочек и стал читать обертку. Мне никогда в голову не приходило, что дедушка знает какой-либо иностранный язык.
«Вкус настоящего шоколада. Я заинтересовался, где он сделан.» - сказал дедушка, увидев на моем лице моментально нарисовавшееся удивление. Я сидела за обеденным столом рядом. В память у меня врезался этот эпизод, как дедушка читал обертку. Это только спустя тридцать лет я поняла, что самым главным шпионом в семье была я. Поэтому дедушка со мной был крайне осторожен и никогда ничего не рассказывал ни про себя, ни про своих родителей, ни про своих родных и друзей. Не показывал свои знания, не хвастался своими умениями и открытиями. Когда мы жили в Черемушках после переезда из Казани, дедушка никогда не интересовался, как я делаю уроки, как я учусь. Он учил меня только рукодельным навыкам: косить траву, пилить и колоть дрова, топить печку, копать грядки, плести корзинку, делать бумажные шапочки на голову, забивать гвозди, работать напильником. Он понимал, что при нашей жизни с бестолковыми мужиками мне все это в жизни больше пригодиться. Каким-то уморазвивающим вещам он со мною убежденно не занимался, соблюдая одно хорошее жизненное правило: «Умного учить – только портить!»
Так вот относительно знаний иностранного языка. До революции в гимназии помимо немецкого учили еще и латынь как основу всех языков. Что и сколько знал мой дедушка – могила и покрыла.
После смерти моего дедушки мне его очень стало не хватать в жизни. Много я перестрадала и переплакала, пока не поняла одну простую истину для себя: трудишься, занимаешься своим делом и не думаешь о будущем, не терзаешь себя мечтами и надеждой, что светлое будущее наступит само собой и ты будешь счастлива. Нет! Счастлива я сейчас, когда тружусь, тружусь, реализовываю свой талант. Не легко, грустно, одиноко – да что поделаешь? Хочу поделиться своей радостью – да не с кем. Мечтать уже о чем-либо просто бессмысленно, потому что все равно не знаешь, что тебя ждет в жизни дальше. Наверное, каждый человек в жизни счастлив по-своему. Живешь реальными сегодняшними обстоятельствами – надежда отдыхает.


Рецензии