Нищий духом о дьяволе

                Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш
                диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
                1 Петра 5:8.


      Нищий духом сказал: «Я видел дьявола, который вошел в дом мой не как гость, а как хозяин. И когда возмутилась душа моя, он ответил мне гордо: «Жалкий глупец! Разве не читал ты Писания, где сказано, что я князь мира сего? Весь мир принадлежит мне, а значит и в доме твоем я хозяин, ты же в нем временный и нежеланный гость».
      «Почему нежеланный?» – с вызовом спросил я, ибо с домом у меня связано много драгоценных воспоминаний.
     «А разве ты радуешься, когда в жилище твоем заводятся земляные блохи? Говоришь себе: «как хорошо!», когда они приносят приплод?» - с усмешкою сказал сатана.
      «Зачем же ты пришел ко мне?» - сказал я, удивленный его прямотой.
      «Глупец, глупец! – вздохнул дьявол, – Я никуда и не уходил, разве не знаешь ты, что я всегда рядом с тобой. Ты тщетно ищешь Бога, меня же искать не надо. Знай, что не Бог, а я истинный отец ваш, ибо я открыл вам глаза и дал знание добра и зла, которое сделало вас подобными сияющим элохимам. И не моя вина, что вы беспечно растратили дары сына зари и остались всего лишь злыми животными».
        «Мы платим за твой обман жизнью» -  не удержавшись, ответил я сатане, слова его ранили и давили душу мою, как камни.
        «Обман? Хорошо, пусть обман. Маленький обман во спасение. Неужели бы ты предпочел прозябать всю свою жизнь в неведеньи и невежестве?  Молчишь! Но я и так знаю, что нет. Как и праотцы твои, ты ищешь знаний, глупец. Но открою тебе, что именно на этом я легко уловил тебя в сети свои, и сделал веру твою подобной зыбкой морской волне. Я поселил в тебе сомнения, а разве не знаешь ты, что человек с двоящимися мыслями бредет по жизни, как пьяница с заплетающимися ногами? Ты жаждешь обладать истиной, но не ведаешь, что истина подобна небесной звезде – ее можно увидеть, но к ней нельзя прикоснуться и уж тем более взять в руки и владеть ею. Следовательно, ты желаешь невозможного. Найди в себе мужество признать это, и не тешь самолюбие пустою надеждой».
     Он внимательно посмотрел мне в лицо и ухмыльнулся:
   «Уж не думаешь ли ты, ослепленный гордыней, что я явился тебе, чтобы искушать как Иисуса когда-то?  Глупец, зачем мне искушать тех, кто и так в моей власти? Да и Сыну Плотника ты не ровня».
        Наслаждаясь моим смущением, дьявол возвысился надо мною и сказал:
        «Вы люди, воистину дети мои, уже потому, что любви предпочитаете похоть, рождению детей –  убийство, мудрости – ложь, миру – войну, свободе – насилие,  душе – богатство. Разве не так? Вот почему я ваш подлинный отец, ибо я отец лжи и человекоубийца. Вы любите упиваться чужой кровью и чужими страданиями; без стыда бахвалитесь своими мнимыми добродетелями; забыв о правде, самодовольно кичитесь грехами и извращениями; считаете себя избранными и сильными, тогда как в действительности жалки и ничтожны.
    И я говорю вам: вы недостойны ни сострадания, ни прощенья из-за мелочной злобы своей. Бог отвернулся от вас, потому что даже я, отец ваш, испытываю отвращение к вам, глядя на гнусные дела ваши. Вы гордо мните себя полубогами, но в действительности вы презренные рабы, ибо в страхе трепещете перед смертью. Мои рабы! В моих руках держава смерти и я повелитель её! Помни об этом, ибо и тебе придется умереть.
      О, я вижу, ты мнишь, что душа твоя бессмертна? Ха-ха, на какой только самообман не пускается ваш изворотливый умишко! Жалкая выдумка червяков обреченных на небытие! Уверяю тебя, после смерти вы все превращаетесь в ничто, потому что нет никакого бессмертия души. Мне ли этого не знать! Разве не известно тебе, что Бог изгнал вас из рая, чтобы вы не вкусили плодов бессмертия и не стали жить вечно? Сказано: из праха взят и в прах возвратишься! Что здесь непонятного? Поверь мне - ты обречен на вечную тьму».
    И диавол торжественно посмотрел на меня свысока, а потом, доверительно склонившись к моему уху, заговорщически прошептал:
     «Открою тебе маленький секрет: мне давно наскучило браниться с Богом. Посмотри, мириады смертных из века в век идут моими стезями. А у Него сколько верных? Сколько идет за Ним и слушает Его Слово? Один? Два? Какой смысл в такой неравной борьбе? Это не борьба, а избиение младенцев. Я давно победил, но мне нерадостно, слишком легко, я же люблю трудности. Не понимаю, на что Он рассчитывал, когда создавал таких ничтожных тварей.
    О, вижу, ты опять подумал об Иисусе. Не обольщайся, Он тоже мертв и Он не спасет тебя. А значит, вера твоя тщетна и надежды – безумие. Его воскресение я превратил в глупую сказку, впрочем, как и Его Самого. Ну, посуди сам, может ли разумный человек верить в такую небывальщину, как воскресение трупа? Я уже не говорю про такие нелепости, как непорочное зачатие, хождение по воде и прочие безумные басни. Веришь ли ты сам в это? Если да, то низвергни гору в море».
    Он расхохотался, но уязвленный моим упорным молчанием, отошел к двери и сказал:
    «Глупец! Послушай меня. Оставь свои тщетные надежды! Ты никогда не найдешь Бога, потому что Он навсегда оставил людей. Бог мертв для вас, ибо вы мертвецы! А я жив, и я всегда рядом! Ты мог бы еще обрести счастье и пожить в свое удовольствие. Ведь жизнь так коротка!».
      Я не стал спорить с ним, Бог в сердце моем, предостерег меня от препирательств с лукавейшим из падших. И, когда он ушел, я молча закрыл за незваным гостем дверь, чтобы уличный холод не выстудил моего дома, а потом затеплил лампаду, чтобы согреть озябшую душу».


Рецензии
Здравствуйте, Лео.

Интересная литературная рефлексия. Спасибо.
Дьявол – это сложный феномен, но в данном случае будем ориентироваться на библейскую традицию.
Дьявол, придя к Нищему духом, не предлагает заключить магический пакт, не формулирует привлекательную концептуальную идею, даже не искушает, а ведет себя нагло, как хозяин. По-моему, такая стратегия дьявола не представляет большой опасности для искренне верующего человека. Он, так же как и Нищий духом, говорить с дьяволом не станет. Наверное, у дьявола есть и другие стратегии).
Занятно, что с развитием нашей цивилизации тема дьявола не теряет своей актуальности. Сейчас наступает эпоха когнитивных войн. Продвинутые нейросети будут в них основным видом оружия, театром военных действий станет разум человека, а целью войны - утрата противником способности к разумному поведению, смыслов и ценностей, да и всего человеческого. Парадокс ситуации в том, что дьявол всегда в совершенстве владел «искусством когнитивной войны»).

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   29.03.2024 22:10     Заявить о нарушении
Александр, но дьявол не предлагал и Иисусу Христу заключить с ним пакт, когда искушал Его в пустыне. Подчас, обыкновенной логикой и наглядными примерами из жизни, можно поколебать разум и сломить веру человека, которая, как известно, у большинства меньше горчичного зерна. Иногда самый простой способ является и самым эффективным.
Я не вижу в искусстве дьявола вести когнитивные войны никакого парадокса, поскольку, согласно библейской традиции, это одно из самых мудрых созданий, кроме того, имеющее за плечами тысячелетний военный опыт.

Всего доброго!

Лео Корсо   29.03.2024 23:00   Заявить о нарушении
Извините, Александр, меня отвлекли, и я ответил несколько невпопад. Конечно же, я не вижу парадокса в описанной Вами ситуации, а не в том, что дьявол в совершенстве владеет искусством когнитивных войн.
Вы связываете наступление эпохи когнитивных войн, театром которых станет разум человека, с развитием нейросетей. Но так всегда и было: дьявол от начала истории борется с человеком в его разуме, а с Богом – в его сердце. Помните у Гёте, Фауст говорит Мефистофелю, что он "софист и лжец!", а ложь и софизмы как раз и относятся к области разума. Изменились лишь средства, раньше были письменные источники информации, сейчас – электронные, а поле боя прежнее.

Удачи Вам!

Лео Корсо   30.03.2024 00:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.