О позиции И. Бунина в годы войны

          На этих днях, богатых на большие, можно сказать, исторические для России и мира события,  на страницах «Прозы» развернулась интересная дискуссия вокруг  слов известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина, которые он написал в своем дневнике в период Великой Отечественной войны, когда был в эмиграции.   Мне тоже пришлось в их обсуждении поучаствовать. К единому мнению мы  не пришли. Потому, как это делал не раз, выношу наши разногласия на суд читателей.

          В ходе обсуждения, предлагаю принять во внимание смысл и содержание так называемого "Окна Овертона". (В нем речь идет о том как совершенно немыслимое постепенно делается обычным). На втором этапе достижения желаемого результата следует:
1) Осуществить подмену подлинных названий и понятий. Заменить эмоционально-неприемлемые термины, на эмоционально-нейтральные эвфемизмы.
2) Придать явлению более положительную смысловую окраску.
3) Найти исторический (известную личность или событие), прецедент, для оправдания в глазах части общества, данного явления.

          И уже в этом свете прочитать то, что изложено ниже о записках Бунина.

          Исходя из сказанного, я ще раз перечитал все статьи, и не могу не вернуться к ним еще раз.  Исключительно потому, что наши либералы и всякого рода русофобы, в свете первых двух пунктов Окна Овертона пытаются пересмотреть итоги ВОВ, в том смысле, что, возможно, и не стоило приносить такие жертвы, сопротивляясь гитлеровскому нашествию. Такие мысли они  потихоньку уже давно внедряют в сознание части общества, а теперь вот намерены использовать и третий - явную слабину И. Бунина, в первые дни и месяцы войны сделавшего некие записи в  своих дневниках.

          Давайте исходить из того, что ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство народов России, мира, и даже противники большевиков русские эмигранты, ВИДЕЛИ В ФАШИЗМЕ АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО, и были в начавшейся войне 1941 года на стороне советской России, то есть СССР.  Патриоты России, (настоящие патриоты, были и патриоты-подлецы, которые ждали поражения советских войск в той войне, а некоторые даже помогали фашистам), как бы они ни относились к советской власти и большевикам, НИКОГДА не желали своей Родине поражения. На то им не нужно было НИКАКИХ ОБОСНОВАНИЙ. Любые неприятия большевизма в России у абсолютного большинства русских людей, как внутри России, так и вне её, когда враг напал на Родину, отошли  на второй план. Кто как мог, кто с оружием в руках, кто словом, кто делом сражались с гитлеровским фашизмом. Увы, к известному русскому писателю Ивану Бунину, к сожалению, это не относится. С началом ВОВ он, находясь в эмиграции во Франции, мягко говоря, какое-то время был не на стороне России. 

         В нашей дискуссии кое-кто пытается обосновать, и тем оправдать Бунина: "У Бунина не было под рукой материалов Нюрнбергского процесса(!!!). Ввиду того что и самого то Процесса еще не было...".

         Так что же - правильная оценка фашизма Буниным, могла быть только после Нюрнбергского процесса?! До того он о фашизме, его зверствах в России ничего не знал, ведать не ведовал?
 
         Да, писатель мог не знать, например, то, что, изданный Гитлером за пять дней до нападения на Советский Союз приказ, утверждал право немецких солдат грабить и истреблять советское население, вменял офицерам в обязанность уничтожать людей по своему усмотрению, им разрешалось сжигать деревни и города, угонять советских граждан на каторжные работы в Германию.
         Вот строки из этого приказа: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай! Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навеки».

         Но как выполняли приказ Гитлера его солдаты, Бунин не знать не мог. О том уже знал весь мир. Вот, например строки из писем домой с фронта солдат гитлеровской армии. Запись в блокноте рядового Генриха Тивеля:
        «29.10.1941: Я, Генрих Тивель, поставил себе целью истребить за эту войну 250 русских, евреев, украинцев, всех без разбора. Если каждый солдат убьет столько же, мы истребим Россию в один месяц, все достанется нам, немцам. Я, следуя призыву фюрера, призываю к этой цели всех немцев…»
         А вот рядовой 113-й пехотной дивизии Рудольф Ланге: «По дороге от Мира (поселок) до Столбцов (райцентр Брестской области) мы разговариваем с населением языком пулеметов. Крики, стоны, кровь, слезы и много трупов. Никакого сострадания мы не ощущаем. В каждом местечке, в каждой деревне при виде людей у меня чешутся руки. Хочется пострелять из пистолета по толпе. Надеюсь, что скоро сюда придут отряды СС и сделают то, что не успели сделать мы».  (Сведения из статьи Натальи Благушиной "Реванш? Нет, Победа!" http://www.proza.ru/2017/11/23/1346  Там много подобных свидетельств, еще страшнее).

        Повторяю, не мог не знать того, что к тому времени знал уже весь мир, русский писатель Иван Бунин. Потому, на мой взгляд, невозможно оправдать то, что он пишет в то время в своем дневнике (о том, можно прочитать не только в самом Дневнике, но и в статье  Алексея Николаевича Крылова "Сталин и Бунин" http://www.proza.ru/2012/03/28/1429):

«22.VI.41. 2 часа дня.
С новой страницы: пишу продолжение этого дня: великое событие — Германия нынче утром объявила войну России — и финны, и румыны уже вторглись в пределы: ее...".
 
"9.10.41. Четверг.
... взят Орел (сообщили сами русские). Дело оч. серьезно. Нет, немцы, кажется, победят. А может, это и неплохо будет?"
 
"13.12.41.
Вчера вечером радио: взяты Калуга, Тверь, (г. Калинин «по-советски»)... Русские, кажется, разбиты вдребезги. Д. б., вот-вот будет взята Москва, потом Петербург..."

      Обратите внимание на слова Бунина в приведенных записях. В начале -  ВЕЛИКОЕ событие - Германия напала на Россию! Не трагическое, не ужасное, а великое! Ни малейшего свидетельства того, что Бунин относится с осуждением таких фактов, как вторжение в её пределы немцев, финнов, румын.... Никакой реакции на тяжелые потери в боях, тысячи убитых мирных граждан, разрушения, зверства по отношению к мирному населению в России. А ведь всё это было уже известно с первых часов нападения... Великое событие? Какой смысл вложен писателем в это понятие?

      Спустя 4 месяца, (немецкое наступление продолжается): "...Немцы кажется победят. А может это и неплохо будет?" (?!!)

      Еще через месяц: "Русские, кажется, разбиты вдребезги. Д. б., вот-вот будет взята Москва, потом Петербург..." .
 
      Очень похоже на то, что автор отнюдь не против успехов гитлеровских фашистов на советско-германском фронте... "Русские разбиты вдребезги"! А сам-то он кто?

      И только намного позже у Бунина, наконец, наступает "прозрение".
      Цитата из упомянутой выше статьи Крылова:
     "Дневниковые записи 1944 года — гордость за наступление и победы русских. Восторженные, ликующие строчки: «Русские идут, идут»; «Взята Одесса. Радуюсь. Как все перевернулось!»; «Взят Псков. Освобождена уже вся Россия. Совершено истинно гигантское дело!».

      Дополняет это новое бунинское состояние дневниковая запись его жены, В.Н. Буниной от 29 августа 1944 года: «Ян сказал: «Все же, если бы немцы заняли Москву и Петербург и мне предложили бы туда ехать, дав... лучшие условия, — я отказался бы. Я не мог бы видеть Москву под владычеством немцев, видеть, как они там командуют... Чтобы иностранцы: там командовали — нет, этого не потерпел бы!»".
      Вот когда Бунин сказал другие слова, в августе 1944 года!

      И вот, наконец, Победа, величайшая в истории России и всего человечества. Радуется мир, радуется весь советский народ. Как реагирует на всё это Иван Бунин?
      Из статьи Крылова:
     "Иронизирует над теми, кто безоговорочно принял победу Советского Союза, как свою, своей родины: «Патриоты», «Amis de ba patrie, sovietiguc!..» Необыкновенно глупо: «Советское отечество»! Уж не говоря о том, что никто там ни с кем не советуется".
       Саркастически откликается на празднование Дня Красной армии (23 февраля): «Какая-то годовщина «Красной армии», празднества и в России и во Франции... Все сошли с ума (русские, тут) именно от побед этой армии, от «ее любви к родине, ее жертвенности». Это все-таки еще не причина».

       И как это понимать? Что, восторг от: «Русские идут, идут»; «Взята Одесса. Радуюсь. Как все перевернулось!», - уже прошел? Любовь к Родине, к её армии, её жертвенности  уже в кавычках?

       Я не буду акцентировать внимание читателей на том, когда Бунин сказал первые слова, когда другие.  Важно, конечно, какие он произнес позже. Но мне кажется, куда более важно то, что от кощунственных слов "было бы неплохо"  Бунин ни разу нигде НЕ ОТКАЗАЛСЯ.

       Кое-кто говорит: "Бунин воспринимал войну как ПРОДОЛЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ войны...   Как войну против коммунизма...".
       Действительно, против коммунизма в те времена были многие. Однако не против РОССИИ, когда на неё напал враг! Во время нападения на Родину, все остальные соображения, как уже было сказано, отходят на второй план.
 
       Да, у некоторых путались понятия против кого они выступают,  некоторые даже шли в подразделения и дивизии «СС», как бы сражаться с «коммунизмом» или бороться за самостоятельность своих наций, за независимость от СССР. Но, как бы и чем они не оправдывали свои слова и действия, понятно, что в период фашистской агрессии они были продиктованы, прежде всего, шкурными интересами. В любом случае от них  становилось только больше погибших наших бойцов и мирных граждан. От гитлеровцев и их прислужников-нацистов типа бандеровцев. На фронте, в концлагерях и на оккупированных территориях. Потому народ считал и считает таких "антикоммунистов" предателями. Считал их, вместе с фашистами, преступниками и до Нюрнберга, и после него, и считает в наши дни.

         Не надо сбрасывать со счетов и то, как использовали слова, авторитет Бунина сами фашисты и их приспешники  в то время, в частности, для пропаганды своих мерзких деяний и разложения бойцов  в рядах Красной Армии и населения в тылу России . Да и в наше время некоторые "патриоты" России выгодные для себя его слова используют. Вот, мол, даже Иван Бунин так считал...

         Кое-кто из них продолжает настаивать: "И все он видел ПРАВИЛЬНО... И оценки делал правильные...". Но не добавляют, что, к сожалению,  не всегда. Значит, в этом конкретном случае, видимо, как он тогда, так они сами думают и говорят сейчас. Мало того, свою точку зрения пытаются распространить, навязать другим. В частности, есть такие, кто считает, если бы Гитлер победил большевиков, мы бы жили сейчас в цивилизованной стране. Иные надеялись получить от Гитлера самостоятельность своих наций. Наивные, глупые люди? Может, просто забыли, какую судьбу для всех славян, а не только евреев, готовил Гитлер? Или просто предатели?
 
         Да, я согласен с тем, что: "Надо быть полным идиотом... чтобы записать Бунина в ...фашисты". В фашисты, конечно, никто его не записывает.
И заслуги Ивана Бунина, лауреата Нобелевской премии, в русской литературе никто отрицать не собирается.  Но и записать его в праведники,  после всего им сказанного в тяжелейший период, когда решалась судьба России  и её народа,  на мой взгляд, невозможно.

        Это моё мнение о Бунине, и я не собираюсь отрицать, что может быть другое. Это личное дело каждого из нас. Однако есть и что-то общее, о чем забывать нельзя.  Даже по отношению к таким личностям, как Иван Бунин.

               
       Ко всему сказанному выше могу только добавить:
Безусловно признавая талант писателя Ивана Алексеевича Бунина, я всё-таки, настаиваю на том, что и талантливые писатели обязаны в таких исключительно важных вопросах, как отношение к фашизму и Родине, ВСЕГДА, в том числе и сегодня, быть на высоте своего положения. Учитывать то, что разные люди слушают их слова, оценивают их по-своему и используют в своих целях.
       Нельзя давать повод всякому мерзавцу, обливающему грязью Россию, например, пытающемуся обесценить её великую Победу над фашизмом, ссылаться на их слова, опираться на их высокий авторитет.
       Да, бывает так, что под влиянием чего-то, минутной слабости, что-то сказал, написал не так. Ну так скажи об этом! Признай свою ошибку, скажи, что это случайность, настроение,  убери, наконец, из своих записок. К сожалению, у Бунина ничего такого нет.

       Так что в данном случае давайте договаривать известную фразу до конца: "О покойниках или хорошо, или ничего. Кроме правды!".

                29.08.2018 г.
   


Рецензии
Ничего об этом я не знал... Спасибо, Альберт Иванович! Р.Р.

Роман Рассветов   06.02.2020 22:19     Заявить о нарушении
Такова жизнь, Роберт Владиславович, как говорится "Век живи, век учись...". Это я и о себе в первую очередь.

Альберт Храптович   07.02.2020 05:12   Заявить о нарушении
Хорошо, что хоть не принимал прямого участия в войне на стороне Гитлера. Р.

Роман Рассветов   07.02.2020 14:55   Заявить о нарушении
И о живых тоже - или хорошо, или ничего. Кроме правды!

Алексей Морозов-Солнцев   06.07.2020 14:19   Заявить о нарушении
Согласен, Алексей, хорошее дополнение. Но живые и сами о себе способны сказать. Если не словами, то делами. В том числе и Вы тоже...
Вдохновение придет, не сомневайтесь...

Альберт Храптович   06.07.2020 18:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.